Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

Инклюзивнее, господа, инклюзивнее! Про школу и не только

Концепция, основанная на равноправном участии людей в жизни общества, независимо от их физических, умственных, социальных или иных особенностей, называется инклюзивной и касается образования, бизнеса, культуры, городской среды и даже межличностных отношений. Хорошая, стало быть, концепция, добрая. Конечно, ведь она помогает нам строить общество, которое ценит различия всех его членов и стремится к тому, чтобы каждый чувствовал себя в нем принятым и полезным. Что для этого нужно? Ничего сложного: просто взять и устранить барьеры, которые мешают нам всем вместе полноценно жить, учиться, работать и развиваться. И тогда будет у нас полный all inclusive. Увы, но эта благая идея слишком далека от реализации, и совсем не потому, что общество не готово кооптировать в свои ряды обладателей физических, умственных, социальных или иных дефектов особенностей. Тут другое: обладатели этих особенностей сами не слишком-то стремятся принять в него людей с особенностями, отличными от их собственных. Рас

Концепция, основанная на равноправном участии людей в жизни общества, независимо от их физических, умственных, социальных или иных особенностей, называется инклюзивной и касается образования, бизнеса, культуры, городской среды и даже межличностных отношений. Хорошая, стало быть, концепция, добрая. Конечно, ведь она помогает нам строить общество, которое ценит различия всех его членов и стремится к тому, чтобы каждый чувствовал себя в нем принятым и полезным.

Что для этого нужно? Ничего сложного: просто взять и устранить барьеры, которые мешают нам всем вместе полноценно жить, учиться, работать и развиваться. И тогда будет у нас полный all inclusive.

Увы, но эта благая идея слишком далека от реализации, и совсем не потому, что общество не готово кооптировать в свои ряды обладателей физических, умственных, социальных или иных дефектов особенностей. Тут другое: обладатели этих особенностей сами не слишком-то стремятся принять в него людей с особенностями, отличными от их собственных. Рассмотрим живые примеры.

Недавно присутствовала на детском празднике, организованном родителями мальчика с расстройством аутистического спектра (РАС). Обеспеченные люди, которые вполне могут позволить себе обучение на дому или в частном заведении, водят ребенка в районную школу, весьма не плохую языковую гимназию. Зачисление прошло не без скандала, ребенка не хотели брать, поскольку, повторюсь, школа довольно сильная, хотя и находится не возле Кремля, и вся округа норовит устроить туда своих отпрысков. Администрация спасается от наплыва желающих серьезными вступительными экзаменами и платной подготовительной группой, которые, кстати, данные родители проигнорировали. Они просто привели сына в школу и настойчиво попросили, ссылаясь на статью 44 Федерального закона об образовании, записать в первый класс.

Кадры из к/ф "Деревня проклятых" (1995). Из интернета.
Кадры из к/ф "Деревня проклятых" (1995). Из интернета.

Получив отказ, взрослые приличные люди прибегли к банальным угрозам, закидали жалобами департамент образования, подняли на уши интернет и заручились поддержкой каких-то аналогичных родительских сообществ. В итоге зачисление состоялось буквально под фанфары, салют, победное ликование вездесущих эмпатов, и, вроде, было показано в новостях.

Но дальше все пошло криво. Парень не просто не тянул программу ни по одному из предметов, он вообще ничего не тянул. Реакции на внешние раздражители то не выдавал вовсе, а то выдавал настолько агрессивные, что мать вызывали в школу до тех пор, пока она сама не стала оставаться в раздевалке до конца уроков - на всякий случай. Настроение и самочувствие мальчика тоже не всегда были ровными, случались и припадки, и продолжительные пропуски по болезни. Возможно потому, что его умная начитанная мама избирательно относится к назначенной медикаментозной коррекции, поскольку не вполне доверяет фарме.

-2

Учительница первую половину урока пыталась его успокоить, а вторую - "не трогать". В перемену она рыдала у завуча на груди и умоляла дать ей другой класс. Не дали, но зато ученику пересмотрели группу РАС и дали тьютора, толку от которого на деле было мало, но во время особо острых состояний своего подопечного он хотя бы выводил его в коридор и успокаивал.

А теперь внимание, вспомните-ка, когда в школе Праздник Букваря? Правильно, где-то в январе, когда все дети уже спокойно читают и пишут. Но класс, которому посчастливилось стать инклюзивным, к празднику оказался не готов, так как до Нового года ребята рисовали только палочки, поскольку тьютора дали не сразу, а первоклашки народ впечатлительный, и детская психика штука подвижная. Пока у них там все как-то утряслось...

