Найти в Дзене

Личностные адаптации. Пассивно-агрессивная. Игривый упрямец.

«Я с детства был в душе моряк,
Мне снились мачта и маяк,
Родня решила: «он маньяк,
Но жизнь мечты его остудит.»
Мне дед сказал: «Да будет так!»
A я ответил: «Так не будет!» (Отрывок из "Баллады об упрямстве", Леонид Филатов) Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, , пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это вариант нормы – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения. Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо. Рассмотрим шестую из адаптаций – пассивно-агрессивную

«Я с детства был в душе моряк,
Мне снились мачта и маяк,
Родня решила: «он маньяк,
Но жизнь мечты его остудит.»
Мне дед сказал: «Да будет так!»
A я ответил: «Так не будет!» (Отрывок из "Баллады об упрямстве", Леонид Филатов)

Алгоритм поведения, помогающий ребенку приспособиться к тому окружению, к тем условиям, куда он попал, называется личностной адаптацией. Теория адаптаций Пола Уэра выделяет шесть основных их видов: шизоидная, истероидная, обсессивно-компульсивная, , пассивно-агрессивная, антисоциальная. Та или иная адаптация или их сочетание присущи любому человеку. Это вариант нормы – иметь арсенал основных стратегий, т.е. адаптации для выживания и для одобрения.

Понимание и выделение основной личностной адаптации позволяет увидеть варианты возможных сценарных процессов, в которых участвует человек. А распознанный деструктивный сценарий становится доступным для изменения. Как говорится, чтобы победить, врага нужно знать в лицо.

Рассмотрим шестую из адаптаций – пассивно-агрессивную (Игривый упрямец).

Пассивно-агрессивная адаптация, как и рассмотренные ранее истероидная и обсессивно-компульсивная формируется для одобрения (в более поздний период детства), В то время как шизоидная, антисоциальная и  формируется для выживания (в более ранний период детства).

Пассивно-агрессивная адаптация формируется в период кризиса трех лет и является протестом ребенка против избыточного давления родителей при игнорировании его потребностей. Этот алгоритм поведения можно сравнить с холодной войной, когда внешне все в рамках приличий, но противостояние идет полным ходом. Никто не сдается никто не пытается понять другого – родитель хочет сохранить прежний тотальный контроль над ребенком (как было в младенчестве), а ребенок стремится к познанию мира и себя в нем. Но родитель жестко говорит – нет! И тогда ребенок, понимая, что деваться ему с подводной лодки просто некуда, говорит – ОК, но делает по-своему. Так, полный решительности и веры в себя, ребенок заявляет: «Я не буду есть перловку, она невкусная». На что родитель отвечает: «Ну и ходи голодный, пока не съешь перловку, я ничего тебе вообще не дам». Проходит пол дня, день… и ребенок вынужден запихать в себя ненавистную перловку, чтобы получить фрукты и сладости. Проживая подобные ситуации он понимает, что его потребности игнорируются, но существовать один он не может, поэтому вынужден смириться. Какие выводы делает ребенок? «Мои желания не интересны, я не важен, не нужен. Мной довольны только если я делаю то, что хотят другие. И я ничего не могу изменить».

Художник Васнецов Виктор Михайлович
Художник Васнецов Виктор Михайлович

В результате этого вывода малыш приходит решению, что «раз мои желания и я сам никому не важны, то и ваши желания мне не интересны», формируется экзистенциальная позиция – Я не ОК, ты не ОК.

Не удивительно, что ребенок выбирает быть неудобным и доставлять проблемы родителям, чтобы хоть как-то выразить переполняющие его чувства (гнев, страх отвержения, печаль нелюбви). Такое противостояние требует внутренней силы (на войне как на войне), поэтому драйвер «Старайся, пытайся» прочно встраивается в сознание ребенка. При этом он не надеется на победу, в детстве она невозможна, но он делает все что может – противостоит насилию, равнодушию, подавлению своей воли, доступными ему методами, как партизан на оккупированной территории. Действия противостояния частично снимают напряжение, на них сливается энергия невыраженных чувств, ребенок чувствует себя немного лучше и ему кажется, что «я ОК, если я продолжаю борьбу». Однако отсутствие перспектив победить формирует установку о выученной беспомощности, т.е. программу, что «все мои титанические усилия никогда ни к чему не приведут» – это лишь действия ради действий. Здесь можно увидеть результат запрета «Не достигай». Сверхконтроль родителей и их жесткое осуждение естественных возрастных проявлений ребенка создают у него мрачную уверенность в том, что «что бы я не делал, придут и все разрушат, отнимут, накажут». Т.е. делать-то человек делает, а в результат не верит или верит, но никогда его не получает. Симбиоз драйвера «Старайся, пытайся» и запрета «Не достигай» запускает яростный забег белки в бесконечно вращающемся колесе – «Я ОК, пока я действую». Поэтому одна из «любимых» игр человека с пассивно-агрессивной адаптацией игра «Да, но…». Решение проблемы ему не нужно (он привык, что проблема не решается), ведь «все равно придут, осудят и будут ругать». Но чтобы бежать, причем бежать не до финиша, а просто, бесконечно, нужны недюжинные силы – драйвер «Будь сильным». Сопутствующие драйверы: «Не расти» (так и оставайся до трех лет, чтобы мы тобой управляли), «Не чувствуй» (а кому оно надо?), «Не радуйся» (моя радость никому не нравится), «Не будь близким» (близость не работает в одну сторону, поэтому не востребована).

