С удовольствием прослушала аудиокнигу (в исполнении самого автора) под названием «Всем Иран. Парадоксы жизни в автократии под санкциями». Автор – востоковед, бывший корреспондент ТАСС в Иране Никита Смагин, рассказывает о парадоксальной жизни современного Ирана, одной из самых закрытых стран мира.
Автор прожил в Иране несколько лет и теперь описывает личный опыт жизни в стране. Кажется, что Иран – это страна-изгой, жесткая исламская теократия. Страна разрабатывает ядерное оружие для противостояния коварным внешним врагам, жестоко преследует инакомыслящих, а выше семейных ценностей ставит только религиозные табу. Но так ли всё однозначно?
В Иране действительно сжигают флаги США и Израиля под крики «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!». Но иранцы делают это потому, что так принято, а на деле Израиль им безразличен – своих проблем хватает. Иранцы американцев не любят, но паспорт США хотели бы получить, ведь тогда открывается больше возможностей. У обычных иранцев негативное отношение к России. Но такие настроения возникли не из-за современных отношений, а из-за исторической памяти: Русско-персидские войны, расстрел казачьей бригадой первого иранского парламента, британо-советская оккупация Ирана в годы Второй мировой войны. Сегодня на фоне международной изоляции и западных санкций Россия с Китаем стали неизбежными партнерами для исламской республики.
В Иране работают демократические институты. Верховный лидер (рахбар) назначается пожизненно, но президента – второго по важности человека в стране –выбирают в ходе конкурентных выборов, итог которых непредсказуем. Иранцы активно агитируют друзей и родственников идти на выборы. При голосовании на бюллетени гражданин ставит чернильный отпечаток пальца: сделано это для того, чтобы исключить фальсификации на выборах. С синими пальцами повторно голосовать не пустят.
Иран – это социальное государство, заботящееся об угнетенных. У граждан широкая медицинская страховка, школьное образование полностью бесплатное, высшее – бесплатное наполовину. Больше половины учащихся в вузах – девушки. Уровень грамотности женщин здесь выше, чем в Турции. У иранцев есть возможность купить квартиру по почти беспроцентному кредиту. Нормальное жилье средней иранской семьи – порядка 100 квадратных метров общей площади.
Протесты для Ирана – норма. В 2019 году в стране вспыхнули «бензиновые протесты». Люди вышли на улицы, рассерженные трехкратным повышением льготных цен на топливо. Протесты связаны с конкретными запросами граждан – социальной политикой, высокой инфляцией, муниципальными или федеральными выборами. И власть всегда реагирует на них и идет на какие-либо уступки.
В стране для мусульман запрещено вероотступничество. Переход из ислама в другую веру грозит смертной казнью. При этом в стране много неверующих. Тут уживаются и ярые сторонники ислама, и противники. Запрещены (и караются смертной казнью) однополые отношения, но разрешен транспереход – по количеству операций по коррекции пола (около 450 в год) страна занимает второе место в мире после Таиланда! В 1983 году аятолла Хомейни издал фетву, из которой следует, что в Коране нет противоречий для смены пола. К операциям прибегают некоторые гомосексуальные мужчины, пытаясь избежать смертной казни или надеясь открыто жить с партнёром и вступить в законный брак.
Продажа алкоголя запрещена, но выпивку достать можно (и даже не дедовский самогон). Наиболее популярен арак – крепкий алкогольный напиток с ароматом аниса. Цвет напитка молочный, он легко пьется в жару. Омар Хайяма в Иране почитают, а ведь его рубаи содержат упоминания вина и пьянства. Но считается, что это же образ, метафора, а значит всё не взаправду. Телесные наказание за выпивку возможны по медицинскому освидетельствованию. Иранец, если он выпил на вечеринке, сядет за руль, ведь вызывать такси рискованно: водитель поймет, что ты пьян и неизвестно какие будут последствия. Пьющих около 12% по стране.
В Иране существует культура потребления териака. Териак – это опий-сырец, высохший на воздухе млечный сок из надрезов на недозрелых коробочках снотворного мака. Он распространен как обезболивающее средство. Больным детям могут потереть за ушком териаком, чтобы заснули. Его употребляют до 90% населения Ирана. Териак легкий, его можно принимать десятилетиями без летального исхода, да и внешних следов употребления не видно. Таксист может покурить териак и сутками развозить людей. Конечно, если переборщить, то будет заторможенная и вялая речь.
В Иране высокая толерантность к териаку и марихуане. Общество не стигматизирует их употребление. Прямого запрета на травку в исламе нет, поэтому наркотики чуть ли не одобряются. Тем не менее опиаты вызывают мгновенное привыкание. Чаще всего курят люди за 60 и бедные слои общества. Цена за грамм меньше доллара, но и качество оставляет желать лучшего. Среди молодежи употреблять опий не модно.
Из-за того, что Иран разрабатывает ракетные и ядерные программы, на него наложены санкции. Страну покинули почти все западные компании. Но Иран не подписал Всемирную конвенцию об авторском праве, так что любое заимствование (плоть до полного копирования) здесь легально. «Сникерсы» здесь есть, их несколько, и называются они по-разному: «Снайперы», «Доминикерсы», «Фансикерсы». «Твикс» превратился в «Микс», «Баунти» в «Бауно». А «Макдональдс» в «Машдональдс».
