«Игорь, ну опомнись! Отпусти ты эту Люсю! Сегодня она тебя любит, а завтра и след простынет, а у тебя ведь семья!»
— так, по рассказам, убеждали Игоря Квашу его товарищи.
Но он, как водится, был по уши влюблен и напрочь игнорировал любые увещевания. Ну что ж, классика жанра, не правда ли?
В 1963 году «Современник» буквально взорвался от новости: в их святая святых, в храм искусства, пожалует сама звезда «Карнавальной ночи» — Людмила Гурченко.
«Выпускница ВГИКа на подмостках классического театра? Да это же просто цирк! У нас тут, знаете ли, не поют и кренделя ногами не выписывают!»
— шушукались актеры, едва сдерживая возмущение.
А вскоре стало ясно, что за этим «театральным десантом» стоит Игорь Кваша, и между ними, похоже, нечто большее, чем просто творческое сотрудничество.
Женатый романтик, надо сказать, и раньше был не прочь увлечься хорошенькими актрисами. Совсем недавно он сходил с ума по очаровательной Алле Покровской. Да и другие эпизоды случались. Однако, что характерно, Игорь всегда умел трансформировать свои пылкие чувства в творческую энергию, и ни разу даже мысли не допускал о том, чтобы разрушить свою крепкую семейную гавань. И каково же было всеобщее изумление, когда на гастролях он вдруг, ни с того ни с сего, объявляет:
«Ребята, с этого момента я муж Люси Гурченко!»
У Галины Волчек, говорят, сердце в пятки ушло:
«Надо же спасать дорогого друга! Но как?»
Игорь и Галина, к слову, дружили еще со студенческой скамьи Школы-студии МХАТ, где вместе постигали азы актерского мастерства. И когда студенческий брак 23-летнего Кваши, как это часто бывает, дал трещину, Галина, недолго думая, позвала его развеяться в Коктебель, где она как раз отдыхала в компании друзей. Игорь, не раздумывая, наскоро собрал чемодан и помчался на вокзал.
«Игорек, знакомься, это Таня Путиевская, выпускница медицинского института»,
— представила Галина свою подругу.
Никто, конечно, и подумать не мог, что эти двое так сильно понравятся друг другу, что потом и расставаться не захотят. Вскоре Кваша оформил развод, а Татьяна, в свою очередь, распрощалась со своим ухажером, и не с кем-нибудь, а с самим Андреем Кончаловским. Так Игорь и Татьяна стали семьей, а Галина Волчек – их общим, верным другом. Они вместе отмечали праздники, поддерживали друг друга в самые непростые времена. И вот теперь, из-за этой, как ее называли, «хищной» Люси, рушился брак ее лучших друзей. Ну как тут не возмутиться?
Людмила, конечно, прекрасно знала, что Олег Ефремов считал ее выдающейся артисткой. Собственно, за талант Люсю и приняли в «Современник» не без протекции Кваши. Увы, больше в театре никто такого мнения не придерживался. Все держались с ней подчеркнуто отстраненно, будто она была чужеродным элементом. Но самое главное, актриса играла то служанку, то доярку – ну где же главные роли, достойные ее таланта? Где тот пьедестал, которого она, по ее мнению, заслуживала?
27-летняя Гурченко довольно быстро смекнула, какой завидной партией для нее является Игорь Кваша. Да, женат. Но это, как говорится, дело поправимое – не такие горы сворачивали! В театре он занимал особое, привилегированное положение – вместе с Ефремовым ставил спектакли, распределял роли. К тому же, эта «сердцеедка» всегда питала слабость к «чернявым» молодцам, а 30-летний Игорь был, без преувеличения, первым красавцем «Современника». И когда актриса узнала, что он собирается ставить «Сирано де Бержерака», где ему отводилась главная роль, она, конечно же, томно взмахнула своими пышными ресницами. Что тут скажешь, хищница, не иначе.
