Найти в Дзене

Захар Прилепин про Макаревича* да Шендеровича*

— Про «Охотника». Какая-нибудь концепция есть у альбома? Или это просто собрались единомышленники музыкальные? — Да, Жень, верный вопрос. Знаешь, одно из моих наблюдений последних лет: музыка перестала быть — вот это дурацкое слово — концептуальной. Что нынешние песни — там это просто набор определенных слов. И уж тем более альбомы, которые, в отличие от пластинок Гребенщикова*, Цоя, «Алисы», или Андрея Макаревича*, определенных прошлых лет, не несут какого-то философического или квазифилософического посыла. А я накопил какое-то количество эмоций, наблюдений и впечатлений, что наконец вот в этой пластинке — это же не книга, где это другими средствами преподносится — я смог какие-то вещи сформулировать, которые для меня очень важны. Условно говоря, это такая ода традиции, ода мужеству, ода консерватизму, ода всему тому, о чем написано в книге «Не чужая смута». Я это мужество, концентрацию мужского русского просвещенного, свободолюбивого и сурового, попытался отобразить такими средствами
Оглавление

Сегодня юбилей Захара Прилепина, 50.

Я 10 лет назад (на его 40) приглашал писателя в эфир и сегодня процитирую фрагмент той беседы…

-2

— Про «Охотника». Какая-нибудь концепция есть у альбома? Или это просто собрались единомышленники музыкальные?

— Да, Жень, верный вопрос. Знаешь, одно из моих наблюдений последних лет: музыка перестала быть — вот это дурацкое слово — концептуальной. Что нынешние песни — там это просто набор определенных слов. И уж тем более альбомы, которые, в отличие от пластинок Гребенщикова*, Цоя, «Алисы», или Андрея Макаревича*, определенных прошлых лет, не несут какого-то философического или квазифилософического посыла.

А я накопил какое-то количество эмоций, наблюдений и впечатлений, что наконец вот в этой пластинке — это же не книга, где это другими средствами преподносится — я смог какие-то вещи сформулировать, которые для меня очень важны. Условно говоря, это такая ода традиции, ода мужеству, ода консерватизму, ода всему тому, о чем написано в книге «Не чужая смута».

Я это мужество, концентрацию мужского русского просвещенного, свободолюбивого и сурового, попытался отобразить такими средствами. И я очень доволен этой работой. Я достаточно давно занимаюсь музыкой, но здесь впервые получилось ровно то, что я хотел. И то, что со мной все-таки записались и Кинчев, и Скляр, и Ревякин, и ещё много-много замечательных ребят, конечно, для меня показатель того, что это было не случайно и не зря.

-3

— Как и где происходила работа?

— Целый год мы с моими друзьями-музыкантами, которые, в отличие от меня, который просто может держать в руках гитару, написать какую-то мелодию или текст, и спеть, они-то профессионалы. И целый год я от них добивался ровно того звучания, ровно вот этого удара в голову, который я хотел так или иначе сформулировать. И вот мы год записывали эту пластинку, собрали её по частям, и в городе, Дзержинске, где я провел детство, где родился Эдуард Лимонов и Олег Дерипаска, вот там мы записали альбом «Охотник».

— Ну, поподробнее, вклад Кинчева, Ревякина и Скляра в чем? Это они выступали соавторами или просто на ту или иную сессию ты их приглашал?

— Были уже готовые песни. Они предлагались. И всякий раз, когда я предлагал, они тут же соглашались, что они будут это петь.

Кинчев немного изменил текст, как-то сделал под себя, чтобы ему удобней было. А Ревякин и Скляр просто пели ровно то, что я написал.

Была такая помощь, отца, старшего брата. «Ну, давай, Захар, мы тебе сейчас поможем тебе». И конечно то, что они делали, как они умеют пользоваться своими голосами, насколько велика сила профессионализма в этих ребятах, это, конечно впечатляет. Сразу, с первых дублей делают такие вещи, которые я и с 25-го не запишу никогда. Просто молодцы!

-4

— Клип будет на какую-нибудь из вещей?

–Нет. Я посчитал, что то, что происходило в голове и в музыке, любопытнее. Но мы тут ездили на Донбасс, много катались.

Тогда мы ещё не записывали песню с Сашей Скляром. Собственно, Саша был первый музыкант, который доехал. Ну, в смысле я его привез в Новороссию, и он там давал несколько концертов с огромным успехом. И все очень этого ждали. Одновременно с нами приехал Кобзон. И уже после приехали и «7Б», и Чичерина.

