Российские аэропорты пережили один из крупнейших транспортных коллапсов: в воздушных гаванях застряли сотни тысяч человек. Зачем отменяют рейсы и что делать в такой ситуации? Отложить отпуск или есть варианты добраться до моря этим летом без потерь?
Мария Соколова
К утру понедельника, 7 июля 2025-го, в аэропортах России отменили 485 рейсов, на запасные площадки ушли 88 самолетов, были задержаны на вылет и прилет 1900 рейсов. Таковы итоги катастрофических сбоев в работе воздушных гаваней за прошедшие выходные.
Закрытие аэропортов. Масштабы бедствия
Воздушное пространство было закрыто в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Пскове и Тамбове. Россияне уже привыкли к тому, что вылет может задержаться из-за временного закрытия аэропортов, но сейчас случился самый настоящий коллапс.
По данным Росавиации, за эти два дня было оформлено 43 тыс. вынужденных возвратов билетов, в гостиницах временно разместили 94 тыс. человек, 199 тыс. обеспечили напитками, а 155 тыс. — питанием.
▶️ Видео: Telegram. Транспортный коллапс 5–6 июля стал испытанием и для пассажиров, и для аэропортов
Росавиация в этой ситуации рапортует, что все хорошо:
— Авиатранспортная система России продемонстрировала устойчивость к вмешательствам в ее работу извне. У авиапредприятий достаточно ресурсов для работы в сложившихся условиях.
Но пассажиры говорят об обратном. Люди сталкиваются с тем, что представители авиакомпаний прячутся от толпы, дают противоречивые показания и отказываются расселять тех, чьи рейсы отменены и задержаны, в гостиницах — из-за дефицита мест. А из-за блокировки мобильного интернета нет возможности узнать ни актуальную информацию, ни заняться срочным поиском альтернативных маршрутов и билетов.
Как добраться до места назначения и не потерять сильно в деньгах — главный вопрос для застрявших пассажиров. Особенно сложно тем, кто летит с пересадками на самолет другой авиакомпании или на другой транспорт (поезд, автобус и т. д.), ведь в этом случае деньги за сгоревшие билеты никто не вернет.
Из-за созданного коллапса даже железная дорога не справляется с потоком людей. РЖД на 6–8 июля увеличили число пассажирских мест на пути между Москвой и Санкт-Петербургом: ходят сдвоенные «Сапсаны», к обычным поездам добавили вагоны. Но АТОР сообщает, что мест все равно на всех не хватает. Последними продавались самые дорогие билеты, цена на которые доходила до 68 тыс. рублей.
Зачем и как долго будут закрывать воздушное пространство
При этом, судя по новостям, каких-то рекордных атак ВСУ беспилотниками в эти дни не было. БПЛА летели десятками, но не сотнями, как бывало раньше. Но история знает не один случай, когда силы ПВО по ошибке сбивали пассажирский самолет.
В 2001 году над водами Черного моря потерпел крушение летевший из Тель-Авива в Новосибирск Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Он был сбит украинской системой ПВО во время проведения учений на территории Крыма. Погибли 78 человек.
В 2014 году ракетой зенитного комплекса «Бук» над территорией Донецкой области Украины был сбит Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс Амстердам — Куала-Лумпур. Катастрофа вызвала мощный международный резонанс, но главное, что тогда погибли 283 человека.
В 2020 году с военной базы ВВС Ирана была выпущена ракета по только что взлетевшему Boeing-737 «Международных авиалиний Украины». Запуск произошел из-за «человеческой ошибки» в условиях повышенной готовности вооруженных сил. Цена такой ошибки — жизни 176 человек.
Да и о катастрофе Embraer E190 вблизи казахстанского Актау нельзя забывать. Расследование официально не завершено и нет подтверждения вины российских сил ПВО (катастрофа произошла после неудачной попытки захода на посадку в аэропорт Грозного во время атаки БПЛА). Но на фюзеляже были обнаружены многочисленные пробоины, а азербайджанское издание Minval опубликовало объяснительную капитана ПВО, который запустил ракету.
