История жизни народного артиста России Виктора Сухорукова — это повествование о том, как человек может преодолеть собственные слабости и обстоятельства, чтобы стать легендой российского кино и театра. Сегодня 73-летний актёр восстанавливается после серьёзной операции на сердце, перенесённой в марте 2025 года, но его творческий путь остаётся одним из самых впечатляющих в истории отечественного искусства.
Испытание здоровьем
Жизнь Виктора Сухорукова в 2025 году была резко разделена на «до» и «после» первого марта. В этот день у актёра дома началось носовое кровотечение, которое привело к экстренной госпитализации. Врачи диагностировали острый инфаркт миокарда — состояние, при котором часть сердечной мышцы отмирает из-за прекращения кровоснабжения.
Хирурги провели сложную операцию коронарного шунтирования — процедуру, создающую новые пути для кровотока в обход повреждённых артерий. Операция длилась несколько часов и потребовала использования искусственного кровообращения. Особенно поразительным оказался тот факт, что это был уже второй инфаркт в жизни Сухорукова — первый он перенёс в 2008 году, даже не подозревая об этом.
«Читаю документ: острый инфаркт миокарда. Оперирован из-за ишемической болезни сердца. Коронарное шунтирование. Вообще ничего не предвещало, чувствовал себя отлично», — позже рассказывал сам актёр.
В июле 2025 года художественный руководитель театра имени Ермоловой Олег Меньшиков развеял тревожные слухи о состоянии коллеги.
«Спасибо, что переживаете. Можно не переживать, всё нормально. Была действительно сложная операция. Сейчас Виктор Иванович восстанавливается. Он на любимой даче с родными и близкими», — сообщил Меньшиков.
Путь к сцене через житейские бездны
Виктор Иванович Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в Орехово-Зуево в семье работников ткацкой фабрики. Путь к актёрской профессии был тернистым и полным драматических поворотов. После первой неудачной попытки поступить в театральное училище (во МХАТе ему прямо сказали, что актёром не стать), службы в армии и работы на фабрике, он всё же поступил в ГИТИС в 1974 году.
Окончив институт в 1978 году, Сухоруков по приглашению Петра Фоменко переехал в Ленинград и поступил в Театр комедии имени Акимова. Однако в начале 1980-х его жизнь пошла под откос — из-за проблем с алкоголем он был уволен из театра «за нарушение трудовой дисциплины».
Следующие несколько лет стали самыми мрачными в биографии будущей звезды. Сухоруков работал грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом, практически превратившись в бродягу. Позже он с беспощадной честностью признавался:
«Я просто с себя снял и отдал свитер за бутылку портвейна».
Но именно эта бездна стала началом возрождения. Справившись с зависимостью, в 1986 году Сухоруков был принят в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола, где сыграл в спектаклях «Стойкий оловянный солдатик», «Женитьба Белугина», «Дракон».
Кинематографическое воскресение
Новая жизнь актёра началась в 1989 году с комедии-фарса «Бакенбарды» режиссёра Юрия Мамина. Этот фильм привлёк внимание молодого режиссёра Алексея Балабанова, который пригласил Сухорукова в свои картины «Счастливые дни», а затем в культовые фильмы «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000).
Роль Виктора Сергеевича Багрова, старшего брата главного героя, принесла актёру всероссийскую известность. Фраза его персонажа «Вы мне ещё за Севастополь ответите!» из фильма «Брат-2» стала пророческой — в 2024 году Сухоруков получил медаль «В честь десятилетия возвращения Севастополя в Россию».
Долгое время Сухорукову предлагались роли отрицательных персонажей, но в 2003 году ситуация изменилась. Он стал графом Паленом в «Золотом веке» Ивана Хотиненко и Павлом I в картине «Бедный, бедный Павел» Виталия Мельникова. За последнюю роль актёр получил премию «Ника».
Творческое братство с Олегом Меньшиковым
В 2002 году, после конфликта с руководством Театра комедии, Сухоруков присоединился к театральному проекту Олега Меньшикова. Как вспоминает сам актёр:
«Олег приехал в Питер играть с коллегами в футбол, и меня пригласили в его проект».
Одной из самых значимых совместных работ стал спектакль «Игроки» по Гоголю, где Сухоруков исполнил сразу две противоположные роли — жеманного помещика Глова и чиновника-хохла Замухрышкина.
С 2012 года, когда Меньшиков возглавил театр имени Ермоловой, Сухоруков стал одним из ведущих актёров труппы. В репертуаре театра он играет в спектаклях «Царство отца и сына» (роль царевича Фёдора), «Р.Р.Р.» (Порфирий Петрович), «Улыбнись нам, Господи» (Авнер Розенталь). За последнюю роль актёр был награждён Премией Олега Янковского «Творческое открытие 2013-2014 года».
Культурное наследие
Виктор Сухоруков занимает особое место в истории российского кинематографа 1990-х. Его роли в дилогии «Брат» стали культовыми и повлияли на формирование образа «лихих девяностых» в массовом сознании. В театральной сфере он известен способностью создавать глубокие психологические образы, демонстрируя удивительный диапазон — от комедийных персонажей до трагических героев.
За выдающийся вклад в искусство Сухоруков удостоен множества наград: звания народного артиста Российской Федерации (2008), ордена Дружбы, двух премий «Ника», двух «Золотых орлов» и других престижных наград.
Дорога к выздоровлению
Сегодня Виктор Сухоруков находится на этапе восстановления после операции. Судя по словам Олега Меньшикова, реабилитация проходит успешно. Актёр сохраняет характерный для него оптимизм и планирует вернуться к профессиональной деятельности.
«Мы с ним иногда болтаем по телефону — у него оптимизма, как всегда, на десятерых. Обещал на днях приехать в Москву», — рассказывает Меньшиков.
История Виктора Сухорукова — это не просто биография актёра, но пример того, как человек может преодолевать жизненные испытания, сохраняя верность своему призванию. Его путь от рабочего парня из Орехово-Зуево до народного артиста России, через бездну алкоголизма к творческим вершинам, а теперь и через серьёзную болезнь к новому этапу жизни — это история о силе человеческого духа и верности искусству.
Возвращение мастера на сцену станет долгожданным событием для всех поклонников российского театра и кино. Характерная для Сухорукова жизнестойкость, которую он пронёс через все трудности, помогает ему и в этот непростой период.