Колосок, Кресъ, Купала. Древний праздник середины лета — Сол-нцеворота. B ночь на Ивана Купалу на Руси купались, прыгали через костры и собирали целебныe тра-вы, чествуя бога плодородия. Ве-рили, что солнце в колеснице вы-езжает навстречу своему супругу месяцу. «На Купалу — солнце на зиму, а лето на жару».
В один из самых мистических праз-дников реки и озера обретали неви-данную силу. Славяне верили, что вода — символ духовного переро-ждения, и погружались в водоёмы, оставив предубеждения. Считалось, что вплоть до Ильина дня вся не-чисть выходила из воды, а сама вода на Ивана Купалу приобретала маги-ческие свойства. Особой силой на-родная молва наделяла в этот день росу. По традиции росой умывались, полагая, что это влага, посланная Небесами. Неразрывно на Ивана Ку-палу связывали воду с огнем. Сим-волы такого единения — костры.
С последними лучами солнца по высоким берегам и на холмах за-кладывали очищающие костры — рядом с ржаным полем. Парни и де-вушки собирали хворост со всей ок-руги и закладывали гигантскую пи-рамиду, помещая в центр шест с ко-лесом или смоляную бочку. Зажи-гали купальский костер от «живого огня», добытого по старинке — трением. Вокруг огненного столба водили хороводы, пели, плясали, прыгали через пламя. Чем выше — тем будешь счастливее и получишь защиту от порчи, заговоров и ру-саличьей напасти. Ну, а если пере-махнуть через костер парой и не ра-зомкнуть рук — верный признак скорой свадьбы. Кстати, есть тра-диция хождения по горящим углям, полезная по многим соображени-ям. Говорят, именно в купальскую ночь "чудодейственный, всеочищаю-щий огонь" имеет такие свойства, что не оставляет ожог. Сам, я, пока, не пробовал это проделать, но мно-гие люди проводят данный обряд. Кстати, воздействие огнём на стопы имеет, даже, сугубо практический момент, ведь, на стопах находятся рецепторы, отвечающие за полно-ценную работу многих органов че-ловека.
Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и берё-зы. В венок собирали не менее две-надцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не бы-ло. Да и сам венок — это и символ круга, совершенства, и кольца — не-прерывный союз. А будущее, в том числе и союза, предрекал венок, пу-щенный по воде. Древняя тради-ция — пустить венок по воде с заж-женной лучиной или свечой. Это ко-гда «замуж невтерпеж», но иногда сохраняли этот символ и после праз-дника как защиту полей от града или огорода от червей.
Главная загадка Ивана Купалы — папоротник, что, по преданиям, цве-тет лишь в эту ночь. Цветок тому, кто его сорвал и сберег, сулит невидан-ные способности: понимать язык зверей и видеть клады в глубине земли. У цветения папаротника есть свой "секрет". Спросите у людей, удавалось ли кому найти его, и вы получите отрицательный ответ. Дело в том, что "цветение" - сугубо "энер-гетический" или "полевой" процесс, невидимый маетиально. Увидеть его могут развитые люди, у которых ак-тивен отвечающий за экстрасен-сорные способности "третий глаз".
Он якобы открывает замки ко всем сокровищницам, помогает стать не-видимкой или повелевать землей и водой, а еще принимать любое об-личье. В ночь на Купалу выходили за травами зна-харки и ведуньи. Отыскать арарат — траву, которая, по вятским сказаниям, давала власть над нечистой силой, или разрыв-траву, подобно папоротнику делав-шую человека невидимкой. Соби-рать травы, по преданиям, нужно в полночь, тайком и сняв нательный крест.
В ночь на Ивана Купалу заканчи-вали петь "веснянки", водили хоро-воды и пели о любви. Но и практи-ческую сторону праздника не забы-вали. Освященную вербу приносили на пастбища, чтобы ведьмы не ото-брали у коров молоко. Охраняли на-дои, развесив на воротах в хлеву крапиву. Защищаясь от нечистой, втыкали в стол, окна и двери острые предметы. Магическими свойствами наделяли даже головешки из ку-пальского костра. Считалось, что заброшенные в поле угольки смогут защитить урожай от нечистой силы. Иванова ночь — самое время вы-вести ведьму на чистую воду. Не пришла женщина к костру в ночь на Купалу — оказалась под подо-зрением...
Ну что: о народных "купальских" традициях в целом я рассказал, теперь же, с вашего позволения, перейду к фильмам, посвящённым этому древнему празднику.
«Вечер накануне Ивана Купала» (1968) — советский фильм режис-сёра Юрия Ильенко по мотивам од-ноимённой повести Николая Гоголя.
Нищий батрак Петро влюбляется в местную красавицу Пидорку, дочь своего хозяина богатого казака Те-рентия Коржа. Девушка отвечает парню взаимностью, но её отец и слышать об этом не хочет. Пидорка сообщает Петрусю, что скоро её со-сватает кто-то из зажиточных селян.