К достоверности такой информации, появившейся на фоне обострения российско-азербайджанских отношений, стоит относиться скептически. Но ни военные, ни Росавиация точно не хотят допускать возможности повторения подобных катастроф. Поэтому основания для отмены рейсов все-таки есть.
И едва ли чьи-то сгоревшие билеты станут весомым аргументов для того, чтобы изменить сложившуюся практику. Даже несмотря на коллапс.
Сегодняшние новости об отставке и последующем самоубийстве министра транспорта Романа Старовойта дали повод для обсуждений — дескать, «наверху» осудили аэропортовый Армагеддон… Но почти сразу выяснилось, что Старовойт может проходить как подозреваемый по уголовному делу, связанному с его деятельностью на посту губернатора Курской области. Так что альтернатив отмене вылетов пока ждать не стоит.
Что делать при задержке рейса
У перевозчиков всегда есть выбор: просто задерживать вылет или отменять его. В этом случае авиакомпания обязана вернуть деньги за билет. Или же пассажир может согласиться улететь другим самолетом.
Помните: соглашаться на альтернативный рейс не обязательно, в случае отмены можете смело требовать возврата денег у представителей авиакомпании.
А при задержке рейса пассажиры имеют право на бесплатные напитки, питание и проживание в гостинице. Для авиакомпаний все это большие расходы, и нести их никто не хочет.
Поэтому отсутствующие на месте представители авиакомпании, отговорки о нехватке мест в гостиницах — это не случайность.
В любом случае порядок действий и обращений такой. Сначала надо попытаться найти представителя авиакомпании в аэропорту для получения информации. Вероятно, найти такого человека вы не сможете. Звонки в авиакомпанию тоже могут не дать мгновенного результата. Необходимо фиксировать бездействие перевозчика на видео.
При первой же возможности отправляйте в авиакомпанию письменное требование (подойдет электронная почта) вернуть деньги за билет. И не забудьте узнать причину отмены или задержки самолета. Если рейс не состоялся из-за неготовности экипажа или самолета, то это вина авиакомпании — вам полагается дополнительная компенсация. Могли сгореть билеты на стыковочный рейс, пропасть путевка на отдых, отмениться оплаченное лечение: за все это должна заплатить авиакомпания.
А вот закрытие воздушного пространства из-за атаки беспилотников — это не вина перевозчика. Поэтому внимательно читайте причину отмены рейса и сохраняйте все документы, подтверждающие расходы и потерю денег. Правила подачи претензии с требованием напомнила юрист Земфира Кашапова.
— Подать претензию можно в течение шести месяцев с даты запланированного вылета отмененного ранее рейса. К делу рекомендуется привлечь юриста. Скорее всего, перевозчик будет заявлять о том, что отмена произошла не по его вине, поэтому может потребоваться помощь специалиста.
Если авиакомпания не реагирует на поданное заявление, тогда направляйте жалобы в Роспотребнадзор и Росавиацию. Это может быть действенной мерой, но если и она не поможет, тогда вам прямая дорога в суд.
Требовать компенсацию — это зачастую единственное, что остается невезучим пассажирам. В России, к сожалению, очень низкая плотность крупных аэропортов с развитой маршрутной сетью.
Если хотите обезопасить себя от закрытия аэропорта, то следует сразу смотреть вылет из более безопасных мест: Казани, Екатеринбурга или даже Минска. Туда ходят автобусы и поезда. Крюк большой, но иных вариантов зачастую нет. Путь растянется, но, выбирая прямые перелеты, при задержке самолетов этим летом из крупнейших мегаполисов страны вы рискуете потратить гораздо больше времени, нервов и денег.
Билеты на поезда на юг, например, давно уже раскуплены, на автобусе далеко и с комфортом не уедешь. Отправляясь в отпуск летом 2025 года, выбирайте поездку на собственном автомобиле.
Это самый надежный вариант. А если без самолета не обойтись, то планируйте маршрут так, чтобы задержка на сутки все не испортила.
---