Три известных эго-состояния необходимы каждому из нас. Взрослый, Родитель, Ребенок. Если одно из них в изгнании, подавлено другими, то в структуре личности наступает перекос.
Так, например, если власть в сознании захватила Родительская фигура, то человек живет из позиции «Надо». Он занят скрупулезным планированием, подстраховкой там, где это уместно и там, где это совершенно излишне. Если Родитель еще и критикующий, то человек ругает себя за любые самые незначительные промахи, корит себя за отсутствие ежедневных сверх подвигов и не прощает себе никаких слабостей. Детское эго-состояние здесь неизбежно пострадает, легкость, радость, интуиция, спонтанность и творчество будут эфемерными понятиями. Как это? О чем вообще?
Если же наоборот доминирует эго-состояния Ребенка, то человек живет из позиции «Хочу». Вынь и положь. И пусть весь мир подождет. Это конечно хорошо, но все хорошо лишь в меру. Зацикленность только на своих желаниях, эгоизм, отсутствие ответственности за свои действия, паразитизм на окружающих и особенно на близких людях – все это следствие детской, инфантильной позиции, лишенной здорового контроля Родителя. Стоит отметить, что состояние Ребенка может быть Свободным и Адаптивным. Адаптивный ребенок слишком послушен и удобен для окружающих – в ущерб себе. Он слишком полагается на мнение других значимых фигур, забывая о том, что уже вырос… Это такой тихий, робкий малыш… Послушный.
Активно проявленный, при ущербности других эго-состояний, Взрослый наиболее безобиден. Но он слишком рационален для живой жизни. Четкая логика и здравый смысл – отличные инструменты для взаимодействия с реальностью. Наше сознание напоминает компьютерные алгоритмы, но все же мы сложнее и гораздо интереснее машин и это прекрасно. Поэтому рационализм Взрослого хорош при наличии и чередовании с детской непосредственностью, умением наслаждаться моментом, а порой даже рисковать и поступать нелогично. А что если? – вопрос Ребенка. Как без него? Без этого вопроса мир не сможет развиваться, как и каждый из нас в этом мире. Заботливая и конструктивно критикующая Родительская часть также необходима. Самоподдержка и забота о себе – обязательные проявления здоровой личности.
Эго-состояния не являются константами. Мы можем наблюдать за собой, отслеживать реакции, выборы, решения, алгоритмы поведения и корректировать собственные проявления, активируя находящиеся в ущербе эго-состояния и забирая власть у тех эго-состояний, которые захватили ее не санкционированно.
Так, слишком злой критикующий Родитель, который привык читать нотации о том, что «Ты ничтожество», «Соберись тряпка, опять опозоришься», «Вечно ты как дурак выглядишь» и т.д., может быть остановлен рационализмом Взрослого: «Я достойный и умный, имею два высших образования, отличную работу и собственное жилье», «Каждый человек иногда проигрывает, чему научил меня этот опыт?», «Очень даже прилично я выгляжу, вот и замечание мое было по сути вопроса». Ребенок тоже спешит на помощь: «Я так перенервничал сегодня, чем бы мне себя порадовать? Суши заказать? Купить мороженое? Посмотреть вечером классный фильм и забить на все свои тревоги?».
Инфантилизм и отсутствие ответственности Ребенка тоже корректируется. Решил - сделал. Сказал - сделал. «Я выполняю свои обещания», «Я делаю зарядку каждый день, у меня железная воля», «Если я принял решение, то я довожу его до реализации». Свои успехи в планировании и проявлении силы воли нужно обязательно отмечать, хвалить себя за них, закрепляя результат.
Правильные мысли стоит включать осознанно, превозмогая сопротивление и недоверие к ним, и что чрезвычайно важно - закрепляя действиями. Без действий останутся только слова. Они хороши, с них все начинается, но ими не должно все заканчиваться. Ведь в таком случае мы возвращаемся на исходную детскую инфантильную позицию.
В корректировке эго-состояний нет ничего невозможного. Потребуется лишь намерение и упорство, понимание, для чего и зачем это мне. А для чего и зачем, собственно? Ну, например, затем, чтобы выключить наконец излишнюю самокритику и научиться спонтанности и легкости. Или затем, чтобы взять в кои-то веки ответственность за свою жизнь и начать добиваться в ней успехов. Собственно, затем, чтобы стать счастливым.
Определить свои активные и ущербные эго-состояния можно составляя эго-грамму по итогам нескольких дней, например. Недолгий ежедневный анализ своих решений, поступков, выборов, манеры поведения поможет заполнить 10-ти бальную шкалу проявлений себя в различных ролях и сделать выводы.
Критикующий Родитель, КР: Как много я ругал и гнобил себя сегодня? Где я излишне перестраховывался? Где я недооценил свои способности и результаты?
Заботливый Родитель, ЗР: Как часто я заботился о себе сегодня? Как я поддержал себя? Как я стремился порадовать себя (свою детскую часть)?
Взрослый, В: Был ли я беспристрастен сегодня при принятии решений? Насколько трезво я оценивал события/людей/ситуации?
Свободный Ребенок (Дитя), СД: Был ли я непосредственным, легким, веселым? Было ли место творчеству в моем проявлении? Как я порадовал себя сегодня? Смеялся ли я сегодня вообще?
Адаптивный Ребенок (Дитя), АД: Как часто я был удобен другим в ущерб себе? Когда я промолчал, имея что сказать? Когда я не проявился, не ответил, отсиделся в тени?
Саморазвитие ценно и дает потрясающие результаты при наличии несгибаемого намерения и воли. Но еще более потрясающих результатов можно добиться с помощью психолога, в т.ч. автора статьи.
Подборка статей "Про отношения" здесь.
Подборка статей "Про манипуляции" здесь.
Благодарю за лайки, подписки и комментарии.
Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.
Читайте также.
«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»
«Слушать тело, чтобы услышать»
#Психология #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка