Найти в Дзене
Большая Азия

Эфир прогрет. Добро пожаловать! — Александр Лебедев о СМИ России и Индии

В 2024 году в журнале «Россия & Индия» рассказывал об успехах телеканала «Большая Азия» и планах руководства по расширению сотрудничества с индийскими средствами массовой информации. Сегодня генеральный директор ООО «БОЛЬШАЯ АЗИЯ» Александр Лебедев в новом интервью рассказал о том, как развивается это направление на телеканале «Большая Азия» и на сайте bigasia.ru.

Александр Алексеевич, мы знаем, что этот год можно назвать «годом прорыва» во многих проектах, которые ведёт «Большая Азия». В рамках взаимодействия возглавляемой Вами медиагруппы с Деловым советом по сотрудничеству с Индией Вы неоднократно посещали Нью-Дели, вели переговоры со своими коллегами и, наверное, уже наметили конкретные планы. Есть о чём рассказать нашим читателям?

Конечно! Во-первых, мы договорились с руководством государственной вещательной компании Индии «Прасар Бхарати» об обмене телевизионным контентом. Телеканал «Дордаршан» будет показывать в своём эфире нашу английскую версию программы «Москва – лучший город земли», а мы будем размещать в эфире телеканала «Большая Азия» тележурнал «Индия сегодня», который будут производить наши коллеги из «Дордаршана». Это реально, как вы говорите, прорыв, который мы готовили более трёх лет. Чтобы понимать уровень наших отношений, необходимо понять статус компании «Прасар Бхарати». В 1990 году Парламент Индии принял Закон о «Прасар Бхарати», который предоставляет этой вещательной корпорации очень серьёзные полномочия и автономность. В состав «Прасар Бхарати» входит телерадиовещательная компания «Дордаршан», которая работает с 1959 года и является самой крупной вещательной организацией Индии, управляющей 41 каналом, включая каналы высокой чёткости, и «Всеиндийское радио», которое в Индии известно как «Акашвани» — буквально «Голос с небес». «Всеиндийское радио» – крупнейшая радиосеть в мире по количеству транслируемых языков, социально-экономическому разнообразию и масштабу организации вещания. 23 языка, 179 диалектов, 92% географической территории Индии (!) – это 99,19% её населения. Размах впечатляет. Внутренняя сеть «Акашвани» — это 420 станций. Кстати, своим названием «голос, который звучит с небес» Всеиндийское радио обязано Рабиндранату Тагору, который написал стихотворение к открытию коротковолновой службы в Калькутте и именно так назвал это радио. В национальном архиве «Прасар Бхарати» — старейшем и крупнейшем аудиовизуальном архиве Индии хранятся уникальные материалы, составляющие национальное достижение Республики Индия. Уверен, что такой партнёр как «Прасар Бхарати» сможет решить все вопросы по формированию высокопрофессионального контента об истории, культуре, традициях и сегодняшнем дне Индии. Во-вторых, к нам уже обратились представители ведущего индийского медиаконгломерата «Нетворк 18», состоящего из 20 телеканалов, вещающих на 16 языках, с предложением о сотрудничестве. Сегодня «Нетворк 18» — это крупнейшая в Индии омниканальная новостная сеть, работающая на 13 языках. Охват – более 200 млн человек с долей 13%. Они вторые в Индии по формированию новостей на цифровых платформах. В региональной сети «Нетворк 18» сегодня 15 собственных каналов, значительное число сайтов. «Нетворк 18» издаёт в Индии «Форбс», владеет крупнейшей в Индии финансовой платформой, собирающей ежемесячно более 100 млн посетителей. Медиаконгломерат «Network 18 & Investments Limited», который называют «Network 18 Group» принадлежит крупнейшей публичной компании Индии «Reliance Industries Limited», её владелец Мукеш Дхирубхан Амбани – самый богатейший человек в Азии. Похоже, что у конгломерата появились интересы в России и мы сможем поработать во взаимовыгодном режиме. В-третьих, находясь в Нью-Дели, мы познакомились с очень активными ребятами, издающими газету «Блиц Индия» и владеющими сайтом «BlitzIndia». Мы побывали в их офисе, обсудили «траектории сотрудничества», договорились глубже изучить друг друга. Очень важно, что нашим коммуникатором с «Блиц Индия» является Сэмми Катвани – Президент НП «Индийский бизнес альянс» и совладелец компании «Императорский Портной». Сэмми родился в Мумбаи, но с 1990 года живёт и работает в Москве, поэтому его опыт и связи, как говорится, дорого стоят. «Блиц Индия» — это реальная «точка входа» на рынок Индии, а впоследствии и на рынки, где работают наши коллеги. Это перспективно. Меня радует, что мы пробудили интерес к России и смогли найти «обратный отклик» из разных сегментов индийских СМИ.