Но я так считаю, что я первый заехал. Поэтому Саша там был первопроходец. А потом там уже и Вадим Самойлов, и ребята делали фестиваль.

«Моторола» говорил: «Ну, пора уже приехать спеть уже. Ну, что стесняться-то. Уже все знают вашу позицию, ребята, давайте, приезжайте, пойте».

Позывной «Моторола». Арсений Павлов — командир противотанкового специального подразделения «Спарта» Донецкой Народной Республики. Полковник вооружённых сил ДНР. Герой Донецкой Народной Республики.
Родился 2 февраля 1983 г. в городе Ухта, Россия, погиб 16 октября 2016 г. в ДНР. Простой парень-доброволец без военного образования стал известным командиром и примером для профессиональных военнослужащих. Донбасская война для уроженца российской Ухты началась в апреле 2014 года, когда он прибыл в Славянск, где стал командовать бойцами на особо опасном участке – в селе Семеновка, «отутюженном» украинской артиллерией. Потом были бои под Иловайском, взятие Донецкого аэропорта, дебальцевская оборонительная операция – батальон «Спарта» воевал и побеждал в самых горячих точках ДНР. «Моторола» отличался исключительной тактикой ведения боя, справедливым взглядом и всегда отстаивал честь своих собратьев, но 16 октября 2016 года погиб в результате теракта в лифте своего дома...
-5

— Вячеслав Бутусов выступил с интервью, в котором проговорил свою позицию относительно того, что музыканты, не рок-музыканты, а музыканты вообще, должны держаться подальше от любых политических коллизий. Не должны выступать там, где идёт война буквально. И некоторые это восприняли как послание Макаревичу*, который в Славянске выступил. Некоторые, напротив, решили, что это — Скляру. В принципе прав или нет Бутусов? Должны музыканты каким-либо образом обозначать своё отношение к войне?

— Ну, может быть у рок-музыкантов и у российских рок-музыкантов какая-то иная эстетика. Я это даже без иронии говорю. Не та, что была у русских поэтов и писателей, которые, как известно, «певец восстания русских воинов». То есть для Пушкина, уж тем более для боевых офицеров Лермонтова и Гумилева, и для Маяковского, и для Есенина, и для Блока, для многих и многих из них, которые напрямую были завязаны и на поддержку «пресловутого российского милитаризма», и на прямую поддержку и воспевание тех или иных военачальников.

А уж что творилось во время не только Великой Отечественной, но и Финской войны, но и войны в Прибалтике, но и всех военных конфликтов после Великой Отечественной войны, когда и Симонов, и Слуцкий, и Луговской, и Самойлов были все либо военкорами, либо боевыми офицерами.

То есть то, что говорит Бутусов, не совсем вписывается или совсем не вписывается в историю русской классической поэтической традиции. Но может быть у рок-музыки какие-то другие принципы? Ну, то есть это вопрос личного выбора. Если Бутусов так считает, он имеет на это полное право. Просто из этого права не надо делать правило. Это просто право, но не правило.

-6

— Помню дискуссию со своим коллегой, который работает в нашем холдинге, вокруг одного из трудов товарища Прилепина. И мне было сказано, как можно слушать Прилепина, он же записной антисемит. Поэтому я к первоисточнику обращаюсь, непосредственно к Прилепину, в чем антисемитизм проявлялся?

— Ну, вообще ксенофобию можно пришить, как мы знаем, всякому русскому писателю. И без проблем. Но это настолько не по моей части, что мне даже смешно это слышать. Я тем более знаю, кто этот человек. Он пресс-секретарь очень известного российского исполнителя?

-7

— Ну, да. Макаревича Андрея*.

— Да. И этот исполнитель пишет мне письма о том, как ему нравится роман «Обитель». Андрей пишет мне на эту тему разветвленные, очень комплиментарные письма. У нас в этом смысле нормальные, общие эстетические установки. Видимо, ему ничего не мешает это делать.

-8

— Мне кажется, Макаревич* абсолютно искренен в своих, не буду говорить слово «заблуждениях», потому что я сразу тогда обозначаю позицию…

– Убеждениях, да.

— Интересно было ваш диалог когда-нибудь услышать, лучше прямой.

— В эфире «Коммерсанта» мы встречались уже после всех событий 2014 года. И вполне нормально общались и все обсудили. Я понимаю, что у него другой символ веры. Я ничего с этим поделать, собственно, не могу.

