Найти в Дзене

От соборов до небоскрёбов: новый архитектурный облик Москвы

Москва — это город с уникальной историей и архитектурой, где каждый дом, кажется, может рассказать свою особую неповторимую историю. Тут и соборы, которым по нескольку сотен лет, и наследие СССР – знаменитые сталинские высотки, и ультрасовременные небоскрёбы из стекла и стали. Архитектуру иногда называют застывшей музыкой, и в этом смысле Москва как будто играет на всех музыкальных инструментах сразу — рояль, трубы, барабаны, балалайки, скрипки и синтезаторы — во всех стилях: от классики, фолка и джаза до рока, хауса, рэпа и хип-хопа. Как написала однажды Марина Цветаева: «Москва! Какой огромный странноприимный дом!». И московскую архитектуру это тоже вполне характеризует. Если оглянуться на последние 30 лет — перемен было немало. Возможно, вы застали эпоху Юрия Лужкова? Москва тогда активно строилась, но по большей части по принципу «быстро, дёшево и сердито» — зарастала типовыми бетонными и стеклянными коробками, которые как будто штамповали на одном и том же конвейере. Вершиной «луж
Оглавление

Москва — это город с уникальной историей и архитектурой, где каждый дом, кажется, может рассказать свою особую неповторимую историю. Тут и соборы, которым по нескольку сотен лет, и наследие СССР – знаменитые сталинские высотки, и ультрасовременные небоскрёбы из стекла и стали.

Архитектуру иногда называют застывшей музыкой, и в этом смысле Москва как будто играет на всех музыкальных инструментах сразу — рояль, трубы, барабаны, балалайки, скрипки и синтезаторы — во всех стилях: от классики, фолка и джаза до рока, хауса, рэпа и хип-хопа.

Как написала однажды Марина Цветаева: «Москва! Какой огромный странноприимный дом!». И московскую архитектуру это тоже вполне характеризует.

Как менялась Москва: от однотипных бетонных коробок к архитектурным изыскам

Если оглянуться на последние 30 лет — перемен было немало. Возможно, вы застали эпоху Юрия Лужкова? Москва тогда активно строилась, но по большей части по принципу «быстро, дёшево и сердито» — зарастала типовыми бетонными и стеклянными коробками, которые как будто штамповали на одном и том же конвейере. Вершиной «лужковского стиля» стали те же коробки, но украшенные, будто торт — кремовой розочкой, скатными черепичными крышами и круглыми башенками на манер средневековых замков.

Жилые высотки в Марфино
Жилые высотки в Марфино

Типичный образец «лужковского стиля» в Щукино
Типичный образец «лужковского стиля» в Щукино

Времена, слава богу, изменились. При Сергее Собянине, ставшем мэром в 2010 году, архитектура столицы получила новый вектор развития с упором на качество и индивидуальность.

Этот вектор сохраняется и сегодня. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в одном из своих прошлогодних интервью сказал:

«Наша цель — создать среду, в которой людям будет приятно жить и работать. Люди — основной капитал города, и их комфорт — наша главная задача».

Как проектировщик, я знаю, что это не просто слова. Сегодня вместо скучных 25, 30 и даже 40-этажных башен в Москве (погуглите «Новое кольцо Москвы») появляются разноэтажные комплексы, построенные по индивидуальным проектам, с яркими акцентами, которые становятся не просто жилыми, коммерческими или социальными объектами, а создают новый облик города. Так Москва понемногу уходит от микрорайонов «человейников» к живому, дышащему организму современного мегаполиса.

Московский стиль: на любой вкус и цвет

В Москве невозможно выделить какой-то один главенствующий архитектурный стиль — тут царит настоящая эклектика. Можно встретить и минимализм с его чёткими линиями и лаконичностью, и неоклассицизм, который демонстрирует уважение к традициям сталинского ампира, и хай-тек с его броским и блестящим стеклом и металлом и футуристическим дизайном.

-3

Например, в центре на Остоженке и Патриарших прудах строят дома, которые будто переносят нас в советскую эпоху, но с современным комфортом. А в «Москва-Сити» — другая история: там сосредоточены небоскрёбы с футуристическим или даже космическим дизайном, которые словно перемещены в наш город из будущего. И всё это вместе создаёт неповторимый московский стиль, где каждый найдёт что-то для себя.

Новые символы столицы: от «Зарядья» до «Бадаевского»

В последние годы в Москве появилось много новых архитектурных «фишек», которые за короткий срок стали новыми символами города, тем, что принято называть landmarks – архитектурными достопримечательностями.

