Найти в Дзене
Широкий Мир

10 самых красивых актеров СССР

Оглавление

Советский кинематограф был не просто фабрикой грез — он был седьмым континентом, отдельной вселенной со своими законами физики и притяжения. На этом континенте жили не актеры, а небожители, чьи лица с плакатов и экранов формировали наши представления о чести, любви, мужестве и красоте. Их внешность не существовала в вакууме; она была неразрывно сплавлена с голосом, талантом и духом времени, создавая тот самый магический сплав, который мы называем харизмой.

Этот список — не рейтинг и не состязание. Это попытка заново пережить то восхищение, которое вызывали десять совершенно разных мужчин, каждый из которых по-своему определил канон мужской привлекательности для нескольких поколений.

1. Вячеслав Тихонов (1928–2009)

-2

Если бы аристократизм имел человеческое лицо, это было бы лицо Вячеслава Тихонова. Его красота была не кричащей, а созерцательной. Она заключалась в сдержанности, в экономии жеста, в паузе, которая говорила больше, чем любой монолог. В его глазах читалась вековая мудрость и тихая печаль, даже когда он улыбался. Это была красота интеллектуала, человека внутреннего мира.

Именно поэтому его Штирлиц стал абсолютной иконой. Почти весь фильм он молчит, думает, смотрит. И мы не можем оторвать взгляд, потому что его лицо — это поле битвы мысли, долга и скрытой тоски по родине. А князь Болконский? Тихонов не просто сыграл его — он вдохнул в него собственное благородство, сделав трагедию человека чести осязаемой и понятной каждому. Его красота — это тихий омут, в глубине которого скрыта сталь.

2. Василий Лановой (1934–2021)

-3

Василий Лановой был высечен из другого материала. Он — ожившая античная статуя, римский патриций, сошедший с барельефа. Точеный, чеканный профиль, гордая осанка, властный рокот голоса, который, казалось, мог усмирить бурю. Его красота была монументальной, официальной, эталонной.

Но за этим мраморным фасадом бушевало пламя. Вспомните его Анатоля Курагина — дьявольски красивого и порочного соблазнителя. А потом — Ивана Варавву из «Офицеров», человека-скалу, воплощение верности и офицерской чести. И, конечно, романтика Грея с его несгибаемой верой в мечту. Лановой умел быть разным, но в каждой его роли сквозила эта невероятная внутренняя мощь, ощущение человека, рожденного для великих свершений и великих страстей.

3. Александр Абдулов (1953–2008)

-4

Абдулов ворвался в советское кино, как порыв свежего ветра, сбив с ног своей бесшабашностью. Он был героем-любовником нового типа: не пафосным, а ироничным; не идеальным, а чертовски обаятельным в своих недостатках. Его красота была динамичной, хаотичной: копна непослушных волос, мальчишеская улыбка и эти бездонные, печальные глаза, в которых юношеский задор мешался с какой-то вселенской усталостью.

Он был романтиком с душой хулигана. Его Медведь в «Обыкновенном чуде» — нелепый, трогательный и отчаянно влюбленный. Его Иван в «Чародеях» — само воплощение новогоднего чуда и веры в любовь. Абдулов не играл любовь — он сам был ею, со всей ее нежностью, ревностью и готовностью к безрассудным поступкам. Он был свой, родной, парень из соседнего двора, в которого невозможно было не влюбиться.

4. Олег Янковский (1944–2009)

-5

Красота Олега Янковского — это ребус, загадка. Он не обладал классическими чертами героя-любовника, но его притягательность была гипнотической. Тонкое, нервное лицо, ироничный прищур и, конечно, его фирменная улыбка — не то насмешливая, не то печальная, словно он знал какую-то важную тайну, недоступную простым смертным.

Он был аристократом духа. Его герои — Волшебник, Барон Мюнхгаузен, Дракон — все они были немного «не здесь». Их красота была интеллектуальной, отстраненной, породистой. Смотреть на Янковского — это как читать умную книгу: ты получаешь не только эстетическое, но и интеллектуальное удовольствие. Он притягивал не правильностью черт, а магией личности, которая просвечивала сквозь каждый кадр.

5. Андрей Миронов (1941–1987)

-6

Говорить о красоте Андрея Миронова — все равно что пытаться описать вкус шампанского. Дело не в отдельных ингредиентах, а в миллионе искрящихся пузырьков, которые бьют в голову и создают ощущение праздника. Его обаяние было тотальным, оно било через край экрана. Невероятная пластика, музыкальность, легкая, летящая походка и взгляд, в котором плясали чертенята.