-9

— Вот именно. Ключевое слово — «вера». Здесь бесполезно спорить. Потому что никакие аргументы не работают там, где есть вера.

— О чем я буду спорить, если он такой? Ну, это смешно. Тем более в России это смешно. Я просто выступаю за общие правила. Если Виктор Шендерович* говорит: «Мне стыдно быть русским», я имею право сказать: «Ах, вы-то евреи, когда ты поддерживаешь людей, которые ходят со свастиками», да? Если его случай — это не русофобия, тогда в моём случае, это тоже не ксенофобия. Это просто мы играем по общим правилам. Если вам не нравятся общие правила, тогда не надо этого говорить. Вот и все.

— Есть ли до сих пор какой-либо секрет от родителей?

— Я рос в очень странной атмосфере. Дело в том, что я в детстве поставил себе цель — никогда не обманывать свою маму. И вера моей мамы Татьяны Николаевны Прилепиной была велика… Когда я, допустим, прогуливал школу — а я часто её прогуливал, и она спрашивала: «Как дела у тебя, сынок, в школе?» и я отвечал: «А я там не был, мама», она смеялась, думая, что я шучу. Я помню, что ни разу не сказал неправду.

А жизнь у меня публичная. Мама видит меня и с сигаретой, и с рюмкой, и как угодно. И в книгах своих я уже все описал настолько про себя, что уже и глупо что-либо скрывать. Поэтому нет, не обязательно.

-10

— А когда дети обманывают отца Прилепина, он это чувствует?

— Настолько все это бесхитростно, забавно и мило, что я не то, что чувствую, я смеюсь вместе с женой. Ну, это нормально совершенно. Конечно, ребенку хочется, чтобы все было хорошо. Он же и с заботой обо мне все это делает. Я никогда их не ловлю на обмане…

— Будет когда-нибудь книга, мемуары семейные Захара Прилепина?

— Ну, наверное, будет. Потому что много наблюдений всяких и забавных случаев, связанных с детьми. Немножко они подрастут, и я начну, роняя скупую мужскую слезу…

-11
Когда будущий писатель ещё не сменил имя и был Евгением Николаевичем Прилепиным (1975 г.р.), он учился в Нижегородском институте МВД и служил в ОМОНе. Одновременно он поступил на филологический факультет местного университета, где познакомился со своей ровесницей по имени Мария. Учебу пришлось прервать в связи с отправкой подразделения в Чечню.
Шли 90-е годы. Пока парень отдавал долг родине, Мария занялась бизнесом и стала одной из первых предпринимательниц в городе. В 1997 году они поженились. Марыся, как ласково называл ее молодой муж, оставила предпринимательскую деятельность и полностью посвятила себя семье. Долгое время они жили очень бедно. Уде появился первенец Глеб, Прилепин подрабатывал, где только мог. На момент бракосочетания обоим исполнилось всего по 22 года, но это были честные, умные люди со сложившимися жизненными приоритетами. Они не стали размениваться на получение материальных благ, посвятив себя друг другу и своим детям.

В 2017 году после 20 лет брака супруги обвенчались в Спасо-Преображенском соборе города Донецка
В 2017 году после 20 лет брака супруги обвенчались в Спасо-Преображенском соборе города Донецка

Сын Глеб

«Дети Захара Прилепина выросли в дружной семье. Старший Глеб родился в 1998 году, когда вся страна переживала не лучший экономический период. С самого детства его интересовало творчество и культура этносов, населяющих Россию. Он закончил нижегородскую гимназию № 53, где серьезно увлекся литературой, кинематографом и... ММА (смешанными восточными единоборствами). Когда он вырос, то занялся благотворительной деятельностью.

О личной жизни Глеба практически ничего не известно. Одно время он встречался с молодым психологом из Нижнего Новгорода Юноной Кузнецовой. Фолловеры «женили» его на Анфисе Охлобыстиной, но просчитались. Иван Иванович выдал дочь замуж за простого рязанского парня по имени Дмитрий. Свадьбу 14 мая 2021 года тихо и достойно сыграли в Москве. Не было там ни цыган, ни медведей, ни фейерверков. Зато присутствовали верные друзья, в том числе и Прилепины».


