Вряд ли сегодня кому-то придет в голову отрицать тот факт, что фильм "Назад в будущее", которому на днях исполнилось сорок лет, является одной из лучших картин своего времени. Мы привыкли отсчитывать эпохи яркими драматическими лентами, вроде "Унесенных ветром", "Крестного отца", "Космической одиссеи", но 1980-е – это эпоха приключенческого кино, рассчитанного на самую широкую публику, а трилогия Роберта Земекиса о путешествиях во времени, лучше всех вместила в себя главные эмоции своего времени. При этом, судьба картины вовсе не была безоблачной – первоначальный сценарий "Назад в будущее" был отвергнут многими студиями. Что в нем было не тек? Давайте разбираться.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Строго говоря, основной причиной того, что режиссеру Роберту Земекису, сценаристу Бобу Гейлу и продюсеру Стивену Спилбергу указывали на двери, было не качество сценария, а недальновидная политика боссов студий. В тот момент кино о полете в прошлое многим казалось беззубым и вялым, в ходу были брутальные боевики и комедии на грани дозволенного. Время всё расставило по местам, четко определив место "Назад в будущее" в пантеоне величайших картин своего времени, но я всё же хотел бы вернуться к первым вариантам истории, в которых многие привычные нам события и детали показаны совсем иными. Расскажу, чем отличалось первоначальное видение Земекиса, Гейла и Спилберга от того, что получилось в итоге. А вы попробуйте себе представить этот неснятый фильм.
Разгоняемся до 88 миль в час – полетели!
Машина времени изначально не была "машиной"
Трилогию "Назад в будущее" невозможно представить себе без главной "движущей силы" сюжета – без автомобиля, в который Док Браун установил "временной контур". Однако в первоначальном варианте Марти отправлялся в прошлое не в футуристичной тачке, а в... холодильнике – ученый, якобы, использовал для воплощения изобретения в реальность доступные материалы. К счастью, от такого варианта создатели быстро отказались, поскольку возникли опасения, что дети, посмотревшие фильм, захотят поиграть и закроются в домашних холодильниках, что может стать причиной трагедии. Замена морозильному шкафу нашлась быстро – необычно выглядящий автомобиль DeLorean. Впрочем, этот переход повлек новые проблемы...
Энергию машине времени давал ядерный взрыв
Под проблемами я подразумеваю поиски авторами увлекательной задачи, которая ставила бы под угрозу возвращения Марти из прошлого в настоящее. Задача сформировалась в эпизоде с поиском источника питания для временного контура. Как вы помните, для запуска машины времени в фильме потребовался удар молнии, энергию которого Док переправил в автомобиль. Но первоначальный вариант подразумевал иной способ – посещение ядерного полигона в момент испытаний бомбы. Чтобы вернуться в 1985-й, Марти в противорадиационном костюме должен был проехать в максимальной близости от эпицентра взрыва. В этом была логика, ведь 1950-е время массовых испытаний ядерного оружия. Однако, от этого способа авторы быстро отказались из-за дороговизны реализации на площадке.
Топливом машины времени могла стать газировка
Полярно иным способом питания временного контура была версия из другого черновика – по одному из вариантов сценария источником энергии топливного элемента машины времени должна была стать... обычная кока-кола. Идея упростить технические требования витала с самого начала работы над историей, но Земекис и Гейл отложили ее на потом – первый фильм заканчивается тем, что Марти встречает Дока, прилетевшего из будущего, и заправляющего DeLorean мусором. На первом же этапе было решено, что наукообразность пойдет фильму на пользу, и авторы снабдили машину времени реактором, работающем на плутонии.
Марти мог уничтожить рок-н-ролл
Весь основной сюжет трилогии строится на том, что главные герои изо всех сил стараются не вмешиваться в прошлое, чтобы не менять настоящее. Безусловно, полностью отстраненными Марти и Доку оставаться не удается, и одна из черновых сюжетных линий цеплялась именно за это – в одном из первоначальных вариантов МакФлай уничтожал целый музыкальный жанр. В том фильме, что все мы любим, исполнение "Johnny B. Goode" на школьном вечере никак не повлияло на вселенную, но изначально Гейл расписал всё так, что музыканты слишком близко к сердцу приняли слова Марти о том, что им это еще рано исполнять. Поэтому, когда путешественник вернулся в свое время, он обнаружил, что рок-н-ролл после 1955-го оказался забыт. Затем эту линию авторы посчитали лишней и убрали из сценария.
Альманах должен был появиться в первой части
Значительную роль в сюжете второй части трилогии сыграл спортивный альманах, который Бифф отправил себе в прошлое, чтобы разбогатеть. Оказывается, эта идея могла войти и в первый фильм – мысль о том, чтобы разбогатеть и сделать свою семью счастливой, изначально посетила Марти перед первой отправкой в 1955-й. Впрочем, поразмыслив, Земекис и Гейл посчитали, что это показывает героя алчным и вероломным, а это могло повредить зрительским симпатиям. Поэтому трюк с альманахом забросили во вторую часть, передали отрицательному персонажу, а заодно вложили в уста Дока Брауна гневную отповедь на тему того, что "машина времени нужна не для азартных игр, а для науки".
