Все доступные аудио примеры можно послушать в плейлисте в VK
Обязательно распойтесь перед началом урока. Не тратьте на это много времени, просто разогрейтесь достаточно для того, чтобы приступить к уроку.
На этом уроке вы:
- Будете практиковать фрай;
- Научитесь применять пассажи и гортанный удар;
- Узнаете больше о разумном выборе темпа и ритма;
- Познакомитесь с фразировкой, артикуляцией и секретами коммерческой музыки
Упражнение №1. Трели и пассажи в контексте
Существует много способов исполнить одну и ту же песню. Не существует двух людей, которые делали бы мелизмы абсолютно одинаково. Сейчас вы услышите несколько примеров исполнения одной и той же песни исполнителями разного возраста, уровня мастерства, а также выступающих в разных жанрах. Слушайте, пробуйте подпевать. Возможно, кто-то из этих певцов вдохновит вас. Затем попробуйте исполнить ту же песню самостоятельно.
Lullaby and Goodnight
In the sky stars are bright
May the moon silvery beams
Bring you with your dreams
Close your eyes now and rest
May these hours be blessed
Till the sky bright with dawn
When you wake with a yawn
Упражнение №2. Фрай, гортанный удар и переход в фальцет.
В этом упражнении мы снова поработаем с песней «Next to You», но на этот раз вместо вибрато мы поговорим о применении фрая и гортанного удара.
Напомню, чтобы сделать гортанный удар аккуратно разведите и сведите голосовые связки. Почти как йодль, но немного быстрее. Попробуйте сами.
Теперь послушайте демонстрацию и обратите внимание на то, как разные певцы по-своему в разное время используют вокальные приёмы. Затем попробуйте исполнить песню самостоятельно, выбирая приёмы и их место в песне по своему усмотрению.
Упражнение №3. Фразировка
Теперь мы поговорим о том, как изящно и мастерски использовать особенности своей речи.
Когда вы поёте, вы можете интерпретировать текст по-своему, например, подчеркнуть определённые слова, уделяя меньше внимания другим. Важно учитывать индивидуальность.
Сейчас вам предстоит послушать, как певцы сначала произносят, а затем пропевают несколько строчек из песни. Обратите внимание, что у каждого из них в песне передано разное ощущение, расставлены разные акценты, у них разный ритм, темп, разная расстановка стаккато и легато. Затем попробуйте проделать то же самое: сначала произнесите текст, а затем спойте его, сохраняя речевые особенности.
Также вы можете попробовать выбрать монолог любимого героя и повторить его, копируя все речевые особенности произносившего его актёра. А затем спойте его под свою собственную мелодию.
O beautiful for spacious skies
For amber waves of grain
For purple mountain majesties
Above the fruited plain!
America! America!
God shed his grace on thee
And crown thy good with brotherhood
From sea to shining sea!
Упражнение №4. Тур по артикуляции
Сейчас мы снова поговорим о том, что манера, с которой вы говорите,как строите фразы определяет вашу индивидуальность.
Классическая музыка требует вашей концентрации на гласных. Это позволяет певцу сосредоточиться на звуке, чтобы тронуть аудиторию красотой и выразительностью своего голоса. Вот почему люди, глубоко погрузившиеся в изучение вокала, зачастую предпочитают именно классику.
Современные музыкальные жанры подразумевают больший акцент на согласных, на тексте, на индивидуальности. Ни одна песня не звучит одинаково дважды. В голове певца немного меняется картина, которую он себе представляет, меняется настроение – и что-то неуловимо меняется в его исполнении. Секрет певцов, прославившихся в коммерческой музыке – их артикуляция, их уверенность, их притягательная манера общения с людьми.
Теперь выберите несколько актёров из приведённого ниже списка (или кого-нибудь из ваших любимых актёров), найдите видео с этим актёром, послушайте его/её речь, подмечая все особенности (характер, темп и ритм, фишки, особенности произношения и построения фраз). Попробуйте повторить их текст, а затем превратить его в песню.
