Возможно, что имя Мариамны более известно знатокам литературы, чем любителям истории, ведь эта в действительности историческая фигура была увековечена, к примеру, такими писателями, как Бокаччо, Кальдерон де ла Барка или Вольтер. Она была хасмонейской царевной. Красота Мариамны околдовала Ирода Великого, который сделал ее своей второй женой, не представляя, что брак обернется лихорадочно сменяющими друг друга периодами взаимных интриг и закончится настоящей трагедией.
Ирод Великий более всего известен благодаря упоминанию в Библии: согласно Новому Завету, он был царем, который приказал устроить избиение младенцев (уничтожение всех детей Вифлеема в возрасте до двух лет) после его встречи с волхвами. Эпизод, который многие историки считают весьма маловероятным не потому, что он не был способен совершить такое злодеяние (а он был способен на многое), а потому, что событие могло иметь такой размах.
Ведь и его враги могли бы использовать такой прецедент в качестве описание злодеяний Ирода, чтобы дискредитировать его. Но, однако, они этого не сделали. Избиение упоминается только в Евангелии от Матфея и апокрифах, вероятно для того, чтобы провести параллель с историей Иосифа, в то время как такой явный противник царя, как Иосиф Флавий, который задокументировал разные злодеяния монарха, ничего об этом не говорит.
Ирод был родом из Идумеи (область на юге Израильского надгорья), как и его отец Антипатр. Его мать была набатейкой (полукочевой народ скорее всего арабского происхождения). Он рос в семье, обращенной в иудаизм.
Отсутствие чистоты крови и его пресловутая жестокость стали поводом ненависти к царю, несмотря на тщетные усилия, которые он предпринимал, пытаясь завоевать любовь народа и проявить некоторые положительные черты. К примеру, он воздвиг множество памятников в классическом стиле (Ирод был весьма эллинизирован), распространил иудаизм на Идумею своим указом, боролся с последствиями случившегося голода, приказал восстановить Храм Соломона. Такого рода деяния Ирона в определенной степени были попыткой Ирода сгладить в глазах населения деспотичный характер его правления, попыткой предотвратить возможность протестов.
Родившись в 74 г. до н.э., он всегда поддерживал дружбу с Римом, получив взамен должность наместника Галилеи. Позже в 41 году до н.э. Марк Антоний назначил его тетрархом вместе со своим братом Фазаилом, а сенат отдал ему трон Иудеи после свержения и убийства римлянами и Иродом неугодного Риму царя Антигона II Маттафия. Поскольку он не был царской крови, ему было удобно породниться с кем-то из династии Хасмонеев. Его жена Дорис, подарившая ему первенца, Антипатра, была для него бесполезна в этом смысле.
Но скоро Ирод нашел идеальную кандидатуру для роли новой жены. Такой представлялась ему юная внучка Гиркана II, царя Иудеи и первосвященника, которому когда-то служил его отец и который был свергнут Антигоном Маттафием до того, как в дела Иудеи вмешался вышеупомянутый Марк Антоний. Девочку звали Мариамна (или Мариана). Но на тот момент это был лишь проект Ирода, потому что ей едва исполнилось тринадцать лет.
***
Мариамна родилась в 54 г. до н.э. Она была дочерью Александра Иудейского и Александры Маккавеи (дочери Гиркана II), а также – и это важно из-за последствий для легитимности – племянница царя Антигона Маттафия, который был её дядей по отцу. Его семья вступила в конфликт с Римом, а затем встала на сторону Помпея в гражданской войне, за что последовало возмездие. Александр был схвачен и обезглавлен военачальником Сципионом по приказу Помпея. Вдова же сумела будто бы выгодно для своего положения согласиться на ктубу (брачный контракт) между Мариамной и Иродом. Как мы уже говорили, ему пришлось ждать свадьбы четыре года, которая состоялась в Самарии в 37 году до н.э.
Холодный прагматизм, ставший причиной этого брака, на удивление скоро уступил место искренней любви Ирода к Мириамне из-за удивительной красоты, которую, по свидетельствам свидетелей того времени, оказалась была наделена невеста. Царь был очарован женой, и у них родилось пятеро детей, трое мальчиков (вышеупомянутые Александр и Аристобул плюс третий, который умрет молодым в Понтийских болотах, недалеко от Рима, куда он был отправлен в 20 году до нашей эры вместе со своими братьями для получения образования) и двух дочерей (Салампия и Кипрос). Ирод поначалу настолько находился под чарами Мариамны, что уступил ее настойчивым просьбам назначить ее единственного брата, Аристобула, первосвященником, не представляя, что это откроет ящик Пандоры.