Глеб Прилепин — позитивный человек, не скрывающий своего жизнеутверждающего оптимизма
Глеб Прилепин — позитивный человек, не скрывающий своего жизнеутверждающего оптимизма

Сын Игнат

«Игнат младше старшего брата на 6 лет. Он родился в 2004 году, когда доходы семьи стали налаживаться. Захар к тому времени начал успешную литературную карьеру, получил первые гонорары. Если Глеб рос прилежным мальчиком, ел и спал по режиму, то Игнат отличался веселым хулиганистым нравом. Молодым родителям помогала няня. Захар вспоминал, что у них, простых от роду людей, няня была княжеских кровей из семейства Пожарских. Наталья Викторовна сама мать пятерых детей, поэтому лучшую воспитательницу для своих отпрысков Прилепиным было не найти».


Игнат с папой
Игнат с папой

Свой день рождения младший сын писателя празднует 12 июня. Так уж получилось, что в этот день вся Россия отмечает праздник своей государственности. Для патриота Прилепина это знаковая дата. Он сражался за то, чтобы его дети росли в свободной и мирной стране. Игнат с детства получал не только общее, но и спортивное образование. Он закончил детско-юношескую спортивную школу № 10 в Нижнем Новгороде. Он футболист. Не курит и резко отрицательно относится к этой пагубной привычке.
Практически всё свободное время Игнат посвящает музыке в стиле рэп. Выставляет треки под ником
Худой Гопарь».

-15

Дочери Лилия и Кира

«Спустя два года супруги решились на третьего ребенка. В 2006 году родилась Кира, а через пять лет 1 августа 2011 года — младшая дочка Лилия. Девочки росли под присмотром и опекой старших братьев. Они до сих пор очень дружны, переписываются в соцсетях, следят за достижениями друг друга. У каждого из них есть свои обязанности по дому.


Захар Прилепин со своими дочками
Захар Прилепин со своими дочками

Сейчас у Прилепиных два частных дома. Один предназначен для работы писателя, во втором ведет хозяйство Мария. Иногда Захар остается в своем коттедже на ночь и забирает кого-нибудь из детей. Утром отвозит их обратно к маме, чтобы те были накормлены, пока он занимается литературной или общественной деятельностью».

ИЗ КОММЕНТОВ:

«Как же легко понимать наших российских либералов. Их сознание остановилось на уровне США 70-80 годов прошлого столетия. Экономика, жизнь в России должна соответствовать именно этому эталону. Экономика должна быть как в США. Русские должны думать и делать, как граждане США. Патриотизм, в их понимании, в том, чтобы Россия стала а-ля Америка. Если же вы не хотите быть квази-американцем, то вы враг демократии, враг свободного мира и вас необходимо отрешить от общества, как минимум. Ну, действительно: как можно не стремиться к идеальному - к Граду на Холме, нормальный человек мечтает туда попасть. Или почти идеальному, могут быть отдельные недостатки. Когда же их спрашиваешь об этих недостатках - они впадают в ступор, напряженно смотрят на тебя, учащенно моргают и молчат. Нет, все-таки легко и приятно общаться с нашими либералами. У них все просто и понятно».

«Заявление "ксенофобию можно пришить, как мы знаем, всякому русскому писателю. И без проблем" не соответствует истине. Какую ксенофобию можно пришить Льву Толстому? Или Борису Васильеву? Или Евгению Евтушенко? Чушь».

«Захар Прилепин мне очень импонирует. Видеть недостатки и не разочароваться... многого значит. Да, наше государство не идеально, есть и перегибы и недочеты и классовая разобщенность, но это живое общество, где все, в том числе и руководство, ищет золотую середину по наитию, так что без перегибов... никак. а всякие шендеровичи* , макаревичи* это завербованные псы, отрабатывающие свою кость. СВО как ток в банке, многих развела по полюсам и показала кто есть кто».

«Прилепин как всегда попал в точку. Я на примере друзей, да и себя вижу - если у тебя есть убежденность, твёрдая позиция, её не сдвинуть никакими аргументами или фактами. Те что «за» пойдут в дело, «против» - будут отброшены. Человек может медленно мигрировать в своей позиции сам, но основе своих наблюдений, но переубедить его высказываниями других людей извне на 99% невозможно. И поэтому сдержанность Прилепина правильна и обоснована».

«Справедливости ради - Бутусов всё же за наших. В отличии от других граждан поэтов. И музыкантов. А что касается дружбы различных по политическим взглядам товарищей, можно привести пример - Ваня [Охлобыстин] и Миша [Ефремов]. И Гарик. И Дима. Друзья не бросили Мишу, хотя и осудили его морально. Но поддержку не прерывают. Какие уж сейчас взгляды на жизнь у Миши не известно, зато мы знаем, что и Ваня, и Гарик, и Дима поддерживают наших бойцов как могут».

*признан иноагентом в РФ.