Кристофер Уоткинс, Робин Уильямс, Джим Кэри, Билл Мюррей, Адам Сэндлер, Джулия Робертс, Крис Фарли, Джимми Стюарт, Кэтрин Хепбёрн, Джек Николсон, Хамфри Богарт, Ширли Темпл, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Тина Фей, Джордж К. Скотт, Лили Томлин, Майкл Кейн, Джерри Сайнфелд, Джеки Чан, Дом Делуиз, Энди Гриффит, Питер Селлерс, Арнольд Шварценеггер, Юджин Леви, Рэйн Уилсон, Маколей Калкин, Крис Рок, Бетти Дэвис, Грейс Келли, Грета Гарбо, Софи Лорен, Чарлтон Хестон, Джон Белуши, Морган Фриман, Кеннет Брана, Люсиль Болл, Джон Малкович, Деннис Хоппер, Роуэн Аткинсон, Колин Фёрт, Джона Хилл, Стив Карелл, Голди Хоун, Мартин Лоуренс, Лиам Нисон, Кэрол Бёрнетт, Боб Хоуп, Оуэн Уилсон, Саша Барон Коэн, Мэй Уэст, Том Хэнкс, Киану Ривз, Расселл Брэнд, Брэд Питт, Мэттью Перри, Джордж Лопес, Микки Рурк, Джек Блэк, Пенелопа Круз, Роберто Бениньи, Эдриан Броуди, Роберт Дауни-младший, Вуди Аллен, Одри Тоту, Клинт Иствуд, Родни Дейнджерфилд, Тим Аллен, УК Филдс, Алек Болдуин, Джордж Бёрнс, Лесли Нильсен, Кристофер Ллойд, Джеймс Гарнер, Мел Брукс, Чеви Чейз, Джон Траволта, Леонардо Ди Каприо, Кевин Спейси, Мартин Шорт, Жан Рено, Брюс Ли, Элвис Пресли, Натали Портман, Джеффри Раш, Вупи Голдберг, Дон Ноттс, Малкольм Макдауэлл, Кэмерон Диас, Мел Гибсон, Бенни Хилл, Сэмюэл Л. Джексон, Бен Стиллер, Рассел Кроу, Уиллем Дефо, Эдди Мерфи, Джонни Депп, Майк Майерс, Николас Кейдж, Джин Уайлдер, Дензел Вашингтон, Джейсон Стэйтем, Энтони Хопкинс, Анджелина Джоли, Уилл Феррелл, Хит Леджер, Пол Хоган, Анна Феррис, Джон Клиз, Стив Мартин, Кристен Уиг, Хью Грант, Дженнифер Энистон, Юэн Макгрегор, Рози Перес, Бёрт Рейнольдс, Бёрджесс Мередит, Сет Роген, Дэнни Де Вито, Рик Моранис, Розанна Бар, Джеки Глисон, Джерри Льюис, Джеймс Франко, Майкл Сера, Дэвид Швиммер, Кристиан Слэйтер, Дэн Эйкройд, Чарли Шин, Пол Джаматти, Джон Си Райли, Жерар Депардье, Вин Дизель, Джон Литгоу, Вэл Килмер, Джон Легуизамо, Сильвестр Сталлоне, Бетт Мидлер, Эдди Иззард, Бетти Уайт, Джордж Коннелл, Брюс Уиллис, Джеймс Эрл Джонс, Хью Джекман, Джон Гудман, Кэти Бейтс, Винс Вон, Джон Кьюсак, Дональд Сазерленд, Уильям Шатнер, Пирс Броснан, Рики Джервейс, Джефф Бриджес, Эмма Стоун, Джордж Карлин, Уилл Арнетт, Джон Стюарт, Дэймон Уайанс, Микки Руни, Дейн Кук, Джек Леммон, Ричард Льюис, Мэрилин Монро, Рикардо Монтальбан, Граучо Маркс, Багз Банни (да, изучение этого персонажа поразит ваше воображение), Барбара Стрейзанд, Крис Такер, Ричард Дрейфус, Билл Косби, Скарлетт Йоханссон, Шер, Поли Шор, Том Арнольд, Джефф Голдблюм, Тайлер Перри, Дэвид Спейд, Ричард Прайор, Ларри Дэвид, Дрю Бэрримор, Билли Кристал, Уилл Смит, Хоуи Мэндел, Джоан Коллинз, Гарри Белафонте, Том Босли, Фрэнк Синатра, Милтон Берл, Сидни Пуатье и Шон Коннери.
Упражнение №5. Работа с артикуляцией
Теперь, когда вы прочувствовали как артикуляция определяет то, насколько мы отличаемся друг от друга, пришло время применить это на практике.
