В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, многие задумываются о том, насколько перспективна профессия колориста. Ведь разрабатываются машины, которые якобы способны заменить человеческий труд. Казалось бы, всё просто: положил деталь в устройство, и оно выдало тебе идеальный цвет. Но на практике всё не так гладко.
Как ты думаешь, что это?
Однажды один мой бывший директор поехал в Германию на производство BASF. И присылает оттуда мне в частную переписку фотографию чего-то такого промышленного странного. Этот аппарат был похож, скажем так, на автоклав, который используют в медицине. Там такая дверца, как в старинных печах по центру. И все это подсоединено к машине, которая мешает, сама наливает краску. И это все со спектрофотометром соединено. Он мне присылает эту фотографию с вопросом: Как ты думаешь, что это?
Никаких пояснений к фотографии не было. Сразу поняла, о чем идёт речь и что ему там показали. Я ему написала, пошутив, что это, видимо, «печь для сжигания колористов».
Имеется в виду, что большие продавцы автоэмали, они заинтересованы в максимальном объёме продаж краски, и упрощении этой услуги без участия колористов. Их мечты прекрасно понимаю. Машине уже не нужно платить за услугу.
Но эта автоматическая система не работает. Она не работает по двум причинам. Спектрофотометры все-таки не могут повторить глаз человека. Это раз. Второе. В систему заряжены краски, банки с красками, которые используются неравномерно. То есть вы можете туда заряжать новую свежую краску, допустим, черных, серебра, белых, которые хорошо расходуются. Но там будут краски жёлтые, какие-то золотисто-зелёные, у которых расход будет минимальный. И они в нашей окружающей среде, на воздухе, со временем начинают концентрироваться, подсыхать, и их дозировка нарушается.
Поэтому на выходе получается белиберда.
Без человека, без его участия пока, этот процесс нельзя автоматизировать полностью. Без колориста, увы, никак. Мне кажется, спроса на труд колористов ещё лет 15-20 на мой век хватит.
Раньше ещё на семинаре голландского производителя, одного из моих любимых, это краска Debeer, тоже зашла речь про спектрофотометры первых поколений. Очень достойная система автоэмалей. Это была первая система, которую я себе приобрела. До сих пор какие-то ингредиенты покупаю именно у этой системы.
Голландским представителем DeBeer был пожилой технолог, колорист Ван Винен, он не раз приезжал в Россию, туда в Новосибирск.
Мы шутили, звали его Ван Хельсинг. Так вот, он говорит, что когда-то, это, наверное, 2004 год, их компания приобрела себе один из первых спектрофотометров. И насколько я помню, там была какая-то запредельная цена в евро. И в итоге он говорит: Вы знаете, мы не пользуемся. Мы вот купили, поняли, что зря оно стоит. Применять это бесполезно. Несравнимо с глазом человеческим.
Сейчас вышли новые поколения данных приборов и ими все пользуются, уверена у них в пользовании не то, что поставляется с китайской краской.
Сегодня на рынке существуют различные поколения спектрофотометров — устройств, предназначенных для измерения цвета. Эти приборы могут быть полезными инструментами, но в сравнении с человеческим глазом всё ещё остаётся значительная разница. Даже самые продвинутые спектрофотометры не способны уловить все нюансы оттенков и текстур, которые видит опытный колорист. Это связано с тем, что восприятие цвета человеком гораздо более сложное и многогранное, чем может представить любая машина.
Я, как человек, глубоко погруженный в эту сферу, общалась с представителями иностранных компаний, которые разрабатывают такие технологии. И их опыт подтверждает: ни одна машина пока не может заменить опытного колориста. Почему? Потому что подбор цвета — это не только про точные формулы и данные, это ещё и искусство, требующее внимания к деталям и понимания нюансов.
Мой личный опыт использования спектрофотометра говорит вот о чем. Он выдаёт код краски, занесённый в базу. А код и так написан на авто, или код можно достать из VIN кода. Но при наличии вариантов кода спектрофотометр указывает даже вариант рецепта в данной системе красок.
Он делает ошибки, это факт.
И есть заблуждение, что вы думаете, покупая спектрофотометр, что он выдаст вам рецепт на данную краску. Нет, это не так. Он выдаст вам ближайший, который ему выдаёт диаграмма математического алгоритма, к совпадениям по отсканированным замерам-показаниям.
Проблема в том, что этот ближайший будет ДАЛЕК от нужного в данный момент в этой машине. Составлять рецепт к именно этой краски он не будет. Что он выдаст если подобны рецепт не занесён в эту базу? Это будет чуть похожий вариант с серьёзной для вас доработкой.
Но со спектрофотометром однозначно проще и быстрее! Только он стоит дополнительных затрат. Колорист все равно обязан будет дорабатывать.
С учётом огромного количества автомобилей, которые выпускаются ежедневно, потребность в профессионалах, способных точно и качественно подбирать цвета, только растёт. Даже если представить, что в будущем все автомобили будут общественными, как в фантастических или появятся летающие машины, разнообразие и индивидуальные предпочтения людей всегда будут требовать персонализированного подхода. Мир идёт к усложнению всего, в том числе и более интересному лакокрасочному покрытию, а не к черно-белому.
Профессия колориста не только актуальна, но и полна перспектив
Она сочетает в себе технологические знания и творческий подход, и это то, что делает её уникальной и незаменимой в нашем мире.
Захотели стать колористами автоэмалей? Еще нет, но процесс такого желания уже зреет? Значит подпишись и иди за своей мечтой