Найти в Дзене
Пахомов Петр

Новая книга Диакон Петр Пахомов. Русские келлиоты на Афоне в XIX- начале XX века

Вышла моя новая книга продолжение темы келлиотов. Кое-какие главы повторяют предыдущие книги, написанные под псевдонимом Павел Троицкий. Кое-что утекло в интернет за 10 лет (столько примерно писалась эта книга).Но тема келлиотов расширена документами из Архива БРОА. Одной из главных тем стало возвращение некоторых афонских монах в России не только с целью возрождения брошенных обителей, но и восстановление монашеской жизни в России в целом. путь их был нелегок не только из-за клеветы либералов, не только из-за противостояния местной бюрократии, но и из-за вполне реальных угроз физической расправы. Русские афониты пытались насаждать монашескую традицию и в Сербии, ив Иерусалиме и в Ливане. И везде сталкивались с сильным противодействием.

-2

В ходе работы над книгой невольно возникали мысли: насколько монах имеет право пересекать границу монастыря и насколько это соответствует смыслу монашеской жизни. Монах трудится, молится в первую очередь о своем спасении, а потом и обо всем мире. Но молится! Полезна ли и соответствует монашескому чину деятельная помощь братьям, оставшимся в миру? Схиархимандрит Паисий (Величковский), строгий афонский монах, аскет и создатель крепкой афонской общины, открыл двери своего монастыря в Молдавии. Это породило движение старчества в Оптиной Пустыне и вывело не геронду не только в мир, но и прямо в общественную жизнь. И вот мы уже подробно читаем об афонском старчестве и старчестве вообще на страницах книги "Братья Карамазовы". И видим, что геронда. молящийся в тишине своей афонской келлии. оказывается в центре общеполитической жизни России. Что важнее тайный молитвенник или всенародный просветитель? Наверное, ответа на этот вопрос нет. Что-то вроде вечного спора между иосифлянами и нестяжателями. Вот какие мысли обострила работа над этой книгой. А Великие русские афонские монахи иеросхимонах Иероним и игумен Макарий подумывали, чтобы уйти с братией на один из новооткрытых островов. Такими им виделись перспективы монашеской жизни как на Афоне, так и в России.