Найти в Дзене

Почему ученики не учат физику, а выпускники не выбирают экзамен?

Сразу отмечу, что данная статья не является поддержкой или полным отрицанием ОГЭ, весь материал излагается с нейтральной позиции: никто и ничего другого пока не предложил для обсуждения (апробации), только одна критика (рисующая ужасную картину: змей-Горыныч с тремя головами: О-Г-Э или Е-Г-Э), но критикуешь – предлагай! Многие предлагают вернуться к традиционным экзаменам в школе (вероятнее всего по билетам, как это было раньше). Мысль хорошая, но смогут ли выпускники логически грамотно построить свой ответ, своими словами пересказать теоретический материал, входящий в билет? И не превратиться ли экзамен в школе в очередной фарс? … Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ/ЕГЭ по физике, не содержит материала, не входящего в школьный курс. Теоретический материал для подготовки к экзамену можно найти в школьных учебниках. Но физика – это не только теория, но еще и задачи (качественные и расчетные), при решении которых необходимо применять (правильно, обосновывая) теоретические з

Сразу отмечу, что данная статья не является поддержкой или полным отрицанием ОГЭ, весь материал излагается с нейтральной позиции: никто и ничего другого пока не предложил для обсуждения (апробации), только одна критика (рисующая ужасную картину: змей-Горыныч с тремя головами: О-Г-Э или Е-Г-Э), но критикуешь – предлагай! Многие предлагают вернуться к традиционным экзаменам в школе (вероятнее всего по билетам, как это было раньше). Мысль хорошая, но смогут ли выпускники логически грамотно построить свой ответ, своими словами пересказать теоретический материал, входящий в билет? И не превратиться ли экзамен в школе в очередной фарс? …

Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ/ЕГЭ по физике, не содержит материала, не входящего в школьный курс. Теоретический материал для подготовки к экзамену можно найти в школьных учебниках. Но физика – это не только теория, но еще и задачи (качественные и расчетные), при решении которых необходимо применять (правильно, обосновывая) теоретические знания.

Основные проблемы в сложности изучения предмета и экзамена по физике (по моему мнению; при изучении физики на базовом уровне).

1. В программах по физике очень мало времени уделяется решению качественных и расчетных задач (пример из программы на 2025-2026 учебный год: из 238 ч, отводимых на изучение физики в 7-9 классах, на решение задач отводится 30 ч или 12,6%). В старшей школе (10-11 классы) ситуация еще хуже: из 136 ч, отводимых на изучение физики в 10-11 классов, на уроки решения задач времени не выделено (от слова совсем)!

2. Отсутствие в школе учителей физики или их колоссальная загруженность количеством уроков и мероприятиями, не имеющими никакого отношения к преподаванию физики (без комментариев с моей стороны).

3. Слабая подготовка учащихся по математике и информатике, предметам естественно-научного цикла (биологии и химии) и, как следствие (физика от них неотрывна), применить полученные знания учащиеся не могут. Готовые домашние задания еще сыграют злую шутку с любителями выполнения (списывания) по ним домашних заданий.

4. Отсутствие необходимого лабораторного оборудования для выполнения экспериментальных заданий (лабораторных работ, в том числе при подготовке к ОГЭ).

5. Ученики не понимают, как будет (и будет ли) физика связана с будущей профессией. На это я могу ответить шуткой: «Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством».

Если нет возможности обучаться в классах углубленного (профильного) изучения физики и математики, займитесь самообразованием. Ориентируйтесь не на школьные оценки, а на реальные знания по предмету; занимайтесь самообразованием (в современном мире – это не проблема).

Можно ли преодолеть страх перед физикой, разобраться во всех ее нюансах? Стоит ли выбирать экзамен по физике? Как самостоятельно (или с репетитором) подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ? Основная цель данного канала в этом и состоит.