Представьте себе: 7 июля, и где-то далеко, почти невидимая для нас, свой 99-й день рождения отмечает женщина, чье имя когда-то гремело на весь Советский Союз. Речь идет о Римме Шороховой. Это не просто актриса, это целая эпоха, но, увы, ее имя сегодня почти стерто из памяти. А ведь ей, этой невероятной женщине, прочили ослепительную карьеру, называли одной из самых ярких звезд середины 1950-х! И что же? Спустя всего десять лет она словно растворилась в воздухе, оставив после себя лишь кинопленки, которые и сегодня напоминают нам о ее существовании. Порой кажется, что судьба специально играет с нами в прятки, скрывая самых талантливых за завесой времени.
Девочка, что грезила сценой
Когда в далеком 1926 году, в тихом уральском селе Кузино, на свет появилась маленькая Римма, никто и подумать не мог, что эта кроха однажды станет настоящей кинозвездой. Да и кто тогда вообще задумывался о будущем? Все вокруг были поглощены куда более насущными, земными проблемами. Семья, в которой росла наша героиня, была самой обычной, без изысков: отец трудился машинистом на железной дороге, мать – на заводе. Но вот беда: отец ушел почти сразу после рождения дочки, и все заботы о малышке легли на хрупкие плечи матери.
Через несколько лет в жизни Риммы появился отчим, Павел Брагин. И вот он-то смог по-настоящему заменить девочке отца. Он был крупным руководителем на алюминиевом заводе, и именно под его влиянием Римма поступила в химико-алюминиевый техникум. Там готовили специалистов, которые были на вес золота на Урале. После выпуска она, казалось бы, логично и надежно, пошла работать на завод, которым управлял отчим. Но, поверьте нам, ее сердце рвалось совсем к другому!
Настоящим спасением для Риммы стала художественная самодеятельность. Там она по-настоящему оживала: читала стихи, кружилась в танцах, участвовала в любительских спектаклях. Каждое выступление было для нее глотком свежего воздуха, возможностью быть самой собой. Она с головой уходила в подготовку, отдаваясь каждой роли без остатка. А главное – она страстно, до дрожи, мечтала о большой сцене, о том, чтобы стать актрисой. И вот настал момент, когда стало ясно: дальше так жить, постоянно откладывая мечту на потом, просто невозможно!
И Римма, собрав всю свою смелость в кулак, решилась на отчаянный шаг. Она собрала вещи, купила билет и отправилась в Москву, прямиком в театральный вуз. Подала документы во ВГИК – и, о чудо, поступила с первой же попытки! Приемная комиссия была покорена ее талантом и, что уж там скрывать, потрясающими внешними данными: выразительное лицо, в котором удивительным образом сочетались строгость и нежность. Она была идеальным воплощением образа "правильной советской девушки", который так ценился в послевоенном кинематографе. Словно сошла с плаката!
Любимица публики и творцов
Ее первая роль, крохотная, не принесла ей всемирной славы – ее имя даже не упомянули в титрах. Но Римма Шорохова не из тех, кто жалуется на судьбу. Для нее это было не просто работа, а любимое дело, и роль санитарки в фильме Сергея Герасимова «Сельский врач» стала для нее настоящей школой жизни. И вот, совсем скоро, удача широко улыбнулась ей: всего через пару лет после дебюта она получила главную роль в приключенческой ленте «Случай в тайге», снятой Юрием Победоносцевым и Юрием Егоровым. В образе девушки-охотоведа Елены Седых она мгновенно покорила сердца миллионов зрителей. Это был настоящий триумф!
Этот фильм стал для Риммы трамплином. Ее стали замечать, приглашать все чаще, и вот в 1956 году на экраны вышло то самое кино, которое вошло в золотой фонд отечественного кинематографа. Мы говорим, конечно же, о «Весне на Заречной улице». Эта картина побила все мыслимые рекорды популярности, потому что каждый зритель узнавал в ее героях частичку себя. Римма сыграла там Алю Алёшину. Пусть это и не была главная роль, но ее искренность и честность покорили публику. Она вжилась в образ настолько, что сделала его живым, настоящим, словно человек сошел с экрана и заговорил с тобой.