Человек с пассивно-агрессивной адаптацией выбрал действие, поэтому его стратегия Вовлеченность в общение, жизнь, ее процессы. Но поскольку он выучено беспомощен в  решении своих проблем, то здесь он будет Пассивным. Суета сует, но без результата.

Человек с ярко выраженной пассивно-агрессивной адаптацией обидчив, внимателен, очень энергичен, чуткий к нарушению его границ, наблюдателен, видит врага (недоброжелательность, умысел против него), очень настойчив, даже упрям, яростно отстаивает свои права.

Взрослая часть человека с пассивно-агрессивной адаптацией частично подавлена (контаминирована) Родителем и Ребенком. Родитель нудит и критикует - как надо. А Ребенок бунтует и сопротивляется его влиянию. Холодный разум здесь немного отдыхает… При таком сочетании эго-состояний личности часто возникает игра «Пни меня», в которой человек из дефицита Детской части сначала идет в близость, но заканчивает ее ситуацией, где он будет отвержен после того, как его Родительская часть замучает партнера подозрениями и упреками. Что в очередной раз подтверждает его сценарий ненужности и отсутствия результата.

Человек с пассивно-агрессивной адаптацией силен в Действии. Он привык и умеет стараться-пытаться и быть устойчивым в трудностях. Истинные Чувства (печаль потери, боль отвержения) невыносимы, поэтому выбирается отвлекающее от них Действие – новые и новые цели «лучше, выше, сильнее». Адекватное Мышление затруднено, оно поражено критикой Родителя и бунтом Ребенка. Так, человек действует, добивается все новых высот, избегая чувств, при этом он не может проанализировать свой опыт объективно. Детская часть противостоит любому давлению (даже если его нет), а Родительская занята критикой и поиском трудностей, предательств, долгожданного отвержения...  В терапии уместен контакт с Детской частью, через игру открывающей доступ к чувствам, а также усиление в лице терапевта, а потом и в сознании Клиента, Заботливого Родителя, который постепенно активирует мышление (Взрослую часть) на благоразумие и заботу о себе. Привычка пассивно-агрессивного делать все возможное будет здесь в плюс, но в сценарий нужно добавить обязательное достижение результата, сломать паттерн «белка в колесе» (изменить на «белка нашла орешек»). (последовательность П-Ч-М).

Клиент с пассивно-агрессивной адаптацией привык терпеть трудности, бороться, но не находить выход, что удобно делать в сценарии «Всегда».  («Со мной так происходит всегда», «Я всегда буду отвергнут, я всегда один»). Сценарий «Почти1» - победы в детстве одержать не удалось, поэтому успех для такого человека будет близок, вот-вот, но в последний момент его психика успешно проиграет провал, срыв планов, саботаж в виде «потери интереса», страх самозванца, неудачное стечение обстоятельств или подкинет новую цель для действий – такую, чтобы надолго и напрячься по максимуму. Результат отодвигается на неопределенный срок.

Знающий о своей адаптации человек может самостоятельно наблюдать за тем как начинает провокацию, предлагая окружению «его пнуть» и постепенно менять поведение. Также можно отслеживать игру «Да, но» - Если «да», то почему «но»? Возможно потому, что я привык только действовать, но не получать результата? Дневник эмоций и состояний будет полезен и при этой адаптации для восстановления контакта со своими чувствами. Также пассивно-агрессивный, очень нуждающийся в том, чтобы быть наконец замеченным, может осознанно формировать фигуру Заботливого Родителя, направляя внимание на заботу о себе, развивать самоподдержку. Однако в тандеме с психологом сделать все это быстрее и легче.

Статья о шизоидной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья о параноидной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья об истероидной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья об обсессивно-компульсивной адаптации ЗДЕСЬ.

Статья об антисоциальной адаптации ЗДЕСЬ

Подборка статей "Мир такой, каким ты видишь его" здесь.

Подборка статей "Про отношения" здесь.

Подборка статей "Про манипуляции" здесь.

Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.

Читайте также.

«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»

«Жить с мужчиной за еду»

«Слушать тело, чтобы услышать»

Мои книги на ЛитРес

#Психология #Личностные адаптации #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка