Я хотел сделать обзор демографии по итогам 1-го полугодия 2025-го года, однако в последние месяцы произошло много всякого, указывающего на то, что сделать это едва ли удастся. Уже более 10 лет в начале каждого месяца (в последнее время, во 2-ю пятницу) на сайте Росстата, в разделе "оперативная информация" среди демографических показателей публиковались данные по естественному движению населения (число родившихся, умерших, браков и разводов) за позапрошлый месяц, в разрезе регионов РФ - а я их сводил в таблицы и строил графики, хобби у меня такое. Однако в мае (соответственно, за март) были опубликованы данные только по всей стране, нарастающим итогом с начала года, и с точностью до 100 человек (а не до 1 человека, как раньше). В июне же не было опубликовано вообще ничего. Это можно было бы считать какими-то временными техническими неполадками (сайт Росстата в июне также какое-то время, несколько дней, был недоступен), однако на прошлой неделе вышел ежемесячный доклад "Социально-экономическое положение России" за май. В этом докладе традиционно публиковались и данные по демографии, с отставанием на 1 месяц (в сборнике за апрель есть данные за март, как и на сайте). Однако в докладе за май раздел "Демография" просто пропал.
В ЕМИСС, где лежат показатели в базе данных, информация по числу рождений также доступна пока что только на февраль. В общем, ситуация интересная. Даже в самые мрачные ковидные месяцы осени-зимы 2021-го, когда умирало в полтора с лишним раза больше людей чем обычно, публикацию данных не прерывали, а тут такое, хотя настолько страшных значений сейчас не было. В общем, поскольку становится непонятно, когда стоит ждать данных за месяцы 1-го полугодия (и стоит ли вообще), давайте посмотрим на то, что у нас есть на текущий момент.
Поскольку мы тут видим большой разброс по месяцам, то нагляднее будет сгруппировать данные по месяцам.
Или взять скользящие суммы за последние 12 месяцев.
Символично, что именно в марте число родившихся за 12 последних месяцев стало меньше, чем в самом плохом по этому показателю году, 1999-м (1,211 млн против 1,215), ну и судя по тенденции, едва ли по итогам 2025-го получится больше.
Кроме спада числа рождений, в последний год, после возвращение числа смертей к нормальным значениям (после окончания пандемии), мы видим также рост и по ним, но уже не такой значительный. Прошедшей зимой (2024/25) ситуация по смертям вроде стала улучшаться, но в марте как будто вернулся прошлый тренд - впрочем, как оно обернулось дальше, мы теперь не знаем. Всё это выливается в рост естественной убыли (т.е. убыли по естественным причинам рождений и смертей, без учёта миграции).
Не миллион за год, как в ковидные годы и в конце 90-х - начале 2000-х, но больше полумиллиона с тенденцией к увеличению.
Очевидно, что число смертей может расти по 2 причинам: или стало больше пожилых, или люди тех же возрастов стали чаще умирать. Оценить влияние 2-го фактора можно через Ожидаемую продолжительность жизни, расчётный и чисто теоретический показатель, считающийся на основе коэффициентов смертности в различных возрастах, без учёта возрастной структуры населения. Росстат недавно начал публиковать его также помесячно (в ЕМИСС), и потом так же внезапно перестал публиковать, ещё после публикации данных за ноябрь прошлого года. Выглядели данные по нему на тот момент вот так.
Если ноябрьские данные сравнить с данными за прошлые годы, получится вот так.
Также очевидно, что и спад числа рождений может быть вызван как снижением числа женщин в родильном возрастем, так и тем, что женщины тех же возрастов объективно стали меньше рожать. Как я уже писал, в последние годы наблюдается и то, и то. Надеюсь, мы увидим значение суммарного коэффициента рождаемости за прошлый год (обычно его публикуют летом, но сейчас, как видим, ни за что нельзя поручиться). Пока что, по расчётам на основе прогнозов на прошлый год, у меня получился вот такой график.
Без публикаций в докладе "Социально-экономическое положение России" мы также лишаемся ежемесячных данных по международной миграции. Это, пожалуй, наименее достоверный показатель, более всего подверженный влиянию методов учёта, но ежемесячные данные хотя бы позволяли заметить колебания, связанные с изменением этих методов, и оценить, насколько оно влияет на изменение официальной численности населения страны. Например, в 2021-м году у нас значительно усилился миграционный прирост. Многие связывали это с какими-то объективными причинами, например, восстановлением после ковида. Однако связан рост был не с ростом числа приезжих, а с резким падением числа выехавших. В 2022-м году, с января, число выехавших так же резко (и на такую же величину) выросло, а ещё через полгода - вернулось примерно к тем же значениям. Очевидно, это связано с какими-то изменениями сроков учёта выездов, и рост и спад компенсируют друг друга.
Похожим образом вырос прирост в 2024-м году, только теперь выросло число приезжающих. А вот как и когда оно компенсируется, и компенсируется ли - мы уже, похоже, не узнаем. По состоянию на март картина выглядит так.
Ну и напоследок перейдём к бракам и разводам.
Число свадеб после спада в 2024-м потихоньку стало расти, а разводов - наоборот, уменьшаться, но как оно пошло дальше, мы какое-то время не узнаем.
Вот так Росстат как бы ненавязчиво подталкивает меня заниматься не сиюминутными обзорами текущей ситуации, а теорией, так что в ближайшем будущем возможно продолжение цикла статей по экономике. К ситуации с демографией тоже будем иногда возвращаться, но, видимо, уже на основе годичных данных, если и их публикация не прекратится.