Майкл Джей Фокс мог отказаться от роли Марти
Это не совсем сценарное изменение, но проигнорировать его нельзя. Зрителям хорошо известен тот факт, что актер Майкл Джей Фокс не был первым выбором на роль Марти МакФлая (изначально персонажа, кстати, звали Марти МакДермот) – Эрик Штольц успел сняться в нескольких сценах, прежде чем Земекис понял, что с этим артистом история не дает нужную искру. Фокс в тот момент был скован контрактом с сериалом "Семейные узы", в котором играл одну из ведущих ролей – только переговорными усилиями Спилберга удалось достигнуть договоренности и предоставлении Майклу времени для съемок в "Назад в будущее". Впрочем, у Земекиса и остальных был "План Б" на случай провала переговоров – пробы на роль Марти прошли Джонни Депп и Джон Кьюсак.
Кристофера Ллойда уговорил Земекис
Роль эксцентричного Эммета Брауна, которого Марти зовет Доком, тоже могла уйти совсем другому актеру. Незадолго до начала съемок Земекис вел переговоры с Джоном Литгоу и музыкантом Марком Мазерсбо, чтобы привлечь их в свой проект, однако оба по разным причинам отказались. Кристофер Ллойд, также прошедший пробы, тоже сперва ответил отказом, но по общению с актером Роберт Земекис понял – это именно тот, кто им нужен. Наверное, кто-то другой тоже смог бы справиться с ролью, но характерная экспрессия и эмоциональность Ллойда как нельзя подходила образу. Режиссер будущего фильма договорился с актером о дополнительной встрече и буквально мольбами уговорил того, подписаться на проект.
Питомцем Дока был шимпанзе
На вопрос "Кто первым в фильме совершил путешествие во времени?" многие отвечают неверно, позабыв о том, что стартовое испытание машины времени Док провел со своим псом Эйнштейном внутри. Интересно, что изначально мохнатым другом Эммета Брауна в сценарии числилась не собака, а шимпанзе – Боб Гейл считал, что обезьяна будет больше соответствовать образу ученого. От роковой ошибки фильм уберег исполнительный директор студии Universal Сид Шейнберг, который, прочитав черновик, отметил, что со времен "Кинг-Конга" 1933 года ни одна картина с обезьяной не стала кассовым хитом. Аргументы Земекиса в пользу шимпанзе тоже не были услышаны, и четвероногим компаньоном Дока назначили пса.
Спилберг искал другого композитора
Написанная Аланом Сильвестри заглавная мелодия из "Назад в будущее" сегодня является одним из наиболее узнаваемых саундтреков в истории кино. Однако, на определенном этапе фильм мог уйти в руки совсем другому композитору. Земекис уже работал с Сильвестри на "Романе с камнем" и был им вполне доволен, а вот Спилбергу музыка из приключенческого фильма с Майклом Дугласом и Кэтлин Тернер не понравилась. Продюсер настаивал на смене автора музыки, но режиссер пошел на хитрость – в числе прочих вариантов Земекис предложил Спилбергу послушать мелодию, придуманную Сильвестри, без указания авторства. Разумеется, Стивен клюнул, а когда узнал имя композитора, согласился на сотрудничество.
Фильм мог выйти под другим названием
Если с собакой исполнительный директор Universal Сид Шейнберг угадал, то другая его рекомендация буквально могла уничтожить франшизу. Проект Гейла и Земекиса с самого первого черновика был озаглавлен "Назад в будущее", но студийный босс на каком-то из этапов предложил изменить название задуманной картины на... "Космический гость с Плутона" (Space Man from Pluto). Проект спас Спилберг – получив записку с пожеланием столь странных правок, продюсер отправил Штейнбергу ответное письмо со словами: "Спасибо! Это очень смешная шутка!" Директор не решился возражать и говорить, что он был вполне серьезен, и эту претензию спустили на тормозах.
У картины должна была быть другая концовка
Конечно, каждый режиссер в глубине души надеется на успех своего детища и заказ сиквела, но Земекис в этом отношении в облаках не витал – изначально концовка "Назад в будущее" должна была давать лишь легкий намек на то, что приключения во времени могут продолжиться. При этом подход был совсем иным, по первоначальному сценарию в сцене внутри титров должны были показать Джорджа Макфлая, который обнаруживает газету, датированную 1955 годом с фотографией его сына – это должно было привести героя в замешательство. Но постепенно, уже во время съемок аппетит авторов разгорелся, и они сняли полноценный эпизод с заделом на сиквел. Причем Земекис потом очень жалел о том, что в машине оказалась Дженнифер – для нее не придумали арку в 2015-м, и герои просто таскали ее за собой бесчувственную.
Со своей стороны хочу отметить, что далеко не все отвергнутые идеи кажутся мне сейчас бесперспективными – из некоторых получились бы любопытные сюжетные тропинки. Но всё сложилось так, как сложилось – мы получили лучший фильм своей юности, который с удовольствием пересматриваем и сегодня. Да и вообще, если "Назад в будущее" чему-то и учит, то только тому, что даже изменения к лучшему часто оборачиваются серьезными проблемами в завтрашнем дне. Кто знает, что получилось бы у Земекиса и Спилберга, не слушай они свое сердце? Может, мы и не вспомнили сейчас о заурядном кино из 1985-го под названием "Космический гость с Плутона"...
Рассказывайте в комментариях о своих впечатлениях от этой впечатляющей трилогии. За что любите? К чему можете придраться? Как бы сами поступили со спортивным альманахом? В какой год отправились бы в первую очередь? Непременно делитесь мыслями – у меня есть еще пара материалов об этих великих фильмах, но я их пока приберегу, может, вы направите меня в другую сторону. Да и вообще, пока стоит переключиться на другое кино. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, цените время, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: