Сегодня наш копирайтер решила сменить поле собственной деятельности и ненадолго стать следователем, расследующим последствия даже самых хитрых мошеннических схем, на которые могут пойти самозанятые исполнители ради обогащения. Важно - каждая наша находка будет подкреплена не домыслами, а нормами российского налогового законодательства.
Улика первая: аннуляция чека
Первое, на что обращает внимание опытный следователь, - это самые простые и очевидные действия, которые, тем не менее, составляют основу большинства правонарушений. Но, как говорится, хочешь что-то спрятать - прячь на самое видное место.😉Мы говорим об аннуляции чека самим самозанятым после получения выплаты.
Представьте себе простую, почти будничную сцену: самозанятый исполнитель, вышедший через платформу «Моя смена» на подработку, скажем, в качестве ассистента торгового зала, выполнил свои обязанности и получил оплату после успешного закрытия смены на карту. В этот самый момент, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ), а именно статье 14 Федерального закона № 422-ФЗ, он обязан в приложении «Мой налог» сформировать и передать заказчику чек или же, если чек формируется автоматически, как это происходит на платформе для поиска подработок «Моя смена», то лишь просто проверить сумму выплаты. Однако наш фигурант, поддавшись искушению, этого не делает. Почему? Ха, всё просто: нет чека - нет, как говорится, и дела, то есть зафиксированного дохода, нет дохода - нет и налога. Всё же логично: если транзакция прошла «бесследно», затерявшись среди десятков других поступлений на его личную карту, то и нет смысла делиться с налоговой.
Однако аннулирование чека - это фундаментальная ошибка, сравнимая с тем, как преступник оставляет отпечатки пальцев на месте преступления, будучи уверенным, что его никто не видел. Даже если заказчик - физическое лицо и не требует чек для отчётности, сама транзакция уже может стать отправной точкой для анализа: систематические поступления на карту от разных лиц, которые никак не отражаются в налоговой базе, - это уже не просто случайность, а паттерн, видимый для банковского мониторинга и, как следствие, для ФНС. Более того, если заказчиком выступает платформа, которая автоматически формирует чек в приложении «Мой налог» за самозанятого, то отследить аннуляцию ещё проще и быстрее. Таким образом, первая самая очевидная улика уже зафиксирована в нашем деле!
Улика вторая: фокус с налоговой ставкой
Двигаясь дальше по уликам, мы обнаруживаем более изощрённый метод, который свидетельствует о том, что наш фигурант уже не просто «забывает» о своих обязанностях, а целенаправленно искажает факты. Этот манёвр основан на разнице в налоговых ставках режима НПД: 4% при получении дохода от физических лиц и 6% - от юридических лиц и ИП. Казалось бы, разница в два процента - это мелочь, однако в масштабах постоянной подработки в ритейле, где смены есть ежедневно и, с условием, что наш условный исполнитель выходит системно на них, то за год набегает вполне ощутимая сумма, способная уже разбудить жадность и желание схитрить. Схема этого «фокуса» донельзя проста, но выполнима только если чек формирует САМ исполнитель, а не платформа за него: получив оплату от организации, например, от ООО «Вкусняшка», исполнитель формирует чек, но в качестве плательщика указывает не компанию, а вымышленное физическое лицо - условного «Иванова Ивана Ивановича». И так налог уже становится не 6%, а 4% на полученный доход.
Этот шаг - уже не пассивное бездействие или оплошность как с аннулированием чека, а активное введение налоговой в заблуждение. Надеясь, что система не способна сопоставить реального плательщика и информацию, указанную в чеке, исполнитель попадает в собственную же ловушку. Во-первых, большинство платформ-агрегаторов, через которые заняты самозанятые в ритейле, выступают налоговыми партнёрами ФНС и передают данные о транзакциях автоматически, как «Моя смена». Во-вторых, даже при прямых расчётах, минуя платформу, компания-заказчик отражает выплату конкретному самозанятому в своей отчётности, если привлечением исполнителя занимается непосредственно сама компания без участия платформы. Когда система ФНС сопоставит данные от компании (выплата самозанятому) и данные от самого самозанятого (доход от «Иванова Ивана Ивановича»), то обман будет моментально раскрыт. Эта вторая улика доказывает наличие прямого умысла на занижение налоговой базы, что значительно утяжеляет общую картину нашего расследования, а значит, и повышает не только риск наказания, но и уже уголовного преследования по статье о мошенничестве.
Улика третья: дробление дохода
Наш подозреваемый, как и мы, лёгких путей не ищет и становится всё изобретательнее! Поэтому мы только сейчас находим самую дерзкую третью улику, которую можно охарактеризовать как попытку создать альтернативную финансовую реальность. Здесь в ход идут два приёма: умышленное занижение суммы в чеке и его последующее аннулирование. Как это возможно? Представим, что наш исполнитель, выходя не через платформу, а по условному «объявлению», получил за смену в гипермаркете 3000 рублей. Но вместо того чтобы честно отразить эту сумму в приложение «Мой налог», он формирует чек на 1000 рублей, а разницу в 2000 оставляет в «серой» зоне, рассчитывая на то, что заказчик, получив чек, не станет вдаваться в детали. Но это ещё не всё! После получения сообщения, что чек принят и бдительность партнёра усыплена, наш исполнитель доводит операцию до конца: заходит в приложение «Мой налог» и просто отменяет операцию, указывая причиной, например, «возврат средств», тем самым как бы утверждая, что дохода он не получил вообще. Ну как вам такие фокусы? Эта улика окончательно формирует портрет нашего нарушителя как лица, систематически и сознательно идущего на обман ради сиюминутной выгоды.
