Найти в Дзене

Сергей Щукин и Анри Матисс: история великого коллекционера и его любимого художника

Сергей Иванович Щукин (1854–1936) — один из самых влиятельных коллекционеров искусства начала XX века, чья страсть к современной живописи изменила художественный ландшафт России. Среди художников, чьи работы он собирал, особое место занимал Анри Матисс — мастер, чьи яркие, смелые полотна сначала шокировали публику, а затем покорили мир. Их отношения выходили за рамки обычного «коллекционер — художник»: Щукин стал для Матисса не только покровителем, но и вдохновителем. Первая встреча: шок и восхищение В 1906 году Щукин впервые увидел работы Матисса в Париже. В то время французский художник уже был известен как лидер фовизма — направления, отвергавшего натурализм в пользу чистого цвета и экспрессии. Картины Матисса казались радикальными даже для продвинутой публики, но Щукин, следуя своему принципу — «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её», — не смог остаться равнодушным. Первой приобретённой работой Матисса в коллекции Щукина стало полотно «Роскошь, пок
Д. Мельников. Портрет С. И. Щукина. 1915,Пушкинский музей, Москва
Д. Мельников. Портрет С. И. Щукина. 1915,Пушкинский музей, Москва

Сергей Иванович Щукин (1854–1936) — один из самых влиятельных коллекционеров искусства начала XX века, чья страсть к современной живописи изменила художественный ландшафт России. Среди художников, чьи работы он собирал, особое место занимал Анри Матисс — мастер, чьи яркие, смелые полотна сначала шокировали публику, а затем покорили мир. Их отношения выходили за рамки обычного «коллекционер — художник»: Щукин стал для Матисса не только покровителем, но и вдохновителем.

Дама на террасе. 1906 или 1907 г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дама на террасе. 1906 или 1907 г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Первая встреча: шок и восхищение

В 1906 году Щукин впервые увидел работы Матисса в Париже. В то время французский художник уже был известен как лидер фовизма — направления, отвергавшего натурализм в пользу чистого цвета и экспрессии. Картины Матисса казались радикальными даже для продвинутой публики, но Щукин, следуя своему принципу — «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её», — не смог остаться равнодушным.

"Испанка с бубном", 1909г, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
"Испанка с бубном", 1909г, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Первой приобретённой работой Матисса в коллекции Щукина стало полотно «Роскошь, покой и наслаждение» (1904), ещё относительно сдержанное по стилю. Однако вскоре коллекционер купил и более смелые вещи — «Танец» и «Музыка», которые стали ключевыми в его собрании.

"Роскошь, покой и наслаждение". 1904г,Музей Орсе, Париж
"Роскошь, покой и наслаждение". 1904г,Музей Орсе, Париж

«Танец» и «Музыка»: заказ, изменивший искусство

В 1909 году Щукин заказал Матиссу два монументальных панно для своего московского особняка. Художник создал «Танец» и «Музыка» — работы, в которых цвет и форма достигли невиданной свободы.

  • «Танец» (1910) — это вихрь красных фигур на фоне зелёного и синего, символ жизненной энергии.

"Танец", 1910г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Танец", 1910г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

  • «Музыка» (1910) — более статичная, но не менее выразительная композиция, где фигуры словно застыли в звуках.
"Музыка", 1910г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Музыка", 1910г, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Когда панно привезли в Москву, гости Щукина были потрясены: некоторые называли их «мазнёй», другие — гениальными. Сам коллекционер, несмотря на первоначальные сомнения, вскоре принял эту смелость и даже разместил работы на парадной лестнице своего дома.

Дружба и творческий диалог

Щукин не просто покупал картины — он глубоко интересовался творчеством Матисса, переписывался с ним и даже влиял на его работы. Например, после критики коллекционера Матисс переработал «Гармонию в красном» (1908), изменив цвет фона с зелёного на насыщенно-алый.

Красная комната. 1908 год,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Красная комната. 1908 год,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник, в свою очередь, высоко ценил поддержку Щукина. В письмах он называл его «единственным, кто по-настоящему понимает моё искусство». К 1914 году в коллекции Щукина было 37 работ Матисса — больше, чем у любого другого коллекционера в мире.

Помимо Щукина, Матисса коллекционировал Иван Абрамович Морозов, собравший впечатляющую коллекцию французской живописи. Он приобрел работы Матисса:

  • «Красные рыбы» (1911)
  • «Марокканский триптих» (1912–1913)
  • «Натюрморт с магнолиями» (1912)
«Натюрморт с магнолиями» 1912г,
«Натюрморт с магнолиями» 1912г,

Благодаря этим заказам Щукина и Морозова Матисс смог преодолеть финансовые трудности и полностью посвятить себя искусству.

Визит Матисса в Россию (1911)

В октябре 1911 года Матисс по приглашению Щукина посетил Москву и Санкт-Петербург. Его впечатлила русская культура, особенно древнерусская иконопись.

«Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. Я счастлив, что наконец попал в Россию. Я жду многого от русского искусства, потому что чувствую: в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ ещё молод. Он не успел ещё растратить жара своей души»

— Анри Матисс

"Красные рыбы",1912г,Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
"Красные рыбы",1912г,Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Художник также посетил Третьяковскую галерею, где изучал русское искусство, и встречался с местными художниками, включая Михаила Ларионова и Наталью Гончарову.

Судьба картин Матисса в России

После революции 1917 года коллекция Щукина была национализирована, а сам он эмигрировал во Францию. Несмотря на потерю своей великолепной коллекции, он никогда не пытался вернуть еу через суд, считая, что «мои коллекции должны оставаться там [в России]».

Коллекция Щукина стала основой Музея нового западного искусства (1928–1948).

"Разговор", 1909г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Разговор", 1909г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1948 году музей расформировали, а работы разделили между ГМИИ им. Пушкина (Москва) и Эрмитажем (Санкт-Петербург).

Сегодня в России хранятся 37 картин Матисса:

  • «Танец» и «Музыка» (Эрмитаж)
  • «Красная комната» (1908, Эрмитаж)
  • «Разговор» (1909, Эрмитаж)
  • «Голубая скатерть» (1909, Эрмитаж)
"Голубая скатерть", 1909г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Голубая скатерть", 1909г,Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 2024 году в ГМИИ им. Пушкина прошла большая выставка «Матисс. Взгляд Сергея Щукина», посвященная связи художника и коллекционера.

Сергей Щукин и Анри Матисс — это больше, чем коллекционер и художник. Это союз двух провидцев, которые верили в силу нового искусства. Благодаря Щукину Россия увидела авангард раньше многих европейских стран, а благодаря Матиссу мир узнал, что цвет может быть не просто элементом картины, а её душой.

«Марокканский триптих» 1912–1913гг,Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
«Марокканский триптих» 1912–1913гг,Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина