Найти в Дзене

Полина Осипенко рассказывает о перелёте перед перелётом

Кажется, этот июль создан как раз для того, чтобы вспомнить отличный перелёт Расковой, Осипенко и Ломако из Севастополя в район Архангельска. Раньше я уже показывала вам Холмовское озеро, на которое они приземлились, и посёлок Катунино, возле которого этот водоём находится. А недавно нашла в старых газетах заметки, которые ранее не видела. Часть из них использовалась в книге "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана". Её тираж закончился, но сейчас можно купить мою новую книгу - "Пропавшая "Родина". История самого впечатляющего женского рекорда", заполнив форму по ссылке или написав на почту lukoyanovahistory@yandex.ru. Огромный зал Кремлёвского дворца. Всесоюзное совещание жен командного и начальствующего состава РККА. Радостные, возбуждённые лица. Бесконечные восторженные овации. Незабываемая встреча с родным и любимым Сталиным. Да, с тех пор началась для меня новая, полная волнующей радости, вдохновенная служба родине. Тщательно обдумав и взвесив свои слова, я обещала на всес
Оглавление

Кажется, этот июль создан как раз для того, чтобы вспомнить отличный перелёт Расковой, Осипенко и Ломако из Севастополя в район Архангельска. Раньше я уже показывала вам Холмовское озеро, на которое они приземлились, и посёлок Катунино, возле которого этот водоём находится. А недавно нашла в старых газетах заметки, которые ранее не видела. Часть из них использовалась в книге "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана". Её тираж закончился, но сейчас можно купить мою новую книгу - "Пропавшая "Родина". История самого впечатляющего женского рекорда", заполнив форму по ссылке или написав на почту lukoyanovahistory@yandex.ru.

Полина Осипенко

ГИДРОСАМОЛЁТ НАД СУШЕЙ

Огромный зал Кремлёвского дворца. Всесоюзное совещание жен командного и начальствующего состава РККА. Радостные, возбуждённые лица. Бесконечные восторженные овации. Незабываемая встреча с родным и любимым Сталиным.

Да, с тех пор началась для меня новая, полная волнующей радости, вдохновенная служба родине. Тщательно обдумав и взвесив свои слова, я обещала на всесоюзном совещании летать выше всех девушек мира. Это была моя клятва перед гениальным вождём и его соратниками. Все мои помыслы были направлены на выполнение обещания.

И вот я поднялась в небесную высь на гидросамолёте и поставила три международных высотных женских рекорда!

Тогда же у меня зародилась путные пространства нашего Союза с юга на север.

«Какую избрать для этого машину?» - думала я. Да тот же гидросамолёт, который так прекрасно подымается ввысь и на котором я поставила международные рекорды. Пусть морская машина пройдёт над огромными сухопутными пространствами.

Есть ли риск в таком полёте морской машины над сушей? Есть, конечно, но не больше, чем во всяком другом полёте. Мы верим в зысокое качество нашего самолёта и мотора и, совершая этот полет, мы ещё раз показываем, на что способны советские лётчики, как крепки и надежны советские машины.

К тому времени я уже наметила экипаж самолёта. Путь предстоял дальний и ответственный. В состав экипажа могли войти лётчицы, хорошо овладевшие высотами авиационной техники, смелые и решительные. Искать долго не пришлось. Вторым пилотом корабля стала Вера Фёдоровна Ломако, старший лейтенант той же авиационной части, где служу и я. Она - строевой лётчик и впервые участвует в рекордном перелёте. Штурмана нам рекомендовал Герой Советского Союза тов. Беляков. Роль штурмана особенно ответственна в полёте на такое большое расстояние. В пути возможны самые разнообразные метеорологические условия, и от искусства штурмана в большой степени зависит осуществление задуманной нами идеи. Марина Михайловна Раскова - ученица Белякова. и имеет значительный опыт штурманской работы.

