Возрастающее влияние латиноамериканской (а шире - всей иберо-американской) диаспоры тоже подтверждает сегодняшнюю ориентацию Голливуда на учёт любых возможных приверженцев кинематографа США и усиленное вовлечение их в свою орбиту. «Фабрика грёз» давно была главным импортёром иностранных талантов - от Европы до Австралии, от Азии до Латинской Америки. Но если раньше исполнители нередко вынуждены были соответствовать лишь амплуа «латинских любовников» или колоритных характерных героев, говорящих на ломаном английском, то теперь и актёры, и особенно постановщики, которые являются выходцами из Латинской Америки, заняли ряд ключевых позиций в голливудском кино.
Трудно было бы представить прежде, чтобы перуанцу Луису Льосе доверили съёмку боевиков «Снайпер», «Специалист» и «Анаконда», мексиканцам Луису Мандоки, Альфонсо Арау и Альфонсо Куарону - режиссуру успешных мелодрам, соответственно: «Когда мужчина любит женщину», «Прогулка в облаках» и «Большие надежды», а их соотечественнику Гильермо дель Торо - создание фильма ужасов «Мимикрия». Однако самым знаменитым стал Роберт Родригес, родившийся в Техасе, но в семье мексиканцев. Привлекли внимание критиков и удостоились ряда наград ленты Эктора Бабенко (родился в Аргентине, а прославился в Бразилии, хотя по происхождению вообще украинец), аргентинца Луиса Пуэнсо, бразильца Бруну Баррету, мексиканцев Луиса Вальдеса и Грегори Навы, перуанца Виктора Нуньеса. Более коммерческие, чем на родине, картины снимал в США аргентинец Эктор Оливера.
Уже лет десять как пытаются заманить в Голливуд испанца Педро Альмодовара - и вроде бы сейчас он дал согласие, хотя американский опыт («Двое - это слишком») его соотечественника Фернандо Труэбы, оскаровского лауреата за «Прекрасную эпоху», не был удачным. Благополучнее сложилась карьера у другого испанца - оператора Хуана Руиса Анкиа, его коллеги-кубинца Нестора Альмендроса (лауреат «Оскара» за «Дни Жатвы»), а также у Джона А. Алонсо и Рейнальдо Вильялобоса, имеющих латиноамериканские корни. Успешно работали в кино два композитора - шестикратный оскаровский номинант Лало Шифрин и лауреат «Оскара» (за «Почтальона») Луис Энрике Бакалов, которые по происхождению - аргентинские евреи.
Благодаря успеху в США «Официальной истории» («Оскар» за иноязычный фильм 1984 года) актриса из Аргентины Норма Алеандро три года спустя стала номинанткой престижного приза за роль уже в американской ленте «Габи - Подлинная история», которую поставил упомянутый Луис Мандоки. В США недавно заявили о себе ещё ряд исполнителей - бразильянка Соня Брага, португальцы Жоаким ди Алмейда и Мария ди Медейруш, испанки Ассумпта Серна и Айтана Санчес-Хихон, считающиеся французами, но на самом деле испанцы Жан Рено и Венсан Перес. Между прочим, испанкой по отцу была знаменитая Рита Хейуорт, а Кармен Миранда, приехавшая в США из Бразилии, родилась всё же в Португалии.
Но не всегда известно даже по киноэнциклопедиям, из какой точно страны Латинской Америки ведут свою родословную такие исполнители, как Мартин Шин (подлинное имя - Рамон Эстевес) и его сыновья Эмилио Эстевес и Чарли Шин, кроме того, Эктор Элисондо, Рейчел Тикотин, Эльпедиа Карильо, Трини Альварадо. Зато забавен тот факт, что американская актриса Мелани Гриффит, которая вышла замуж за испанца Антонио Бандераса, была в 80-е годы вместе (и имеет от него сына) с актёром Стивеном Бауэром, чья настоящая фамилия - Эчеварриа, и он родом с Кубы. Например, Джон Сэксон - на самом-то деле Кармен Оррико с пуэрториканским прошлым. Его соотечественниками являются немало известных исполнителей - от Хосе Феррера, который сыграл Сирано и был вознаграждён «Оскаром» (кстати, его сын Мигель Феррер - кузен Джорджа Клуни), Риты Морено (лауреатка Киноакадемии за «Вестсайдскую историю»), Хенри Сильвы и Рауля Хулиа (он был похоронен с пышными почестями именно на родине) до более молодых Талисы Сото, Рози Перес, Эсаи Моралеса, Бенисио Дель Торо, Дженнифер Лопес.
Кубинские корни есть у Дези Арнаса, Энди Гарсии, Марии Кончиты Алонсо (хотя в молодости она получила титул «Мисс Венесуэла»), Элизабет Пенья, Кэмерон Диас. А Джон Легисамо - колумбиец, у Дафни Зунига (правильно - Суньига) отец из Гватемалы, Барбара Каррера - из Никарагуа. Между прочим, Тиа Каррере, взявшая этот псевдоним именно в честь вышеназванной Барбары, являет собой «настоящий интернационал»: гавайско-китайско-испанско-филиппинское происхождение. Ничуть не уступает ей Лу Дайэмонд Филиппс со своими филиппинско-индейско-шотландско-ирландско-гавайско-испанскими корнями. Гавайцем наполовину следует считать Киану Ривза, полуаргентинцем (благодаря отцу, актёру Фернандо Ламасу) - мастера единоборств Лоренцо Ламаса, а у секс-символа 60-х, актрисы Рэкел Уэлч, отец по фамилии Техада - боливиец.
Но, разумеется, самым многочисленным должен быть отряд мексиканцев, как южных приграничных соседей американцев. Кто-то из них периодически сотрудничал в голливудских картинах (актёры Педро Армендарис-старший и младший, Долорес Дель Рио, Кантинфлас, режиссёр Эмилио Фернандес, но только в качестве исполнителя, его оператор Габриэль Фигероа), а другие довольно скоро и навсегда переехали в США (Энтони Куин, Рикардо Монтальбан, Кати Хурадо, из новых звёзд - Сэлма Хайек), третьи, как Эдвард Джеймс Олмос, родом уже из Америки.
***
Конечно, сразу невозможно охватить столь обширный фактический материал и лишь мимоходом отмечаешь то, что находится на поверхности, является более очевидным. Тем не менее, тенденция дальнейшей интернационализации Голливуда несомненна, словно там задались целью (в пику канувшим в небытие усилиям в СССР окончательно и бесповоротно решить национальный вопрос) создать некую «новую историческую общность - американский народ». Местное чернокожее (теперь принято говорить - афроамериканское, наверно, чтобы было понятно, откуда предки вывезены) население, как и потомки индейских аборигенов (даже Квентин Тарантино якобы имеет отношение к племени чироки), да и громадное число итало-американцев, тоже ведь представителей латинского менталитета, всё стремительнее наступают в различных областях жизни и культуры США (не говоря уже о давно доминирующих «сынах Израилевых»). Учитывая это, можно вообще смело заявить, что англосаксов и прочих «бледнолицых» почти не остаётся под жарким солнцем Калифорнии. Смуглеет Голливуд...