Есть тут один пикантный момент: актер, который сыграл отвергнутого поклонника Али, в реальной жизни был бывшим мужем Риммы. С Владимиром Гуляевым она познакомилась еще во ВГИКе. Их студенческий роман вспыхнул ярко, как спичка, и быстро привел к свадьбе. Правда, их брак продлился всего несколько лет. Расстались они тихо, без скандалов, осознав, что просто поторопились с серьезными отношениями. Зато после развода они сумели сохранить ровные, дружеские отношения, без взаимных обид и упреков. Не каждый так сможет, согласитесь?
После «Весны…» последовали и другие значимые картины, например, «Дом, в котором я живу» – фильм о соседях, которые объединились в тяжелое военное время, чтобы вместе справляться с трудностями. Эти работы только укрепили ее актерскую репутацию. Казалось, что для нее все только начинается, что впереди Римму Шорохову ждут десятки главных ролей и блестящая карьера. Но тут, как это часто бывает, в дело вмешалась сама судьба, и ее планы оказались куда более непредсказуемыми.
Долгие годы забвения
На съемках совместного советско-чехословацкого фильма «Прерванный полет» Римма Шорохова встретила Яромира Гольпуха, оператора. Ей тогда было уже тридцать три, и она, казалось бы, научилась взвешивать свои решения, просчитывать последствия. Но в этот раз разум уступил место чувствам. Она полюбила со всей страстью, всей пылкостью нерастраченной любви. И все карьерные перспективы, все роли меркли перед возможностью любить и быть любимой. Когда на кону стоит счастье, разве можно думать о чем-то еще?
Яромир Гольпух был гражданином Чехословакии, и Римма приняла его предложение руки и сердца. После свадьбы она, не раздумывая, переехала с мужем в Прагу. Этот шаг, по сути, закрыл ей дорогу на советские экраны. Тот факт, что ее муж был иностранцем, мгновенно перевел перспективную актрису в разряд «неугодных». В Чехословакии она снялась в нескольких фильмах, но на этом ее карьера, по сути, и завершилась. За границей ее не спешили приглашать ни в театр, ни в кино – языка она не знала. А советские режиссеры, в свою очередь, не рисковали звать ее в свои картины, чтобы самим не оказаться в опале. Вот такая суровая реальность!
Какое-то время Римма Шорохова вела русскоязычную радиопередачу, потом перешла на административную работу в отеле и ресторане. Это было не по зову души, а по необходимости – нужно было как-то выживать. После смерти мужа, которая случилась в начале двухтысячных, она осталась совершенно одна. У Риммы не было детей ни в первом, ни во втором браке, и она жила в полном одиночестве. Незадолго до своей смерти, Марлен Хуциев, режиссер той самой «Весны на Заречной улице», предпринял попытку связаться с актрисой, но ничего не вышло. А в 2019 году его не стало, и вместе с ним оборвалась последняя ниточка, связывавшая Римму Шорохову с ее ярким кинематографическим прошлым.
На днях ей исполнилось 99 лет, но где она, жива ли, как чувствует себя в эти годы – об этом мы можем только догадываться. Не осталось никаких свидетельств, ни одного интервью, никто не рассказал, как сложились ее последние годы. И все же, каждый раз, когда зрители пересматривают ту черно-белую ленту о жизни металлургов, о любви, о смущении, о надежде и о выборе, они снова видят на экране ту самую девушку – скромную, нежную и решительную. Имя актрисы, когда-то исчезнувшее с афиш, до сих пор живет в сердцах благодаря тому прекрасному фильму, который покорил миллионы. Мы очень хотим верить, что Римма Шорохова все еще жива и здорова, несмотря на свой солидный возраст. Ведь такие люди, такие таланты, не должны уходить в забвение!
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!