-3

Вы не поверите, но как-то так прошло пять лет! Начальная школа осталась позади, уступив свою головную боль предметникам. О, что это было за время! Скандалы с учителями и другими родителями, взаимные угрозы и проклятия, протесты и петиции, поддержанные педсоветом, которые ни к чему не привели. Чиновники ссылались на инклюзию, за которую с некоторых пор топит наше эмпатичное государство, повсеместно закрывая коррекционные школы. Экономит на спичках, просирая на водке, грубо говоря.

За это время одиннадцать учеников ушли в другие школы, кого-то удалось перевести в параллельный класс, который увеличился почти вдвое. Все остальные смирились и больше уже не протестуют, очевидно, притерпелись. Дети стараются быть приветливыми, не обижают, общаются с парнем, насколько это возможно. Да он и сам изменился в лучшую сторону, хотя врачи и предупредили, что надо готовиться к пубертату.

-4

Родители именинника, наконец, выдохнули, они с гордостью поведали нам, как "выстояли, пойдя против узколобого озлобленного большинства, и теперь их абсолютно нормальный мальчик, которому просто нужно чуть больше внимания, будет продолжать учиться в этой школе, дабы социализироваться среди обычных детей".

Я не эксперт по заболеваниям РАС и не знаю, можно ли с ними социализироваться, поэтому просто спросила, как у ребенка обстоят дела с немецким, английским, французским и шведским (в школе-гимназии 2 обязательных иностранных языка и 2 по усмотрению), но родители искренне удивились моему вопросу и спросили, в свою очередь, "а это здесь при чем?"

Однако речь, действительно, о другом. На дне рождения, который небедный папа устроил сыну в яхт-клубе (с пикником, катером, гидроциклами, лошадьми, батутом и другими активностями на воде и на суше), были гости с детьми. Но среди них не было ни одного ребенка из школы. Спрашиваю маму, где одноклассники сына. Отвечает, что это не тот случай, когда приглашают всех подряд, ведь среди гостей такие люди, как банкир, зампрефекта, издатель, целый пластический хирург, ну и так, по мелочи, парочка адвокатов. (Это она о родителях, которые прилагались к детям.) А в классе их сына народ простой - нет, не сброд, конечно, но... И вообще, "им самим бы здесь неудобно было".

Ну ясное дело, среди лошадей-то и адвокатов... Простой народ, обычные дети которого терпят пять лет твоего необычного сына - совсем не "человека дождя", к слову. Терпят, со всеми его особенностями развития и нарушениями ментального здоровья, с которыми раньше работали врачи-дефектологи в специальных школах и интернатах. И твоему сыну было бы явно "удобнее" находиться там, среди себе подобных детей.

-5

Но мы теперь, как выяснилось, инклюзивные и эмпатичные, а посему должны развивать в себе принятие. Лично я не возражаю его в себе развивать, да и школьное образование меня больше не касается. Зато меня касаются другие сферы жизни, в которых, как мне кажется, вот прям напрочь отсутствует полная инклюзивность. Вернее, она есть, но какая-то односторонняя и совсем не полная.

За последние полтора десятка лет наше общество вообще очень сильно расслоилось. И дело не только в обеднении населения, которое пока не заметно, но уже чувствуется. Да, социальный барьер самый непреодолимый, даже более, чем конфессиональный или этнический. В одном доме теоретически вполне могут проживать христианин и мусульманин, араб и еврей. Но никогда не смогут стать соседями по лестничной площадке богатый и бедный, поскольку они живут в разных кварталах. Так устроено любое общество, существующее на деньги. Это понятно.

Но скажите, как вышло, что мы вдруг резко поделились на семейных и несемейных, зумеров и бумеров, иксов и миллениалов, разрушив прежние наработанные коммуникации и встроенные межпоколенные связи? Где инклюзия-то, граждане? Помню, после универа у меня были подружки с работы, которым было ближе к 60-ти. Не коллеги, а именно подруги. Сейчас встречается такое? (И да, интернет тогда уже был, если что.) А еще я в свои 19 дружила со взрослой семейной парой с двумя детьми. Вообще чудеса.

Или возьмем, например, браки и гражданские союзы. Эй, молодые красивые мужчины, с доходом сильно выше среднего, прекратите уже жениться на моделях - они и так красивы и богаты. Оглянитесь вокруг: сколько женщин, остро нуждающихся в инклюзивности, чей вес и возраст не позволяют им задумываться о браке с такими, как вы. Они неважно выглядят и мало зарабатывают, но это не повод встречаться с себе подобными. Им нужны вы. Женитесь на них немедленно!

Тебя это тоже касается, Ди Каприо.