«Прасар Бхарати» — это государственная компания, а «Большая Азия» — частная. Не будет ли здесь каких-либо противоречий, связанных с подачей информации, с разным «калибром», извините, если можно так сказать?
Я Вас понимаю, дело в том, что мы с официальным письмом в адрес главного исполнительного директора господина Гаурава Двиведи обратились через Посольство Российской Федерации в Республике Индия, и я благодарен Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Республике Индия Денису Евгеньевичу Алипову, за то, что он не просто поддержал наши инициативы, но и поручил Петру Владимировичу Сизову – пресс-секретарю Посольства лично встретиться с Гауравом Двиведи, вручить наше письмо и подготовить встречу, которая состоялась в офисе «Прасар Бхарати» 20 марта 2025 года. Следует отметить, что руководство «Прасар Бхарати» неоднократно предупреждало Посольство Российской Федерации в Индии, что не может, в силу не очень-то понятных мне причин, встречаться с представителями государственных СМИ России. Они очень тщательно изучали наши уставные документы, вещательную политику, изучали контент. Короче подошли к подготовке переговоров с особой тщательностью. Хотел бы поблагодарить Сергея Евгеньевича Черёмина, который как Председатель Правления Делового совета по сотрудничеству с Индией, и как Председатель Общественного совета телеканала «Большая Азия» проявил настойчивость и фантастические знания ментальности руководителей индийских СМИ, что очень нам помогло и в организации встречи с руководством «Прасар Бхарати», и в самих переговорах.

А до чего договорились? Или это коммерческий секрет?
Никакого секрета здесь нет. Договорились, что мы проработаем и подпишем широкомасштабное Соглашение о сотрудничестве, которое будет включать в себя обмен видеоконтентом. На телеканале «Большая Азия» появится регулярный тележурнал «Индия сегодня» на русском языке, а в эфире телеканала «Дордуршан» будет размещаться англоязычная «Московская мозаика» с Майклом Гибсоном, рассказывающая о столице России как городе удобном для ведения бизнеса и комфортном для жизни. Надеюсь, что этим наше сотрудничество с «Прасар Бхарати» не ограничится. С главным исполнительным директором господином Гауравом Двиведи мы очень детально обсуждали варианты взаимодействия в форматах В2В и В2G. Средства массовой информации сегодня это ещё и средства надёжных коммуникаций, которых, как известно, и в бизнесе, и в политике мало не бывает.