Эти действия - уже не просто правонарушение - это прямая фальсификация. Наш исполнитель не просто скрывает доход, а активно подделывает отчётность. Каждая отмена фиксируется и анализируется ФНС, и если аннулирование становится системой, это запускает автоматическую проверку. Кроме того, заказчик, особенно если это крупная компания с отлаженной бухгалтерией, может в любой момент проверить статус чека по QR-коду и обнаружить его недействительность. Последствия такого открытия будут для исполнителя куда печальнее, чем просто доначисление налога: это попадание в чёрный список контрагентов и полная утрата доверия со стороны компании-заказчика и репутации исполнителя, а если исполнитель выходит через платформу, то это пожизненная блокировка и возможность предъявления иска к нему со стороны платформы. Здесь, конечно, стоит отметить, что платформы более защищены от таких схем, но быть защищенным - не значит полностью исключить возможность мошенничества со стороны исполнителя.
Ловим с поличным
До сих пор мы собирали улики, которые, казалось бы, видны только нам, следователям. Но как именно происходит «задержание с поличным» со стороны ФНС?
Во-первых, юридическое лицо, обнаружившее аннулированный чек или не получившее его вовсе, с большой вероятностью сообщит об этом в ФНС, чтобы обезопасить себя.
Во-вторых, это данные от банков: в рамках противодействия отмыванию доходов (115-ФЗ) банки отслеживают подозрительные операции. Регулярные поступления на карту физлица без видимого источника (зарплаты, пособий) и без уплаты налогов - частый повод для запроса уточнения данных как со стороны банка, так и налоговой.
В-третьих, это перекрёстный анализ данных от отчётности компаний и платформ-агрегаторов до сведений от самих самозанятых. Например, когда компания ООО «Вкусняшка» показывает расход в 10 000 рублей на исполнителя «Баранова А. Д.», а исполнитель «Баранов А. Д.» в этот день показывает доход в 1000 рублей от вымышленного гражданина «Волкова С. И.», то система автоматически фиксирует расхождение.
И наконец, самый действенный, хоть и не самый частый метод, - контрольная закупка. Налоговый инспектор под видом обычного заказчика может нанять исполнителя для выполнения какой-либо услуги и проследить, будет ли выдан чек и корректно ли будет отражена операция. Если налоговый инспектор увидит, что все наши найдённые улики совершаются почти автоматически, то нашему исполнителю тут же поступает требование о предоставлении пояснений, и уже в отношении него начинается уголовное преследование.
Выносим приговор или говорим о последствиях
Итак, наш подозреваемый пойман с поличным. Каков же будет «приговор»? Иллюзия того, что можно сэкономить пару тысяч рублей, разбивается о суровую реальность Налогового кодекса и закона № 422-ФЗ.
- Штраф за чек
За невыдачу чека, согласно статье 129.13 НК РФ, предусмотрен штраф в размере 20% от суммы расчёта. Если же в течение шести месяцев исполнителя поймают на повторном нарушении, штраф вырастет до 100% от суммы. То есть, скрыв 5000 рублей, он не только заплатит налог, но и рискует отдать государству всю заработанную сумму в виде штрафа.
1. Доначисление налога и пени
Вся сумма сокрытого дохода будет обложена налогом по соответствующей ставке (4% или 6%). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (статья 75 НК РФ).
2. Потеря статуса самозанятого
В случае повторных нарушений налоговый орган имеет полное право лишить исполнителя права применять специальный налоговый режим НПД. Это означает, что ему придётся либо регистрироваться как ИП и переходить на более сложную и затратную систему налогообложения, либо переходить на УСН, АУСН или ПСН (ст. ст. 5, 15 Закона об НПД).
3. Уголовная ответственность
Уклонение от уплаты налогов в крупном (более 2,7 млн рублей за 3 года) и особо крупном размере (более 13,5 млн рублей) - это уже не административное, а уголовное преступление, предусмотренное статьёй 198 УК РФ, с наказанием вплоть до лишения свободы сроком до 1 года.
4. Репутационный ущерб
Пожалуй, самое недооценённое последствие: попав в чёрный список одной платформы или крупного заказчика, исполнитель рискует заработать негативную репутацию среди компаний-заказчиков и лишиться возможности подработки или занятости по официальному договору в сфере ритейла и не только.
Заключение
Что ж, улики найдены, подозреваемый наказан - дело о нарушении налогового кодекса можно считать закрытым. Наш окончательный вердикт однозначен: попытки обойти налог на профессиональный доход - это крайне рискованная и абсолютно невыгодная стратегия. Главный вывод нашего расследования прост: самая эффективная финансовая стратегия для самозанятого исполнителя - это честность и прозрачность. Созданный для самозанятых режим с его низкими ставками, отсутствием отчётности и простым администрированием является одним из самых лояльных в мире, поэтому рисковать всем этим ради призрачной экономии в несколько процентов - всё равно что играть в русскую рулетку с государством, где в барабане заряжены все патроны и шанс осечки практически равен нулю.