Парк «Зарядье» с его парящим мостом и современной филармонией — первый за последние десятилетия большой парк, разбитый прямо у стен Кремля, стал настоящим магнитом для жителей и гостей столицы.

Продолжает строиться и «Москва-Сити», становясь привычным акцентом на линии городского горизонта и любимым сюжетом для туристических открыток, буклетов и многочисленных постов гостей столицы в социальных сетях.

Хочу обязательно упомянуть проект ГЭС-2, созданный на месте бывшей электростанции — она превратилась в культурный центр с выставочными павильонами, кинотеатром и концертным залом. Честно, воспринимается, как если бы твой старый знакомый, всю жизнь оттрубивший слесарем на заводе, вдруг на старости лет стал рок-звездой.

Культурный комплекс «ГЭС-2»
Культурный комплекс «ГЭС-2»

Жилой комплекс «Бадаевский» — вообще отдельная история. Там дома буквально подняты на колоннах, словно парят в воздухе. Такой архитектурный ход — редкость даже в мировом масштабе. Ну и инновационный кластер «Ломоносов» с его ступенчатыми формами и динамикой, символизирующий стремление Москвы к науке и прогрессу.

ЖК «Бадаевский»
ЖК «Бадаевский»

Инновационный кластер «Ломоносов»
Инновационный кластер «Ломоносов»

Жильё — это не просто крыша над головой

Жилые кварталы Москвы проектируются целыми микрорайонами со своими парками, школами, детскими площадками и магазинами. Жилые дома сегодня строят не просто для того, чтобы горожанам было куда приехать на ночлег, а для того, чтобы создать по-настоящему комфортное пространство для полноценной жизни. Архитекторы работают в связке с инженерами, чтобы воплотить самые смелые идеи, но при этом обеспечить достаточный уровень безопасности и удобства.

Компания IDI Project участвовала и участвует во многих знаковых проектах, занимается в том числе разработкой сложных конструкций и передовых инженерных систем для крупных жилых комплексов, таких как ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» и премиального ЖК «Событие» поблизости от Москвы-реки. Эти проекты создают ощущение, что внутри большого города строится особый мини-город, в котором всё продумано до мелочей.

ЖК «Символ» на бывшей территории завода «Серп и Молот»
ЖК «Символ» на бывшей территории завода «Серп и Молот»

ЖК «Событие» – жильё премиум класса
ЖК «Событие» – жильё премиум класса

Как новые веяния в архитектуре уживаются со старой Москвой

Москва — это настоящий город контрастов. Рядом с древним храмом может стоять ультрасовременный офисный центр. Поэтому при проектировании новых зданий важно с уважением относиться к историческому контексту и стараться ни в коем случае не разрушать сложившийся облик города. Власти следят за тем, чтобы в историческом центре не появлялись чересчур высокие или чуждые по стилю здания, которые не впишутся в окружающее пространство или нарушат его целостность.

Хорошим примером является уже упомянутый мною «Бадаевский», где архитекторы решили не сносить старые корпуса пивного завода, а органично интегрировать их в проект нового жилого комплекса. Такой подход — как будто диалог поколений, где новое и старое не борются, а дополняют друг друга.

Упор на экологию и комфорт новых московских зданий

В мировой архитектуре уже давно сложился тренд на «зелёные» здания — энергоэффективные дома с садами, расположенными на крышах, или «вертикальными садами». Москва не отстаёт в этом от других крупнейших мировых мегаполисов: у нас тоже появляются бизнес-центры, в строительстве которых использованы экологичные технологии и офисы с «зелёными» фасадами. Конечно, мне, как московскому жителю, хочется, чтобы таких проектов было больше, особенно в крупных жилых районах — это победа над серостью, безликостью и однообразием городской среды.

Сад на крыше бывшей ТЭЦ в офисном комплексе «Товарищество Рябовской мануфактуры»
Сад на крыше бывшей ТЭЦ в офисном комплексе «Товарищество Рябовской мануфактуры»

Москва — город, который непрерывно меняется

Москва растёт, меняется и во многих отношениях становится всё более заметной на мировой архитектурной арене. Москва умеет удивлять и вдохновлять. Не всем и не всегда удаётся сохранить баланс между уважением к городской истории и новаторством, но когда это получается – наша столица становится не только красивой, но и очень удобной и привлекательной для жизни.

«Этот город – самый лучший город на Земле» — эту строчку из песни группы «Браво» и я, и весь наш творческий коллектив искренне стремимся воплотить в жизнь, чтобы каждый житель Москвы мог гордиться ею и чувствовать себя в любом районе и на любой улице, как дома!