Именованные величины вызывают у большинства школьников проблемы разного уровня. Речь идёт об измерении и единицах измерения длины, веса, времени и площади.
Представления, полученные учащимися в начальной школе, не вырабатывают необходимых навыков для дальнейшего использования их в среднем звене. Вероятно, предполагается, что умение пользоваться указанными единицами формируются в семье на бытовом уровне. Но у родителей часто не хватает времени на развитие собственного ребенка.
Далее, учителя математики стараются выработать вычислительные навыки и, отбрасывая наименования в задачах для экономии времени, добавляют их только в конце действий в скобках.
Аналогично, учителя физики, думая, что дети за первые 6 лет изучения математики уже приобрели необходимые знания, и в свою очередь, не уделяют должного внимания этой проблеме. В итоге, в 7 классе ребенок иногда считает, что в минуте 100 секунд, или, что в квадратном метре 100 квадратных сантиметров.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМОГИТЕ ВАШИМ ДЕТКАМ РАЗОБРАТЬСЯ С ЕДИНИЦАМИ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ, МАССЫ, ДЛИНЫ И ПЛОЩАДИ.
1. Измерение отрезков. Меры длины.
Здесь дети впервые узнают значение приставок кило- (с греч. – тысяча), деци- (от лат. – десятый), санти- (от лат. – сто), милли (от лат. – тысяча).
2. Измерение веса. Меры веса.
Так уж сложилось, что на бытовом уровне мы говорим о весе, подразумевая массу тела. Правильнее было бы сказать, что масса тела такая же, как масса гири, уравновесившей наш объект на рычажных весах. Дело в том, что для физиков понятия массы и веса – совсем не одно и то же. Чтобы избежать противоречий, можно вспомнить, что есть такая внесистемная единица измерения силы, как килограмм-сила (кгс или кГ), которая количественно совпадает с массой объекта, то есть, если масса m = 5 кг, то его вес будет Р = 5 кГ. Весы вообще-то показывают силу, называемую весом. Просто мы градуируем шкалу весов в килограммах.
В этом плане одни и те же электронные весы дадут для одного и того же предмета разные значения на полюсе и на экваторе, у подножия высокой горы и на её вершине, на Земле и на Луне
3. Измерение площади. Меры площади.
Площадь фигуры в начальной школе учатся измерять с помощью палетки.
4. Измерение времени
Это одна из самых труднопонимаемых тем для ребят, потому что в её основе лежит не привычная для нас десятеричная, а шестидесятеричная система счисления. То есть, чтобы перейти к единице измерения более высокого ранга (как, например, с единицами длины: мм, см, дм, м) надо досчитать до 60, а не до 10. Эта система пришла к нам из тех времен, когда люди считали дюжинами (счет велся не на пальцах, а на их фалангах). 60 – это пять дюжин.