Белль да Коста Грин, нанятая финансистом Дж. П. Морганом для управления его коллекцией книг, рукописей и произведений искусства, разрушила барьеры в высшем обществе Нью-Йорка, став молодой женщиной-экспертом по редким книгам. При этом она скрывала свою расовую принадлежность.
Газеты описывали Белль да Коста Грин как модную «светскую львицу» и «самую умную женщину в стране». Грин, которой было поручено управлять коллекцией редких книг и рукописей одного из богатейших людей Америки и собирать её, выделялась на фоне высшего общества Нью-Йорка начала 1900-х годов.
Хотя Грин не боялась быть в центре внимания — она неоднократно давала интервью СМИ, — у неё был большой секрет. Родившись в семье светлых чернокожих родителей, Грин начала выдавать себя за белую в 1890-х годах, чтобы избежать расизма и сегрегации. Изначально это решение приняла её мать.
Грин хранила свою расовую принадлежность в тайне на протяжении всей своей профессиональной деятельности, и правда стала известна лишь спустя десятилетия после её смерти.
From Greener To Greene
Белль Марион Гринер родилась в 1879 году в Вашингтоне, округ Колумбия. Позже она стала известна под другим именем, которое скрывало её чернокожие корни.
Семья Гринер была хорошо известна в столице страны. Ричард Т. Гринер был первым чернокожим, получившим учёную степень в Гарварде, и впоследствии стал выдающимся учёным, адвокатом и дипломатом. Женевьева Ида Флит Гринер, его жена, была талантливой музыкантшей и преподавательницей. У пары было пятеро детей, в том числе Белль, которая была старшей.
Но на рубеже веков пара рассталась, и Женевьева перевезла детей в Нью-Йорк в надежде начать всё с чистого листа.
Многие учёные считают, что Женевьева сменила фамилию на Грин, чтобы её дети могли выдавать себя за белых.
«На самом деле инициатором была её мать, Женевьева, которая не только приняла решение о том, чтобы Белль Грин и её братья и сёстры прошли через это, но и сделала это довольно рано, когда Грин ещё училась в школе», — рассказала All Things Considered в интервью Эрика Чиаллела, куратор библиотечной выставки, посвящённой Грин.
Белль, как и по крайней мере один из её братьев или сестёр, добавила к своему имени «да Коста», намекая на португальское происхождение. Иногда Белль говорила людям, что у неё египетские или ближневосточные корни, чтобы объяснить цвет своей кожи.
Белль Да Коста Грин, личный библиотекарь миллионера Дж. П. Моргана
Как Белль да Коста Грин стала личным библиотекарем богатого и влиятельного финансиста Джона Пирпонта Моргана (Дж. П. Моргана)?
Грин провела лето 1900 года в Амхерсте, где прошла библиотечную программу. После этого она начала работать в библиотеке Принстонского университета. В Принстоне она познакомилась с родственником Дж. П. Моргана, который порекомендовал её на должность личного библиотекаря миллионера.
В 1905 году Грин прошла собеседование у Моргана и успешно получила работу. Она стала личным библиотекарем Моргана и вскоре уже управляла его огромной коллекцией редких книг, рукописей и произведений искусства.
Морган отправляла Грин в разные поездки по всему миру, чтобы та покупала ещё больше редких книг и произведений искусства, и выделяла на это тысячи долларов. Её находки не разочаровывали. Грин приобретала средневековые рукописи, издания Чосера XV века и даже отрывки из Библии крестоносцев.
«Она знает о редких книгах больше, чем любой другой американец», — сообщала газета Chicago Tribune в 1912 году. «Она отправляется в Европу с секретными миссиями и [наводит ужас] на агентов континентальных коллекционеров».
Позиция Белль да Коста Грин привлекла внимание прессы.
«Феминисткам приятно осознавать, что в долгой работе по сбору библиотечных сокровищ мистеру Моргану помогал не близорукий и анемичный учёный-мужчина, — писала Boston Daily Globe, — а женщина, причём молодая и очень красивая». Неудивительно, что о ней говорил весь город.