А как себя сегодня чувствует «Большая Азия»? Что, как говорится, в ваших приоритетах?
В наших приоритетах, без сомнений, развитие Индийского направления. Напомню, что презентация телеканала состоялась 1 июня 2017 года в рамках Петербургского Международного экономического форума на площадке «Make in India». Инициатива рабочей группы по сотрудничеству медийного проекта, развивающего тему российско-азиатского сотрудничества, была поддержана Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергеем Евгеньевичем Черёминым, и именно он предложил представить наш телеканал на индийском стенде. Ведь главным гостем ПМЭФ-2017 был Премьер-министр Республики Индия Нарендра Моди. Мы тогда почувствовали не только интерес к нашему проекту, но и заинтересованность в сотрудничестве. Помню статью на ресурсе «LENTA.RU» от 5 июня 2017 года «Слоны идут на север». Прошло уже 8 лет, а «слоны» никак не дойдут… Мы очень хотим указать им дорогу. Нарендра Моди в 2017 году говорил о выгоде инвестиций в экономику Индии, о программе «Чистая Индия», но в России, увы, мало знают об этом. Уверен, что вместе с коллегами из Индии мы сможем решить вопрос информационного сопровождения российско-индийского диалога. Мы очень хотим участвовать в международной кампании «Невероятная Индия», рассказывать об уникальных объектах культуры, архитектуры, развивать тему туризма, но здесь нужны сильные партнёры, которых мы готовы пригласить к долгосрочному взаимовыгодному сотрудничеству. А ведь ещё есть огромные достижения Индии в космосе, образовании, науке. У телеканала «Большая Азия» сегодня 95-мллионная аудитория в России. Через сайт bigasia.ru нас можно смотреть даже в Антарктиде. Мы формируем собственную ленту новостей на сайте, делаем чудесные профессиональные новости на телеканале «Большая Азия», но вовлекать в эту работу представителей индийского бизнеса очень сложно. Думаю, что в ближайшее время мы более активно начнём взаимодействовать с крупным российским бизнесом, работающим в Индии. Например, многие ли знают, что в 2024 году поставки удобрений в Индию достигли исторического максимума благодаря существенному увеличению экспорта из России. Практически безоговорочным лидером на этом направлении является Группа «ФосАгро». Но нашим производителям «дышат в затылок» производители удобрений из Омана и Саудовской Аравии. Как добиться успеха в конкурентной борьбе? Это серьёзный вопрос, который обсуждается на самом высоком уровне и в «ФосАгро», и в Правительстве России. Я, к слову, знаю, что «ФосАгро» активно развивает гуманитарные инициативы в Индии, поддерживает фундаментальную науку, молодых учёных. На эти программы тратятся миллионы долларов, а на продвижение этих проектов в медийном пространстве, думаю, что не тратятся вообще. Почему я так думаю? Да потому, что информации в медийном пространстве об этом практически нет. Короткие сообщения на сайте «ФосАгро», подготовленные пресс-службой – это, как говорят математики, «условие необходимое, но не достаточное». Представьте себе, что «ФосАгро» возьмёт на себя миссию представлять на российском рынке Индию! Её историю, культуру, традиции, современную жизнь… А кто даст для этого эфир? Отвечаю: «Никто кроме нас!» Увы, для других телеканалов это просто «не формат».

Александр Алексеевич, правильно ли я понимаю, что Вы хотите стать «площадкой», соединяющей интересы Индии по продвижению на рынке Российской Федерации с интересами российских компаний, работающих в Республике Индия?
Совершенно верно! Кроме «ФосАгро» есть «Сбер», «Росатом», РЖД, «Роснефть», АФК «Система», но почему наши «гиганты» не рассказывают нам об Индии? Их никто не просит? Они не хотят тратить «три копейки», зарабатывая там «три рубля»? Они не считают себя социально ответственным бизнесом? Думаю, что ответ и «ДА», и «НЕТ». Просто в российско-индийских отношениях, как и в индийско-российских, фактор медийного взаимопроникновения отсутствует. Причин здесь множество. Во-первых, все государства мира стараются закрыть своё информационное пространство от внешнего воздействия и понятно, что Индия и Россия в этом вопросе не являются исключением. Во-вторых, реально позитивного страноведческого контента, который был бы пригоден для продвижения в медийном поле России и Индии практически нет. Контент должен быть адаптирован не только по языку, но и ментально. Телеканал «Большая Азия» с трудом находит на рынке программы об Индии, платит деньги за права показа, как говорится «мы греем эфир», формируем аудиторию, удовлетворяем первичные запросы, но не видим заинтересованности бизнеса. А ведь это очень важно, потому что путь в бизнес лежит через знания. Индийский рынок отличается долгим входом. Привычную нам исполнительность и дисциплину сложно найти в условиях философии «кармы» и «реинкарнации». Зачем спешить? Всё положенное случится всё равно. В Индии договорённости не сразу конвертируются в действие. Нам хочется «прийти, увидеть, победить», а в Индии ключевым фактором является доверие, которое не может выстроиться за одно-два общения. В Индии при выборе партнёра очень внимательно смотрят на Человека. Рынок Индии огромен и перспективен, поэтому сложный и долгий вход обязательно окупится. Телеканал «Большая Азия», сайт bigasia.ru, наши партнёры очень хотят изменить ситуацию на рынке обмена контентом. Мы хотим вовлечь в эту работу представителей крупного бизнеса и из Индии, и из России, а инструменты для этой деятельности мы уже создали.

Так что, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!