Найти в Дзене
Образование 2.0

Какие задания ЕГЭ по математике завалили 80% школьников?

ЕГЭ по математике — один из самых сложных экзаменов, который становится непреодолимым барьером для многих выпускников. Но есть конкретные задания, с которыми не справляется большинство школьников. Разберёмся, какие это задачи, почему они такие сложные и как можно повысить свои шансы на успех! Статистика ФИПИ (2024 год): Почему так сложно?
Задачи с параметрами требуют не просто знания формул, а глубокого понимания математической логики. Нужно анализировать, как меняется уравнение в зависимости от параметра, строить графики, рассматривать разные случаи. Пример задачи:
«При каких значениях параметра aa уравнение x2−4x+a=0x2−4x+a=0 имеет ровно один корень на отрезке [1;4][1;4]?» Многие теряются, потому что в школе такие задачи разбирают поверхностно, а на ЕГЭ они встречаются в усложнённом виде. Как решать? По данным Минобра (2023-2024): В чём сложность?
Школьники плохо представляют трёхмерные фигуры, путаются в построениях, не знают свойства многогранников. Пример задачи:
«В правильной че
Оглавление

ЕГЭ по математике — один из самых сложных экзаменов, который становится непреодолимым барьером для многих выпускников. Но есть конкретные задания, с которыми не справляется большинство школьников.

Разберёмся, какие это задачи, почему они такие сложные и как можно повысить свои шансы на успех!

Пункт 1. Задачи с параметрами (№17) — убийца высокобалльников

Статистика ФИПИ (2024 год):

  • Полностью решают это задание только 1,5% выпускников.
  • Более 80% даже не приступают к нему или получают 0 баллов.

Почему так сложно?
Задачи с параметрами требуют не просто знания формул, а глубокого понимания математической логики. Нужно анализировать, как меняется уравнение в зависимости от параметра, строить графики, рассматривать разные случаи.

Пример задачи:
«При каких значениях параметра aa уравнение x2−4x+a=0x2−4x+a=0 имеет ровно один корень на отрезке [1;4][1;4]

Многие теряются, потому что в школе такие задачи разбирают поверхностно, а на ЕГЭ они встречаются в усложнённом виде.

Как решать?

  • Разбирать типовые случаи (квадратные уравнения, модули, графики).
  • Тренироваться на задачах из Открытого банка ФИПИ.
  • Использовать метод «ветвления» — рассматривать все возможные варианты параметра.

Пункт 2. Стереометрия (№13 и №14) — провал даже у сильных учеников

По данным Минобра (2023-2024):

  • С задачей №13 справляются 30% выпускников.
  • №14 (усложнённая стереометрия) решают только 5-7%.

В чём сложность?
Школьники плохо представляют трёхмерные фигуры, путаются в построениях, не знают свойства многогранников.

Пример задачи:
«В правильной четырёхугольной пирамиде боковое ребро равно 5, а сторона основания 4. Найдите высоту пирамиды.»

Казалось бы, простая задача, но многие не могут правильно применить теорему Пифагора в пространстве.

Как научиться решать?

  • Рисовать чертежи для каждого условия.
  • Учить формулы объёмов и площадей наизусть.
  • Разбирать разборы задач из ЕГЭ прошлых лет.

Пункт 3. Экономическая задача (№15) — подводный камень

Цифры от Рособрнадзора (2023-2024):

  • Полный балл получают менее 10%.
  • Около 60% даже не понимают условие.

Почему проваливаются?
Задачи на кредиты и вклады требуют не только математики, но и финансовой грамотности. Многие не умеют работать с процентами, аннуитетными платежами, дифференцированными схемами.

Пример задачи:
*«15 января планируется взять кредит на 24 месяца. Условия возврата: 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2%, затем с 2-го по 14-е число выплачивается часть долга, а 15-го числа долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца. Какую сумму нужно взять в кредит, если общая сумма выплат составит 1,5 млн рублей?»*

Разбор решения:

Условие задачи:
15 января планируется взять кредит на 24 месяца. Условия возврата:

  1. *1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2%.*
  2. *Со 2-го по 14-е число выплачивается часть долга.*
  3. *15-го числа долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.*
    Какую сумму нужно взять в кредит, если общая сумма выплат составит 1,5 млн рублей?