Послушайте несколько примеров, в которых певцы прочитают небольшой отрывок из песни, а затем споют его. Обратите внимание, как их манера говорить, их характер отражается на тексте; как они произносят, например, «Д» и «Т». Также обратите внимание на то, что каждое слово обладает одинаковой эмоциональной насыщенностью, вне зависимости от его громкости. Затем спойте отрывок самостоятельно.
(It's) something about us
Makes more sense than life without us
But all we hear is doubters
As they shout through walls like cowards
We're both Afflicted
We can't run cuz we're convicted
Gravity misdirected
And the ground beneath us shifted
I got convicted
I got conflicted
Итак, теперь (и только теперь!), когда вы послушали несколько интерпретаций этой песни и создали свою собственную, пришла пора послушать оригинал. Обратите внимание на лёгкую небрежности этой записи, а также на то, как личные особенности певца отражаются в каждой строчке.
Упражнение №6. Базовая работа над балладой
Вам снова предстоит послушать несколько версий одной и той же песни, а затем создать свою собственную. Внимательно послушайте, отметьте для себя артикуляцию, трели, пассажи, фразировку, слайды, мелодические изменения и общее переосмысление каждой версии. Обратите внимание, как техника помогает каждому певцу раскрывать свою душу, звучать интересно.
Попробуйте спеть ту версию, которая вам понравилась больше всего, а затем создайте свою. Не бойтесь, рискуйте, однако не будьте слишком небрежны или опрометчивы, не выпячивайте своё эго. Не позволяйте своему желанию показать всё, на что вы способны, затмить саму песню, её первоначальный замысел. Но при этом помните, что мелочи, которые вы добавляете в песню, делают её по-настоящему вашей. Отключите своего внутреннего критика.
Послушайте также и оригинальную версию. Вполне возможно, одна из альтернативных версий покажется вам более интересной. В этом и заключается красота искусства. Вы можете выбрать то, что вам больше нравится, и вы не должны обижаться на зрителя, если ему не понравитесь вы.
What if I had driven around the block
To waste a couple ticks on the clock
What if I decided not to stop
(Would) You have never entered my thoughts
What if I found someone else
Would I have a voice that only you could help
Or maybe met you on a different day
Would I have looked at you some other way
But I didn't
So I shouldn't
Wonder what if I
If I were a little more smart
Or learn not to {to not} think to hard
What if there were ways to make this safe
Would I be okay if it turned out this way
What if I were too stable to (take) risk
Pushing on a loop I know you can't resist
What if I had gambled according to the eyes
Or believe my been upon the will of God
But I didn't
So I shouldn't
Wonder what if I
But I didn't
So I shouldn't
Wonder what if I
What if I had driven around the block
To waste a couple ticks on the clock
Упражнение №7. Uptempo (в быстром темпе)
В этом упражнении вам предстоит применить свои навыки в песне uptempo, т. е. в быстром темпе. Это требует особого отношения, т. к. в такой песне легко допустить ошибку. Теперь вы ещё больше, чем раньше почувствуете необходимость в понимании секретов артикуляции и умении уместно использовать вибрато.
Сейчас вам предстоит послушать каждого певца и оценить их различия, стиль и соответствие их подхода коммерческой музыке.
Child step down from this clown
Nobody gets bruised standing on the ground
We all want to fly we all are amused
On the edge of dangerous skies
You try to go to the sun
You were young
And believed everything said to you
Grew up in time you got burn
Lesson learned
Some things you found out just ain't true
Now you're praying for brand new vision
To find difference between faith, fact and fiction
So see what we have found
And jealousy rules they all want to take you down
I'll let them criticize once you become great
You'll be nothing in their eyes
You trying to go to the sun
You were young
And believed everything said to you
Grew up in time you got burn
Lesson learned
Some things you found out just ain't true
Now you're praying for brand new vision
To find difference between faith, fact and fiction
Заключение
Итак, вы закончили урок №4 из раздела «Вокальный стиль». Эти уроки становятся всё менее и менее традиционными по сравнению с теми, где вы знакомились с техникой и нарабатывали навыки. Это необходимо, чтобы ваше искусство получило признание. Когда вы учитесь играть в баскетбол, вы делаете это не для того, чтобы продемонстрировать свою технику, а для того, чтобы наслаждаться спортом и соревнованием в дружеской компании.
Также о методике Speech Level Singing вы можете почитать в книге
Руководство для преподавателей по методике Speech Level Singing
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Boosty или ЮMoney