Он мог быть кем угодно: жуликом Гешей, авантюристом Остапом Бендером, романтичным министром-администратором. Но в любой роли он оставался Андреем Мироновым — человеком-фейерверком. Его красота была неотделима от его таланта к легкости. Он заставлял нас верить, что жизнь — это веселое приключение, и даже самые большие неприятности можно преодолеть, если сделать это с улыбкой и под музыку.

6. Игорь Костолевский (род. 1948)

-7

В пантеоне советских мачо и бунтарей Игорь Костолевский занимал особую нишу — он был главным интеллигентом и романтиком. Его красота — утонченная, мягкая, словно сошедшая со страниц русской классической литературы. Правильные, благородные черты лица, задумчивый, чуть печальный взгляд и какая-то врожденная деликатность.

После роли декабриста Анненкова в «Звезде пленительного счастья» в него влюбилась вся женская половина СССР. Он был идеальным героем для историй о возвышенной любви и жертвенности. В нем не было агрессивной маскулинности, но была глубина, надежность и та тихая сила, которая оказывается прочнее громких подвигов.

7. Олег Стриженов (род. 1929)

-8

Для поколения 50-х и 60-х Олег Стриженов был абсолютным эталоном мужской красоты, советским Жераром Филипом. Его внешность была почти неземной, поэтической. Утонченные черты, огромные глаза, полные трагизма, — он казался созданным для ролей героев, раздираемых страстями и несправедливостью мира.

Его поручик Говоруха-Отрок в «Сорок первом» — это гимн юности, любви и смерти на фоне беспощадной стихии. Его Овод — икона бунтарства и жертвенности. Красота Стриженова была окрашена в печальные тона, она несла в себе предчувствие трагедии, что делало его героев еще более притягательными и незабываемыми.

8. Николай Еременко-младший (1949–2001)

-9

Если в СССР и был актер, который мог бы потягаться с западными звездами боевиков, то это был Николай Еременко. После выхода «Пиратов XX века» страна сошла с ума. Наконец-то появился свой, родной супермен — мускулистый, волевой, с пронзительным взглядом и бешеной энергетикой.

Его красота была брутальной, физической. Он был воплощением мужской силы в ее самом прямолинейном, первобытном понимании. Он не играл героя, он им был — в каждом движении, в каждом напряженном мускуле. Еременко заполнил нишу, по которой тосковал советский зритель, — нишу настоящего мужчины, способного защитить, победить и покорить.

9. Олег Видов (1943–2017)

-10

Олег Видов обладал красотой настолько идеальной, что она казалась почти нереальной, сказочной. Светлые волосы, голубые глаза, открытая, обезоруживающая улыбка — он был похож на принца из детских снов. Его часто называли самым красивым актером советского кино, и в этом не было преувеличения.

Его внешность была универсальной: он органично смотрелся и в роли благородного мустангера во «Всаднике без головы», и в образе царевича Гвидона. Эта «западная», голливудская фактура одновременно и помогала ему, и стала причиной его трагедии — невостребованности на родине и последующей эмиграции. Он был слишком красив, слишком идеален для той реальности.

10. Владимир Высоцкий (1938–1980)

-11

Включать Высоцкого в список «красавцев» — значит, расширять само понятие красоты до предела. Он не был красив в классическом смысле. Он был явлением природы, стихийным бедствием, вулканом. Его красота — это энергия, которая сносила все на своем пути. Это рваный ритм его стихов, хрип его голоса, надрыв, с которым он жил и пел.

Его Глеб Жеглов — это не роль, это концентрат самого Высоцкого. Невероятная мужская сила, харизма, замешанная на ярости и справедливости, взгляд, который пронзал насквозь. Он был красив не чертами лица, а своей абсолютной, беспримесной подлинностью. Он не пытался нравиться — он заставлял себя слушать, смотреть и чувствовать. И в этой его сокрушительной силе и заключалась его уникальная, неземная «красота».

Эти десять мужчин были не просто лицами эпохи. Они были ее кодами, ее ориентирами. Глядя на них, мальчишки хотели стать офицерами и романтиками, а девушки верили в большую и чистую любовь. И даже сейчас, когда мы пересматриваем старые фильмы, их магия не иссякла. Они по-прежнему смотрят на нас с экрана — вечно молодые, бесконечно талантливые и невыразимо красивые. И в их взглядах мы видим нечто большее, чем просто актерскую игру, — мы видим душу великого кино.

Благодарю за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, там больше интересных статей!