Презентация Татарстана в мероприятиях Культурной универсиады
Универсиада-2013 стала важным поворотным пунктом в трансляции образа Татарстана стране и миру. Мы учились тогда демонстрировать «вовне» нашу культурную специфику и многообразие, дружелюбие и открытость, успешность в реализации масштабных проектов. И этому способствовало то, что Универсиада-2013 стала первой в истории игр, сопровождавшейся универсиадой культурной.
Такой формат позаимствован у Олимпийских игр. Перед началом спортивных соревнований страна-организатор проводит Культурную Олимпиаду. Ее задача — познакомить мир с ценностями Олимпийского движения и показать культуру принимающей страны. Культурная Универсиада (КУ) стала новшеством в истории Всемирных Студенческих Игр. Она была начата в 2010 году серией специальных мероприятий (Международный танцевальный проект VERSIA | DANCE AS YOU ARE ˗ 2011 г.; «UNI-ЭЛИТА» и «UNI-РЕЗЕРВ», включенные в программы казанских фестивалей «Созвездие-Йолдызлык» и др.; конкурс на лучшую песню о Казани и XXVII Всемирной летней Универсиаде и др.), включая традиционные олимпийские ритуалы, например, эстафету огня. В данной статье мы расскажем о культурной программе, проходившей непосредственно перед Играми и во время них (с 6 по 17 июля 2013 г.), в том числе на специальной площадке – в Культурном Парке Универсиады.
Отметим, что именно культурное сопровождение спортивных состязаний работает на имидж региона, раскрывает его ценности. Опираясь на проведенные с участием автора наблюдения на мероприятиях и экспертные интервью с их организаторами, рассмотрим, какие именно идеи они продвигали.
Исследование показало, что в ходе Культурной Универсиады значительное место отводилось демонстрации этнических культур народов Татарстана, идеи многонациональности. В ее программе значился русский фольклорный фестиваль «Каравон», татарский праздник «Сабантуй», театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Гости Универсиады имели возможность посетить кряшенский праздник «Питрау», выступления фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек», спектакли театра кукол по мотивам русских («Гуси-лебеди», «По щучьему велению») и татарских («Водяная», «О, забавный Шурале») сказок, концерт Государственного оркестра русских народных инструментов Республики Татарстан, а также программы, подготовленные артистами творческих коллективов при Доме дружбы народов РТ.
В Парке Универсиады приезжие и казанцы могли познакомиться с традиционными ремеслами, творчеством самодеятельных коллективов, купить предметы народных промыслов. Вот как говорит об этом одна из его организаторов: «Наш парк был … разбит на несколько тематических зон. В нем были представлены национальные творчества – русское, татарское. Это была отдельная площадка, оформленная в виде русской и татарской деревни с элементами сельскохозяйственных орудий, мельницами, колодцами, стогами сена… Это так называемое „Национальное подворье”. А всю творческую составляющую в зоне национального подворья обеспечивали творческие коллективы районов Республики Татарстан» (Интервью с экспертами, № 24, 2014). Целью концертной программы, по замечанию другого эксперта, было отражение всей «национальной палитры»(№ 5, 2014) региона.
Установка на воплощение «этнокультурной толерантности» республики была дана и композитору, сочинившему музыкальную заставку для встречи делегаций Универсиады. В результате получилась «такая „Калинка-малинка” тире „Эпипэ”» (№ 10, 2014). Музыкальный фрагмент сопровождался танцем, идею которого одна из организаторов приветствия описала так: «…сразу решили, что это будет танец, он будет русско-татарский. Не просто кусок русского, кусок татарского, а именно показать дружбу между нашими народами»(№ 24, 2014).
В то же время Татарстан был представлен как культурно самобытный регион России. Главным культурным мероприятием стал татарский праздник «Сабантуй». Изначально связанный с посевными работами, в советский период он стал отмечаться в Казани в конце июня. В 2013 г., специально к Универсиаде, его сроки перенесли на 13 июля, чтобы, как отметил мэр Казани,«максимально ярко показать гостям и участникам Игр событие, которое является нашим национальным достоянием и гордостью» (http://www.evening-kazan.ru/news /v-blizhayshuyu-subbotu-v-kazani-proydet-obshchegorodskoy-sabantuy.html).
Другим примером показа региона как центра татарской культуры стал «Бибарс Сарай» – стилизованная ремесленная слобода ханской Казани. Там демонстрировали быт, обряды и традиции разных уголков Татарстана. Наконец, в дни соревнований состоялась премьера оперы «Ак буре» («Белый волк») на татарском языке. Ее анонсировали как «татарскую оперу» −историю о сохранении рода, традиций и веры.
Этнические (фольклорные) культуры были хотя и важной, но не единственной составляющей презентации Татарстана в ходе Универсиады. Его столица была также показана как значимый центр классического и современного искусства. Об этом говорят репертуары концертных и театральных залов, выставок, проходивших в эти дни в Казани. В свою очередь концепцию проводившегося перед Универсиадой open-air фестиваля «Kremlin live» организаторы в духе времени определили как «смесь культур», где сосуществуют старинная музыка (в исполнении Российского Рогового Оркестра из Санкт-Петербурга), панк- и авангардный джаз, композиции электронщиков и местных рок-музыкантов (передававших идею «встречи Востока и Запада», но не средствами фольклора, а в композициях, обозначаемых как «этническая музыка» или «world music»). В свою очередь гран-при конкурса песни о XXVII Всемирной летней Универсиаде получила этнически «нейтральная», «универсальная композиция», в исполнении группы «Прогульщики» на русском и английском языках (песня «Мы победители»).
Наконец, была важна презентация Казани как спортивной столицы России. Непосредственно с темой спорта были связаны: показ фильмов про спорт в кинотеатре «Мир» (10-15 июля 2013 г.), экспозиция «Спорт. Здоровье. Красота» в галерее «Хазинэ» и межрегиональная художественная выставка «О спорт, ты мир» ввыставочном зале ИЗО музея (14 марта-12 мая 2013 г.). В названных выставках, кроме произведений из центральных музеев РФ, были представлены картины местных художников, показывающих состязания в рамках «Сабантуя»: «Мы, например, показали Абзгильдина „Бег в мешках” и еще две композиции, которые связаны с темой „Сабантуя”. Да это ведь тоже спорт, это народный спорт» (№ 11, 2014).
В довершение отметим, что при подготовке Культурной универсиады власти Татарстана делали ставку на вовлечение, а не на запреты. Хотя эксперты отмечали, что иногда предложения участвовать «рекомендовались сверху», сами творческие коллективы и организаторы имели полную свободу в подготовке программ. Артисты, режиссёры, кураторы выставок сами решали, что показывать зрителям. Интересно, что некоторые городские инициативы «снизу» тоже получили поддержку – и в итоге стали частью большой культурной программы Универсиады.
Гузель Макарова