Кваша, надо признать, совершенно потерял голову и убедил Ефремова, что лучше Люси девицу Роксану не сыграет никто. Художественный руководитель, конечно, так не думал, но под напором этих уговоров, все же, сдался. Начались ежедневные, изнуряющие репетиции. И роман Кваши и Гурченко, как и следовало ожидать, разгорелся с новой силой. Людмила, должно быть, думала, что жизнь наконец-то налаживается, и все идет по ее сценарию. Но, как часто бывает, все пошло совершенно не по плану…
На последнюю репетицию, буквально накануне премьеры, заявился Ефремов. Его неожиданный визит так взволновал артистку, что Роксана на сцене вдруг заговорила с отчетливым харьковским акцентом. Ефремов, само собой, пришел в ярость:
«Немедленно избавься от этого местечкового прононса! Иначе сниму с роли!»
И тут, как назло, кто-то под горячую руку ему шепнул, что Люся эту роль совершенно не тянет, а Кваша на все закрывает глаза, потому что «у него, видите ли, любовь». Разразился жуткий скандал. Ефремов кричал, что его соратник из-за какой-то «бабы» наплевал на честь всего театра. Актеры, конечно, его поддержали. Кваша тогда разругался чуть ли не со всей труппой, отстаивая свою «лучшую Роксану», и все-таки убедил Ефремова дать Люсе еще один шанс. Скрепя сердце, Ефремов снова пошел ему навстречу, о чем, как потом оказалось, горько пожалел.
На премьерном спектакле ужимки и жеманство Роксаны-Гурченко выглядели, честно говоря, просто нелепо. Харьковский говор никуда не делся, и в зрительном зале то и дело раздавался сдавленный хохот. Кваша, наконец, признал поражение, и Ефремов отдал роль Роксаны Лилии Толмачевой. А Гурченко снова вернулась к второстепенным персонажам. Ну, что тут скажешь, закономерный финал.
Вскоре театр отправился на гастроли, и Игорь снова всех удивил.
«Я теперь муж Люси»,
— заявил он.
«Вот вертихвостка! Окрутила-таки женатого мужика!»
— возмутился коллектив.
Все, конечно, жалели жену Игоря, Татьяну, которая была неотъемлемой частью их жизни со дня основания «Современника». Она часто приходила в театр не только к мужу, но и к ним, ко всей труппе. Дружила, поддерживала… Будучи блестящим столичным врачом, вся труппа лечилась только у нее.
«Мы все всегда были на стороне Тани. Потому что она была настоящая жена, которая умела прощать, которая заботилась о нем, которая восхищалась им, которая всегда была верной»,
— вспоминала актриса Людмила Иванова.
«Игорь, вторую такую Таньку ты больше не встретишь никогда!»
— старалась достучаться до друга Галина Волчек.
На решение Кваши уйти от жены к Гурченко остро отреагировал даже Ефремов, который в личные дела актеров, как правило, никогда не лез. И вызвал Люсю «на ковер».
«Или ты заканчиваешь крутить шашни с Игорем и остаешься в театре, или добро пожаловать на выход…»
С гастролей Людмила вернулась в крайне раздраженном состоянии. Ее окончательно все достало. За три года она в театре так и не прижилась, в труппе ее не ценили, ролей стоящих не давали, а играть в массовке артистке ее уровня было, по ее мнению, негоже. К тому же, она устала ждать от Кваши предложения руки и сердца, который вдруг «заколебался вместе с линией партии» и начал тянуть резину. Ну, классика, опять же.
Людмила не стала унижать себя ожиданием. И вернулась в Театр киноактера. Не прошло и года, как она снова вышла замуж. А потом еще, и еще… А Игорь вскоре избавился от этого наваждения по имени Люся и, к счастью, вернулся в семью. Татьяна простила… Вместе они прожили долгую и, надо полагать, счастливую жизнь.
Гурченко никогда не забывала обид, сколько бы времени ни прошло. Однажды, уже очень пожилой Игорь Владимирович вошел в самолет и сразу встретился глазами с Людмилой Марковной. С улыбкой он направился к ней, чтобы поприветствовать. Актриса холодно протянула ему руку и представилась, как будто видела его впервые в жизни:
«Люся…».
«А я – Игорь»,
— ответил совершенно ошарашенный Кваша и пожал руку.
Больше они не виделись. Занавес.
А как вы относитесь к истории Игоря Кваша? Пишите свое мнение в комментариях.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!