Для этого сначала пришлось сместить действующего первосвященника, Ханамееля, под предлогом того, что тот был не еврей по рождению, а чужеземец (египтянин по Мишне; из вавилонян по Иосифу Флавию) несмотря на то, что он был лично ранее назначен самим Иродом. Но, мало того, Аристобул был несовершеннолетним – семнадцати лет от роду. И это решения подростка сделать первосвященником конечно было скандальным.
Однако через год после назначению юный первосвященник утонул во время купания в Иерихоне и царь восстановил Ханамееля на своем посту. Начал распространяться слух, что монарх с подозрением относился к популярности Аристобула среди евреев и поэтому приказал убить последнего представителя Хасмонейской династии.
Неизвестно, планировал он это или нет, но Аристобул действительно был юношей видным, ему симпатизировали в обществе. Мать утопленника поверила в эту версию и написала письмо Клеопатре с просьбой о помощи в мести. Египетская царица передала эту просьбу своему возлюбленному, Марку Антонию, а тот вызвал Ирода, чтобы дать ему возможность защитить себя, поскольку, в конце концов, именно Марк Антоний отдал ему Иудею.
Ирод подчинился и отправился на встречу с Марком Антонием в 34 году до н.э. Перед этим он оставил жену на попечение Иосифа Флавия, которому он отдал ужасный приказ, характеризующий коварный и самолюбивый нрав царя: если римляне бы казнили его, Иосиф должен убить Мариамну, потому что он не мог вынести мысли, что она может в будущем связать свою жизнь с другим мужчиной.
Проблема заключалась в том, что Иосиф Флавий также был под влиянием красоты царицы и в конце концов признался её в такого рода приказе Ирода. Если в его намерениях была демонстрация преданности царице, то Мариамна отреагировала на такую новость негодованием. Красавица изначально хоть и слушалась мужа во всем, но видимо не испытывала особых чувств к нему, а играла свою политическую роль исходя из возможностей.
В этот же раз Мариамна впала в ярость и разорвала всякую эмоциональную связь, которая у нее была с тем, кто все еще был ее мужем и отцом её детей. Более того, так как судьба Ирода в тот момент находилась в руках римлян и казалась в Иудеи под вопросом, то вскоре распространился слух, что царь казнен. Тогда-то Мариамна уговорила Иосифа помочь ей искать защиты у римлян.
Ситуация осложнялась тем, что на самом деле Марк Антоний посчитал Ирода невиновным и позволил ему вернуться в Иудею. А когда царь вернулся, его сестра Саломея сообщила ему, что Мариамна взяла Иосифа в любовники, планируя сбежать вместе. Ирод не поверил в эту историю и решил поговорить о ней напрямую со своей женой. Ее отказ поначалу убедил его, но когда он узнал, что Иосиф Флавий раскрыл его приказ убить ее, Ирод понял, что только очень неравнодушный к царице человек может решиться на что-то подобное. Что вполне могло бы значить, что неверность жены была правдой. Несмотря на это, он простил ее, хотя Иосиф Флавий был передан палачу, а свою тещу Александру Ирод упрятал в тюрьму.
Таким образом брак разваливался ввиду взаимных обид. А последовавшие за этим события будто бы пустили Ирода и Мариамну по повторному кругу жизненных обстоятельств. В 30 г. до н.э. в битве при Акциуме Марк Антоний и Клеопатра потерпели поражение от Октавиана, который после этого начал сводить счеты с союзниками своего поверженного врага. В частности Октавиан потребовал от Ирода предстать перед ним на Родосе. Невероятно, но Ирод как некогда навстречу Марку Антонию отправился к будущему Августу, на этот раз вверив бразды правления своим царством сестре Саломее... и с таким же наказом сестре убить Мариамну вместе с тёщей, если с ним что-то случится. История повторялась.
