Прекрасный дом в любимом мною стиле модерн стоит на углу Московского проспекта и переулка Бринько. Светлый, высокий - доминанта проспекта, он сразу притягивает взгляд. История дома и его владельцев, как у нас водится - необычная!
Лермантовы
В 1830-х годах участок на углу нынешнего Московского проспекта, 1, принадлежал Гликерии Ивановне Лермантовой. Позже им владел Дмитрий Николаевич Лермантов (Лермонтов, встречается различное написание фамилии). Он построил здесь трёхэтажный каменный дом и начал сдавать квартиры мастеровым и чиновникам.
Дмитрий Николаевич участвовал в событиях на Сенатской площади в 1825 году: был там со своей ротой, но, увидев начало восстания, пытался остановить солдат и увести их в казарму. Несмотря на это, его арестовали, но из-за «болезни» содержали не в Петропавловской крепости, а в госпитале Семёновского полка. Следствие не нашло доказательств его связи с заговором, и 15 июня 1826 года он был освобождён по личному повелению императора. Вероятно, ему помогло вмешательство брата - героя войны 1812 года. Через два года он участвовал в Русско-турецкой войне. Позже служил в Кораблестроительном департаменте и дослужился до генерал-майора.
Отвлечёмся на минуточку... Как Яков стал Перетцем
Иван Иванович Акимов работал извозчиком - возил разные товары в Санкт-Петербург, Москву. Зарабатывал немного, а тут и сын подрос - 13 лет, можно уже и семье помогать. Сын Яков (с помощью отца, конечно) устроился работать помощником к купцу Перетцу, у которого своих детей не было.
Яков был мальчиком грамотным и усердным: умел читать писать, с радостью учился новому! У него было хорошее обоняние и вкус -это пригодилось в дегустации товаров (купец Перетц торговал вином и чаем). Сначала он был учеником, затем стал приказчиком и в итоге - компаньоном хозяина. Рассказывали даже, что его приглашали на судебные заседания - опознавать поддельные напитки.
Перетц очень ценил своего компаньона и завещал ему долю в бизнесе, но с условием: тот должен взять его фамилию. Яков принял это условие и стал именоваться Перетцем, купцом второй гильдии. Торговое дело получило название «Торговый дом Я.И. Перетц». Якова называли "Акимов он же Перетц", а с 1890-х годов просто стали использовать двойную фамилию - «Акимов-Перетц».
Покупка участка
В 1873 году Яков Иванович купил у Лермантовых участок земли на углу тогдашнего Забалканского проспекта и Таирова переулка, вместе со всеми постройками. Раньше он уже арендовал здесь помещения для винной торговли. Первый этаж перестроили: все помещения были отданы под торговлю и склады, для чего пробили новые проёмы, а воротный проезд перенесли в сторону переулка. Планировалась и дальнейшая перестройка и расширение, но почему-то это так и не произошло. Время шло, дом ветшал. После см.ерти Якова Акимова-Перетца в 1904 году его участок со старыми домами перешел к вдове и детям.
Новый дом
Старший сын, Александр, задумал вместо ветхих строений возвести большой новый дом, чтобы сдавать в нем квартиры (доходный дом). Для проекта он пригласил известного архитектора Алексея Зазерского.
Строили быстро: уже к 1908 году на углу Сенной площади вырос нарядный шестиэтажный особняк в модном стиле модерн.
В новом доме Акимова-Перетца спроектировали пять лестниц. Главная, парадная, была в углу здания, вход - прямо с проспекта. Там были дорогие квартиры (по две на этаже). В качестве освещения - световой фонарь (окно в крыше). Для прислуги была отдельная служебная лестница. В западной части дома (по переулку) добавили еще две лестницы, а между первым и вторым этажами в северной части – одну небольшую, назначение которой точно не известно (citywalls предполагает, что она вела в кабак).
Проект Зазерского детальный и продуманный.
Вдова Якова, Татьяна Ивановна Акимова-Перетц, жила с младшим сыном Дмитрием в квартире на третьем этаже с видом на Сенную площадь. По воскресеньям она устраивала семейные обеды для детей и их супругов.
После революции
В 1917 году дом купил купец 1-й гильдии Янкель Меер Авадьевич Бирштейн, но уже в 1918 году здание было национализировано советской властью. Разумеется, в 20-е годы XX века, просторные квартиры уплотнили, сделав из них коммуналки. Купол исчез между 1942 и 1953 годом...
Забалканский проспект через череду переименований в 1956 году стал Московским. А Таиров переулок в 1952 году назвали в честь Героя Советского Союза - лётчика-аса Петра Антоновича Бринько, по.гибшего при обороне Ленинграда.
Наше время. Реставрация
К 300-летию Петербурга (почему нужно делать всё к ДАТАМ?) дом отреставрировали: на фасады вернули майолику, отремонтировали лепнину и металлические украшения, и башню с куполом (купол сделали некачественно). К 2019 году купол переделали в точности по проекту Зазерского и добавили новые часы.
Сейчас этот красивый дом украшает ансамбль Сенной площади.