В медиа царит цензура, но иранский кинематограф высоко котируется на мировых фестивалях и премиях, включая Канны и «Оскар». Фильм режиссера Асгара Фархади 2011 года «Развод Надера и Симин» стал главным триумфатором Берлинского МКФ и получил Оскар за лучший фильм на иностранном языке. NYT включил ленту в список 100 лучших фильмов 21 века.
В Иране запрещены рок, рэп и любой женский вокал. По закону женщинам можно петь только хором, а не соло. Таким исполнителям просто не дают лицензию – это значит, что ты не можешь давать концерты и выпускать пластинки, и как следствие, зарабатывать.
Тем не менее, такая музыка процветает в интернете и на ютубе (который в Иране заблокирован). Самый известный рэпер Ирана – Amir Tataloo. Количество прослушиваний треков Таталу зашкаливает. Он задерживался правоохранительными органами за татуировки, провел 4 месяца в тюрьме. Позже приговорен к пяти годам за публикацию непристойного контента. В 2018 году уехал в Турцию и начал открыто критиковать правительство, был экстрадирован в Иран и приговорен к смертной казни (пока не приведена в исполнение).
В 2022 году был арестован и приговорен к четырем годам композитор и исполнитель Шервин Хаджипур. Песня Baraye, написанная Хаджипуром, стала неофициальным гимном иранского протестного движения, вызванного смертью 22-летней Махсы Амини (про нее читайте ниже). 27-летнего исполнителя признали виновным в подстрекательстве к беспорядкам против национальной безопасности, а также в пропаганде против правящего режима. Мне очень нравится эта песня, в переводе с фарси значит «Ради…» или «Для…». Послушайте, Shervin Hajipour – Baraye.
В Иране строгий исламский дресс-код. Женщины обязаны покрывать голову и носить хиджаб. Не допускается макияж и плохо повязанный платок. Без хиджаба – штраф, если несколько штрафов – тюремный срок. Однако в помещении и на вечеринках девушки могут спокойно снять хиджаб. Никто не контролирует, ходите ли вы в мечеть, читаете ли намаз, соблюдаете ли пост. Достаточно соблюдение внешних ритуалов.
Девочки и мальчики учатся раздельно, вместе только с университета. Существуют раздельные вагоны (есть женские и общие, т.е. женщина может выбрать, в какой вагон сесть).
Брак в Иране разрешен для женщин с 13 лет, для мужчин с 15. Каждый 20-ый брак такой. Но большинство иранцев не торопятся жениться и заключают браки после 30-ти лет. Из-за этого в Иране уже давно хотят сделать институт сводничества. Многоженство разрешено, но на практике встречается не часто, в основном в удаленных регионах и среди бедных слоев населения. Многоженство не популярно. Спроси у любого иранца про многоженство и он ответит: «Наверное, это можно, но я такое не встречал». Согласно статистике за 2018-19гг, в Иране зарегистрировано 630 тыс. браков, и только 1 тыс. со второй женой.
Добрачный секс запрещен, но в крупных городах этот запрет уже лет двадцать как игнорируют. Секс – форма протеста, для молодежи это как «идите к черту с религиозными догмами». Аборт по не медицинским причинам карается тюремным заключением от 2ух до 5ти лет как для клиентки, так и для врача. Сделать его можно только нелегально.
В Иране все еще тяжело обстоят дела с правами женщин. Одно из главных событий в современной истории Ирана случилось осенью 2022 года. После внезапной смерти Махсы Амини, задержанной и избитой за неправильно надетый хиджаб, по всему Ирану прошли многотысячные митинги с лозунгом «Женщина, жизнь, свобода».
При заключении брака муж выделяет жене махр – имущество, которое в случае вдовства или развода остается у нее. И это – единственная защита женщины в браке, ведь по закону дети, квартира, движимое имущество остаются с супругом. Есть случаи, когда женщины совершают самосожжение из-за бедности и принудительных браков. До сих пор существуют «убийства чести».
Яркий пример – 14-летняя Ромина Ашрафи, которая сбежала из родительского дома вместе с 35-летним возлюбленным, после того как ее отец отказался давать согласие на их брак. Полиция разыскала Ромину и вернула домой, несмотря на заявления девушки, что ей грозит опасность. Ночью отец ворвался в комнату к дочери и обезглавил ее серпом. Его осудили на 9 лет. Уголовный кодекс страны предусматривает поблажки для отцов и остальных членов семьи, если убийство детей произошло для защиты чести. В связи с убийством по стране прокатилась волна возмущения, а президент Ирана призвал ужесточить законодательство о насилии в отношении женщин.
Иран – страна парадоксов, но любая страна состоит из противоречий. Два столпа исламской республики – демократические институты и социальная политика – утратили свой функционал в глазах населения. По-настоящему правительство Ирана поддерживают лишь 30% населения, среди которых чиновничий аппарат и КСИР.
В книге еще много чего интересного. Например, где выгодно купить новый айфон, как попасть в подпольные клубы на рейвы и ругаться на персидском. Да, да, там целый словарь персидских ругательств и сленговых выражений. Вы не просили, но вот вам парочка: кир – х*й; кос – п**да; кун – ж*па. Кстати, если вдруг вы вспомнили из истории 5ого класса царя Кира Великого, то не вздумайте его так назвать в Иране, правильно будет Куруш Великий.
Больше обо мне – t.me/potestas_est