Шаг 1. Понимание схемы погашения

Это дифференцированный кредит (долг уменьшается на фиксированную сумму каждый месяц).

  • S — сумма кредита.
  • n = 24 месяца.
  • Ежемесячное уменьшение долга: d=S24d=24S​.
  • Процентная ставка: 2% в месяц.

Шаг 2. Составляем таблицу платежей

Каждый месяц:

  1. 1-го числа долг увеличивается на 2%.
  2. 15-го числа долг уменьшается на d=S24 - d=24S​.

Шаг 3. Общая сумма выплат

Каждый платёж состоит из:

  • Фиксированной части S2424S​.
  • Процентов на остаток долга.

Сумма всех фиксированных частей:
24⋅S24=S24⋅24
S​=S.

Сумма всех процентов:
0,02S(1+2324+2224+...+124)0,02
S(1+2423​+2422​+...+241​).

Это арифметическая прогрессия:
1+2324+2224+...+124=1+2+...+2424=24⋅25/224=12,51+2423​+2422​+...+241​=241+2+...+24​=2424⋅25/2​=12,5.

Итого проценты:
0,02S⋅12,5=0,25S0,02
S⋅12,5=0,25S.

Общая сумма выплат:
S+0,25S=1,25S
S+0,25S=1,25S.

Шаг 3. Находим сумму кредита

По условию, общая выплата = 1,5 млн рублей:
1,25S=1 500 0001,25
S=1500000.

Ответ:
S=1 500 0001,25=1 200 000
S=1,251500000​=1200000 рублей.

Вывод

  1. Кредит взят на 1,2 млн рублей.
  2. Ежемесячное погашение:
    Первый месяц: 50 00050000 (тело) + 24 00024000 (проценты) = 74 00074000 руб.
    Последний месяц: 50 00050000 + 1 0001000 = 51 00051000 руб.
  3. Общая переплата: 300 000300000 руб.

Как запомнить?

  • В дифференцированном кредите проценты начисляются на остаток.
  • Сумма процентов = 0,02⋅S⋅n+120,02⋅S⋅2n+1​.

Теперь вы сможете решить такую задачу на ЕГЭ! 🚀

Как перестать бояться?

  • Учить формулы расчёта платежей.
  • Разбирать пошаговые решения (например, на РешуЕГЭ).
  • Тренироваться на реальных банковских примерах.

Пункт 4. Неравенства (№16) — задача, где ошибаются даже отличники

Данные ФИПИ (2023):

  • Полностью решают менее 8%.
  • 70% даже не пробуют.

Почему так трудно?
Нужно комбинировать методы: логарифмы, тригонометрию, ОДЗ. Одна ошибка — и всё решение неверное.

Пример задачи:
«Решите неравенство: log⁡2(x2−4x)≤3−log⁡0.5(x−1)log2​(x2−4x)≤3−log0.5​(x−1)»

Как подступиться?

  • Разбирать ОДЗ сразу.
  • Приводить логарифмы к одному основанию.
  • Проверять каждый шаг.

Вывод: что делать?

  1. Не игнорируйте сложные задачи — даже если решите частично, получите баллы.
  2. Тренируйтесь на реальных КИМах (ФИПИ, СтатГрад).
  3. Ищите лайфхаки — иногда проще подставить варианты, чем решать «в лоб».

Главное: ЕГЭ — это не лотерея. Даже самые сложные задачи можно освоить, если разбирать их системно. Удачи на экзаменах! 🚀

А какие задания ЕГЭ по математике кажутся вам самыми сложными? Пишите в комментариях!

Вы можете поддержать автора чашкой кофе — это вдохновляет на новые материалы!"