В кабаке Петро обращается к бродя-ге Басаврюку, которого местные считают колдуном и дьяволом в теле человека, просит его помощи. Баса-врюк советует ему ночью на Купала пойти в чащу и разыскать там цве-тущий папоротник — ключ к несмет-ным богатствам и исполнению жела-ний. Петро находит папоротник и вызывает ведьму, которая просит кровавую жертву в обмен на золото. Поколебавшись, Петро соглашается, и нищий батрак становится богатым. Теперь Корж согласен выдать за не-го Пидорку. Молодые играют бога-тую свадьбу, но нельзя построить счастье ценой чужой жизни. Петро сходит с ума от совершённого зло-деяния.
Лента звучит как суровое предосте-режение против сделок с собствен-ной совестью. Фильм напоминает, что сокровища, добытые ценой ду-ши, превращаются в пепел, а истин-ная любовь не требует жертвопри-ношения морали.
В легендарной новелле «Празд-ник» (а фильм А. Тарковского "Ан-дрей Рублёв" (1966) состоит из но-велл) художник Рублёв оказывается на языческом праздновании в лесу: костры, танцы, жара ночи и духи.Эта сцена, напоминающая языческий обряд на И.Купала, осталась одной из самых сильных в кино — она сим-волизирует старую магию "на грани" между духовностью и страхом.
Лента "Купальская ночь (1982, режиссёр В. Басов).Василий и Зо-ся любят друг друга, но родители против их брака. Приближается пра-здник Ивана Купалы, когда, по сю-жету, можно узнать свою дальней-шую судьбу, очиститься от всего ху-дого, набраться сил и здоровья. В ночь не спят, жгут костры, поют пе-сни. Происходят разные забавные приключения, розыгрыши, а кому-то доведётся испытать силу и очарова-ние первой любви. Фильм показы- вает, что волшебная ночь может по-мочь преодолеть трудности и испы-тать радость первой любви. При этом, атмосфера обряда, музыка и народный задор подчёркивают, что ночь — это время, когда можно за-глянуть в судьбу и очиститься от не-гатива.
Фильм «Вий» (1967) с Леонидом Куравлёвым и Натальей Варлей в главных ролях, режиссёр Георгий Кропачёв. Семинарист Хома Брут возвра-щается в Киев после кани-кул. По пути он теряется в степи и просит ночлега у старухи. Ночью хо-зяйка превращается в молодую пан-ночку, осёдлывает Хому как коня и уносит в небо. Семинаристу удаётся сбросить её, читая молитвы. Пан-ночка погибает, а Хома бежит в Ки-ев, потрясённый произошедшим. В семинарии Хому вызывают к ректо-ру. Выясняется, что дочь местного сотника — та самая панночка — умерла и завещала молиться над телом именно ему. Несмотря на страх, Хома отправляется в глухую деревню. Жители шепчутся, что де-вушка была ведьмой, но семинарист игнорирует слухи.
Хому запирают в церкви с гробом. Ночью панночка поднимается из гроба и пытается приблизиться к не-му. Семинарист рисует защитный круг мелом и читает молитвы. Ведь-ма вызывает нечисть, но круг спаса-ет Хому. Утром он требует его отпу-стить, но сотник угрожает распра-вой. Вторая ночь. Панночка атакует, насылая демонов и упырей. Хома теряет сознание от ужаса, но защит-ный круг сохраняет его жизнь. Утром он обнаруживает следы когтей на стенах. Жители отказываются верить его рассказам. Семинарист понима-ет: побег невозможен, и готовится к последней ночи. Третья ночь. Ведь-ма вызывает Вия — слепого монстра с веками до земли. Хома знает: не-льзя смотреть ему в глаза, но любо-пытство побеждает. Вий указывает нечисти на семинариста. Толпа де-монов набрасывается на Хому. С первыми лучами солнца церковь рушится, погребая всех под облом-ками. Эпилог. Крестьяне находят руины церкви. Тело Хомы лежит рядом с гробом панночки. Жители крестятся и уходят, шепча молитвы. История обрастает легендами, а судьба семинариста остаётся преду-преждением о встрече с потусто-ронним. Смысл фильма «Вий» (1967) заключается в том, что Хома Брут — ленивый и трусливый антигерой, вы-нужденный противостоять высшим силам. Фильм подчёркивает хруп-кость рационального мира перед лицом древнего зла. Религиозные обряды — не гарантия спасения, а инструмент, требующий искренней веры. История также метафорично отражает борьбу с "внутренними демонами": страх, любопытство и гордыня приводят к гибели...
Путешественник, ученый и иссле-дователь древностей Г. Сидоров говорит о том, что Купалье - пра-здник, пограничный между двумя "солнцами" - летним и весенним: весеннее отождествляли с богом Ярило, летнее - с Купалой. Пере-менчивый Ярило уступает жаркому Купале, а а тепло "даёт силу пло-дам" и позволяет "открыть "ку-пальный сезон". При этом, сам "бог Купала" - это "космическая струк-тура, которая перестраивает про-странство под максимальное ин-фракрасное излучение", после то-го, как Землю согревал весенний "ультрафиолет". Как видим, поня-тие "языческого бога" легко объя-сняется "с научной точки зрения", в отличие от "требующих слепой ве-ры христианских догм".