В то время верный царю человек по имени Соэмос отвечал за охрану своей жены и тещи в Сартабе (Александрия). Царица находилась в крепости, построенной Хасмонеями на крутом и засушливом холме к западу от долины реки Иордан, на границе с Самарией, где когда-то войска Аристобула IIукрепились против Помпея. Но к тому моменту крепостные стены были восстановлены Иродом, который использовал это место ппрежде всего как политическую тюрьму. В7 г. до н.э. царь также похоронит там своих злополучных сыновей Александра и Аристобула. В конце концов это место будет разрушено Титом во второй половине I века н.э., во время Первой иудейско-римской войны.
Заручившись доверием и Соэмоса, Мариамна узнала о приказах мужа и потеряла то немногое, что у нее оставалось от отношений с Иродом. Тем временем Ирод получил новое одобрение Октавиана и гарантию автономного правления в обмен на обещание ему верности и содействия в продвижении Октавиана в Сирии и Египте.
Ирод смог вернуться в Иудею, где его жена больше не скрывала своей ненависти к нему. Саломея и ее мать Кипрос, которые, в свою очередь, ненавидели жену Ирода, снова наговаривали против царицы, хотя, как и в прошлый раз, монарх не хотел вникать в эти разборки.
Ирод изменил свое отношение к царице только после того, как Мариамна отказалась возобновить супружескую жизнь с ним и открыто упрекнула его в убийстве своего деда по материнской линии, Гиркана II. Во времена Марка Антония он был его советником, но в 30 г. до н.э., когда Марк Антоний умер, Ирод стал считать его опасным и казнил вместе с набатейским царем Маликом II, обвинив их в заговоре.
Брак окончательно распался, потому что Ирод поверил, что отказ его жены от интимной близости был связан с ее неверностью ему с Соэмосом. Саломея взяла на себя смелость усугубить ситуацию. Вскоре она была обвинена в том, что намеревалась напоить своего мужа и отравить его.
Соэмос быстро попал в руки палача. Мариамна была арестована и предана суду, но судьи не нашли никаких доказательств какого-либо заговора. Казалось, что все склоняется к оправдательному приговору. Но тут вмешались Саломея и Кипрос, предостерегая царя от оправдании царицы, потому что она якобы могла возглавить восстание сторонников Хасмонеев и вернуть себе трон. Аргумент был слишком сильный для того, кто любил власть больше всего. Так Ирод в конце концов решил не рисковать и приказал казнить свою жену и мать своих детей в 29 году до н.э.
Интересно, что Александра, мать Мариамны, в тот момент выступила свидетелем причастности дочери к заговору с целью убийства Ирода. Эти беспрецедентные показания матери против дочери были истолкованы как попытка Александры спасти собственную голову, предполагая, что в противном случае она падет вместе с царицей. Во всяком случае, когда Ирод заболел позже, она попыталась захватить власть, объявив его непригодным для царствования и провозгласив себя царицей Иудеи. Этот шаг имел неприятные последствия, потому что Ирод приказал убить ее без суда, в чем и приуспел.
Ирод овдовел в результате убийства женщины, которую он любил так сильно, что назвал в ее честь одну из оборонительных башен своего дворца в Иерусалиме, что было лишним свидетельством его тоски по Мариамне (две другие башни назывались в честь брата и лучшего друга Ирода). Если мы доверимся Талмуду, то увидим, что в нем Ирод показан несколько навязчивым и безумным, так как там говорится, что он держал ее тело в меду в течение семи лет. Так ли это было? Видимо, что в действительности царь пытался забыть ее с помощью охоты и пиров, но не смог избежать ее памяти во время визита в Самарию, где они поженились, занемог от этого.
И все же Ирод продолжил проливать кровь родственников. Муж его сестры Саломеи стал следующим, кто лишился жизни по обвинению в участии в заговоре против царя. И, как ранее упоминалось, царь не пощадил и даже его собственных детей: двое из четверых, рожденных Мариамны, Александр и Аристобул, оказались на виселице вместе с первенцем Антипатром (рожденного имел от Дорис, первой жены Ирода), когда царь решил, что они тоже сговорились свергнуть его.
Столкнувшись с таким прогрессирующим в Ироде недоверием и отсутствия угрызений совести, римский грамматик Макробий написал в своем сочинении «Сатурналии» лапидарную фразу: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Или чем его супругой, как можно добавить.