Подобрав экипаж, мы занялись уточнением маршрута. Мы проложили на карте трассу от Севастополя до Архангельска. Наш путь пролегает над Херсоном, Киевом, Новгородом. Лишь в отдельных местах под нами будут водные артерии, в основном же самолёт летит над сушей. Мы прорезаем 2.400 километров с юга на север.

Тренировку экипаж проходил основательную. Мы летали в любую погоду, нарочно избирая наиболее неблагоприятную метеорологическую обстановку. Летали в дождь и туман, при низкой облачности. С каждым разом всё лучше овладевали слепым полётом, всё увереннее вели машину к намеченному пункту. Всё больше и больше убеждались мы в прекрасном качестве машины, обладающей высокими лётными данными и огромной грузоподъёмностью. Мотор АМ-34, испытанный и получивший всеобщее признание, был надёжен и ни разу нас не подводил.

Мы совершали дальние полёты, углубляяясь в сушу и отдаляясь от моря. Однажды во время полёта по маршруту Севастополь - Таганрог - Ейск - Перекоп - Севастополь самолёт попал в грозу. Машина сразу падала вниз. С высоты 3.500 метров самолёт почти молниеносно снизился до 800 метров. Нужно было проявить большое хладнокровие и споровку, чтобы выйти из такого положения. Быстро изменив курс, мы стали обходить грозовые облака и благополучно закончили полёт.

Не менее полезным для тренировки экипажа и испробования материальной части самолёта был полет Севастополь- Бердянск- Таганрог- Ейск- ТемрюкПерекоп Севастополь. Обычно мы шли на больших высотах, но ни разу не пользовались кислородными приборами.

Хороших полетов по маршруту по замкнутому кругу. Этот полет был тоже тренировочным для нашего основного маршрута из Севастополя в Архангельск.

Когда мы основательно проверили себя и материальную часть самолета и у нас не оставалось никаких сомнений в том, что мы успешно справимся с поставленной задачей, мы решили обратиться за разрешением к нашему дорогому наркому Клименту Ефремовичу Ворошилову.

Мы знали, что народный комиссар исключительно внимательно относится к летчикам.

Нечего скрывать, что мы основательно волновались в ониии ответа. Но вот нам принесли телеграмму. Не без трепета раскрыли мы ее:

«Старшему лейтенанту Осипенко.

Вылет разрешаю. Еще раз тщательно проверьте материальную часть. Желаю полного успеха. Ворошилов».

Как сказалась в этих словах наркома сталинская забота о людях! Его советеще раз тщательно проверить материальную часть- напоминал нам о том, что не нужно рисковать, что нужно внимательно и вдумчиво выполнить поставленную перед собой задачу. До мелочей проверили мы еще раз материальную часть самолета, проверили самих себя.

Перед стартом мы отправили товарищу Ворошилову телеграмму:

«Москва.

Народному Комиссару Обороны, маршалу Советского Союза товарищу Ворошилову.

Дорогой Климент Ефремович!

Стартуя сегодня на гидросамолете в разрешенный Вами беспосадочный перелет над сушей по маршруту СевастопольАрхангельск, выражаем уверенность том, что поставленную Вами задачу выполним.

От всей души благодарим Вас за оказанное нам доверие и за ту помощь, ноторая нам была оказана при подготовке перелета. Просим передать наш горячий привет Правительству и вождю народов великому Сталину и передать им о том, что этот женский беспосадочный перелет мы посвящаем Вам, лучшему другу и соратнику великого Сталина, любимому наркому обороны Союза ССР маршалу Советского Союза Клименту Ефремовичу Ворошилову.

Полина Осипенко, Вера Ломако, Марина Раскова».

Через несколько часов наш гидросамолёт оторвётся от вод Чёрного моря и возьмет курс на север.

Во славу родной сталинской страны совершаем мы, лётчицы Красной Армии, наш рекордный перелёт.

Красная звезда. 1938. №151.