Найти в Дзене
Волшебный луч

«Опасные связи»: 4 экранизации самого скандального романа ХVIII века. Какая из них лучшая?

Оглавление

Эпистолярный роман «Опасные связи» стал единственным крупным произведением французского писателя ХVIII века Пьера Шодерло де Лакло. Несмотря на то, что роман долгое время считался безнравственным (а, возможно, - именно поэтому), он с момента выхода в свет пользовался огромным успехом у читателей. Хотя в финале «Опасных связей» зло терпит поражение, в ходе чтения романа создается впечатление, что автор невольно любуется «красотой порока». Книга многократно экранизировалась, но наибольшую известность получили четыре версии.

«Опасные связи» (1959, режиссер – Роже Вадим)

Жерар Филип в роли виконта де Вальмона и Жанна Моро в роли Жюльетты де Мертей
Жерар Филип в роли виконта де Вальмона и Жанна Моро в роли Жюльетты де Мертей

Роже Вадим перенес действие романа в ХХ век, сделав бывших любовников – виконта де Вальмона и Жюльетту де Мертей – безнравственными супругами, любимой развлечение которых – развращать других. Роль Вальмона, таящего под маской цинизма ранимую, способную на глубокое чувство душу, стала последней работой в кино смертельно больного Жерара Филипа. Жюльетту де Мертей сыграла звезда французского экрана Жанна Моро. В роли Дансени снялся Жан-Луи Трентиньян, уже работавший с Вадимом в ставшей культовой картине «И бог создал женщину…». Несмотря на определенные изменения в судьбах персонажей, в фильме сохранены основные мотивы романа Лакло. Главной жертвой интриг здесь становится Марианна де Турвель, которая сходит с ума, узнав о гибели Вальмона. Роже Вадим отдал эту роль своей второй жене – датчанке Аннет Вадим (Стройберг).

«Опасные связи» (1988, режиссер – Стивен Фрирз)

Гленн Клоуз в роли маркизы де Мертей
Гленн Клоуз в роли маркизы де Мертей

Классическая версия романа Лакло. Ее действие разворачивается в роскошных интерьерах в стиле рококо, а персонажи словно сошли с полотен Ватто и Буше. Именно эта экранизация «Опасных связей» считается лучшей, но меня в ней смущает выбор исполнителей главных ролей – маркизы де Мертей и виконта де Вальмона. Если в романе эта парочка опытных интриганов скрывает свои истинные лица под масками внешней привлекательности, то в фильме Фрирза при взгляде на персонажей можно сразу догадаться, что это злодеи, поскольку их играют актеры с ярко выраженным «отрицательным» обаянием – Гленн Клоуз и Джон Малкович.

Мишель Пфайффер в роли мадам де Турвель и Джон Малкович в роли Вальмона
Мишель Пфайффер в роли мадам де Турвель и Джон Малкович в роли Вальмона

Признаться, я полностью понимаю Марианну де Турвель из фильма Роже Вадима – перед Вальмоном с утонченной внешностью и печальным взглядом Жерара Филипа устоять невозможно. Но мне никогда не понять мадам де Турвель (Мишель Пфайффер) из экранизации Стивена Фрирза, чья добродетель пала перед циничной ухмылкой Вальмона-Малковича. Сложно поверить и в то, что неискушенный Дансени (Киану Ривз) и многоопытный Вальмон так легко попали в сети стареющей матроны Мертей, которой больше подходит роль наперсницы наивных юных дев вроде Сесиль де Воланж (Ума Турман), чем роковой соблазнительницы.

«Вальмон» (1989, режиссер – Милош Форман)

Колин Ферт в роли виконта де Вальмона и Аннет Бенинг в роли маркизы де Мертей
Колин Ферт в роли виконта де Вальмона и Аннет Бенинг в роли маркизы де Мертей

Еще одна классическая экранизация «Опасных связей» - красивая, словно полотна французских живописцев эпохи рококо. Фильм гениального Милоша Формана вышел на экран вскоре после «Опасных связей» Стивена Фрирза и был признан неудачным по сравнению с лентой предшественника. Но у меня сложилось совершенно другое впечатление. Форман заметно смягчил обличительную направленность романа Лакло и почти идеализировал главных героев. Маркиза де Мертей здесь не является злодейкой по натуре и становится ею лишь после предательства Жеркура (Джеффри Джонс). Аннет Бенинг в роли Мертей – само воплощение живости и очарования. Такой женщине на самом деле легко завлечь в свои сети невинные души. Вальмон, сыгранный 29-летним Колином Фертом еще до прославившей его роли Дарси из «Гордости и предубеждения», и вовсе кажется чересчур заигравшимся шалуном, не заметившим, что стремительно проигрывает все, что ему дорого. И маркиза де Мертей, и виконт де Вальмон в фильме Формана стремятся не к мести, а к любви, которая постоянно ускользает от них. Поэтому самым страшным наказанием для маркизы становится утрата юного Дансени (Генри Томас), слишком быстро усвоившего преподанную ею науку любви как бездумного наслаждения. И именно поэтому сознательно идет навстречу смерти Вальмон, последовательно потерявший искренне любящую мадам де Турвель (Мэг Тилли), казавшуюся близкой по духу маркизу де Мертей и даже юную глупышку Сесиль (Файруза Балк).

«Опасные связи» (2003, режиссер – Жозе Дайан)

Катрин Денев в роли Изабель де Мертей и Руперт Эверетт в роли Себастьяна де Вальмона
Катрин Денев в роли Изабель де Мертей и Руперт Эверетт в роли Себастьяна де Вальмона

Французский мастер мини-сериала Жозе Дайан перенесла действие романа Лакло в 60-е годы ХХ века. Интересно, что почти в то же самое время происходит действие фильма Роже Вадима. Но если Вадим стремился показать, что проблемы, о которых писал Лакло, до сих пор не утратили актуальности, то для Дайан изменение времени действия стало лишь предлогом для создания эффектного визуального ряда в стиле «ретро». Маркиза де Мертей превратилась в сериале в известную меценатку, которая помогает молодым дарованиям и, в то же время, тайно развращает их. Виконт де Вальмон стал модным фотографом, Сесиль де Воланж – талантливой пианисткой. В «Опасных связях» принимал участие международный звездный состав: Изабель де Мертей сыграла француженка Катрин Денев, Себастьяна де Вальмона – англичанин Руперт Эверетт, Мари де Турвель – немка Настасья Кински.

Настасья Кински в роли Мари де Турвель
Настасья Кински в роли Мари де Турвель

История любви Вальмона и мадам де Турвель достигла масштаба шекспировской трагедии, а поражение мадам де Мертей в финале оказалось весьма относительным. Даже разоренная и ставшая изгоем, главная злодейка сериала не отказывается от мести.

Что бы ни говорили критики, для меня лучшей экранизацией «Опасных связей» стал «Вальмон» Милоша Формана, лучшей исполнительницей роли маркизы де Мертей – Аннет Беннинг, а непревзойденным Вальмоном – Жерар Филип.

А какую экранизацию «Опасных связей» вы считаете лучшей?

Все фотографии взяты из открытых источников

Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал