Найти в Дзене
Анти Тойота

Кубинские автобусы и маршрутные такси

Страна Куба, с 1959 года ставшая на социалистический путь развития, многие годы испытывает разного рода ущемления в своих торговых операциях
с другими странами. Санкции, наложенные тогда же США существенно ограничивают кубинцев в возможностях торговать с остальным миром. Так, в
список санкционных изделий попали легковые автомобили, грузовики и
автобусы.

И если до 1990-х годов это во многом решалось поставками техники из СССР и стран ОВД, то позднее кубинцы столкнулись с целым рядом трудностей, именно в сфере автомобильного транспорта, грузовых и пассажирских перевозок. Недаром Кубу иногда называют автомобильным музеем под открытым небом. Ибо такого разнообразия классических автомобилей середины-конца 50-х годов нет наверное не в одной стране.
Автомобили на Кубе хранят, реконструируют, ремонтируют и используют. Так
как как понимают — замены им не будет, а если и будет, то по стоимости
она неподъемна рядовому кубинцу. Поэтому число ретрокаров на острове
Свободы огромно.

В этом посте хотелось бы обратить внимание на технику, позволяющую кубинцам худо-бедно решать проблему пассажирскихm перевозок. Фактически, автобусы — единственный общедоступный способ перемещения людей как в Гаване, так и в других областях страны.

Начнем пожалуй с наиболее знаменитых кубинских автобусов, которые в народе называются "Верблюды". Столь интересное название получили пассажирские полуприцепы, вместимостью до 200 человек, которые крепятся к
магистральному тягачу, и так колесят по улицам. Главное их достоинство —
пассажироемкость, что особенно важно в час-пик. Комфорт при этом
отодвигается на вторые-третьи роли:

-2
-3
-4
-5
-6

Как тягачи, используют как американские — Петербилды, Кенворды и МАКи, так и советские — КРАЗы и КАМАЗы. Сейчас эти автопоезда постепенно выводят из
эксплуатации в Гаване, но в других городах "Верблюды" еще ездят.

Следующими по популярности идут кубинские автобусы "Жирон". Названы они так в честь города сражения кубинской армии в 1962 году, и представляют собой лицензионные модели венгерского "Икаруса" 200-х серий в тропическом
исполнении, и советских ПАЗов второй половины восьмидесятых годов.
Собирались автобусы из поставляемых машинокомплектов на заводе в Гаване в
течении почти двадцати лет.
" Жирон" — это самый распространенный автобус на Кубе. Вариантов его достаточно много:

-7
-8
-9
-10
-11
-12

Еще одним истинно кубинским средством пассажирского транспорта являются
переделанные в маршрутные автобусы среднетоннажные грузовики советского и американского производства. Хит номер один, безусловно — ЗИЛ-130, самый
распространенный на Кубе грузовик. Достаточно мощный двигатель и простота эксплуатации автомобиля привели к достаточно интересному факту.
Сто тридцатый, при том, что в Союзе на его шасси не было построено ни
одного автобуса, стал донором для сотен кубинских маршруток. Как например:

-13
-14
-15

А вот и американские "Форды" и "Шевроле" 1950-х годов в таком же исполнении:

-16
-17

Ну а что же до новых автобусов? Они тоже есть на острове свободы, правда в
небольшом количестве, в основном китайского и белорусского производства. МАЗ пробил туда дорожку еще в конце девяностых годов, и со временем у белорусов есть планы по экспансии на автобусный рынок этой латиноамериканской страны.

-18
-19

Китайцы также рассматривают Кубу, как перспективный рынок для своей продукции, и думаю не останутся в накладе. Ведь сколько старую технику не
поддерживай в удовлетворительном состоянии, а замену ей искать неизбежно
придется.

P.S. Ну и завершить рассказ про автобусы острова куба мне бы хотелось вот этим экземпляром:

-20

Желтый 672-й ПАЗ — теплый, ламповый автобус, который все мы помним из детства. Все ему нипочем, где именно работать — то ли на улицах Харькова. то ли в снегах Сибири, то ли в тропиках Кубы…