В 1913 году Морган умер. Он оставил Грин в наследство 50 000 долларов — что эквивалентно 1,6 миллиона долларов в сегодняшних деньгах — и попросил, чтобы её оставили на должности библиотекаря.
Первый директор библиотеки Пирпонта Моргана
После смерти Дж. П. Моргана в 1913 году Белль да Коста Грин стала первым директором библиотеки Пирпонта Моргана, которая сейчас называется Библиотекой и музеем Моргана. Она сыграла ключевую роль в преобразовании библиотеки в государственное учреждение. За свою работу она получала щедрое вознаграждение и в итоге стала зарабатывать 10 000 долларов в год (около 280 000 долларов на сегодняшний день).
Хотя её карьера пошла в гору, когда она начала покупать рукописи и произведения искусства для частного коллекционера, позже, будучи директором библиотеки Пирпонта Моргана, Грин выступала за то, чтобы в государственных учреждениях было больше редких текстов.
Многие другие коллекционеры были категорически не согласны с этой идеей. Частный коллекционер Роберт Хоу «не хотел, чтобы его книги попали в какую-либо публичную коллекцию, где они будут лежать нетронутыми и непрочитанными в застеклённых витринах на виду у неграмотных людей», как говорится в статье об аукционе по продаже его коллекции.
«Есть определённые книги, которые имеют стандартную стоимость и являются обязательными для студентов в качестве справочников, — утверждала Грин. — Повышая цену на эти книги, вы наносите ущерб широкой публике».
Грин также выступала в защиту низкооплачиваемых женщин, работающих в публичных библиотеках Нью-Йорка. Под заголовком «Библиотекарь за 10 000 долларов говорит за сестёр за 400 долларов» Грин утверждала в New-York Tribune, что библиотекари — трудолюбивые, образованные сотрудники и должны получать более высокую зарплату.
«Люди не понимают, как многому должны научиться эти девушки, — сказала Грин в интервью газете. — Из-за низких зарплат женщины, способные занимать ответственные должности, не хотят их занимать».
В итоге Грин руководила библиотекой Пирпонта Моргана до выхода на пенсию в 1948 году.
Тайна, которую хранила Белль да Коста Грин
Незадолго до своей смерти в 1950 году в возрасте 70 лет Белль да Коста Грин сожгла 10 томов своих личных журналов и дневников. Это был шокирующий поступок для женщины, посвятившей свою жизнь сохранению текстов. Но решение Грин, вероятно, помогло сохранить в тайне её истинную расовую принадлежность на протяжении десятилетий после её смерти.
На самом деле учёные не знали о расовой принадлежности Грин до 1999 года, когда биограф Джин Страуз опубликовала свою работу о Дж. П. Моргане. В ходе исследования Страуз узнала кое-что новое о Грин, когда нашла её свидетельство о рождении. В нём была чётко указана буква «C», обозначающая «цветной».
Бесчисленное множество чернокожих мужчин и женщин со светлой кожей скрывали свою расовую принадлежность в Америке времён Джима Кроу. Согласно исследованию, основанному на данных переписи населения США, с 1880 по 1940 год до 300 000 чернокожих мужчин выдавали себя за белых. Примечательно, что в среднем они жили на 9 месяцев дольше, чем чернокожие мужчины, которые не выдавали себя за белых или не могли этого сделать.
Но лишь немногие чернокожие, выдававшие себя за белых, произвели такой же фурор в высшем обществе, как Белль да Коста Грин. Для Грин сокрытие её происхождения открыло возможности, которые в противном случае были бы недоступны чернокожей женщине. В бесчисленных газетных статьях Грин — молодая стильная женщина — противопоставлялась мужчинам постарше, которые обычно доминировали в мире искусства.
Тем не менее в жизни Грин остаётся много загадок. Никто не знает, как она относилась к тому, что выдавала себя за белую женщину, и были ли в её сожжённых дневниках какие-то подсказки. И хотя она могла сделать успешную карьеру в качестве директора библиотеки и эксперта по редким книгам, печально осознавать, что она, вероятно, достигла своих целей и защищала других отчасти потому, что скрывала свою личность.