«Еретик» (2024) — интеллектуальный хоррор, созданный дуэтом Скотта Бека и Брайана Вудса, известными по работе над фильмом «Тихое место 2». Их новая картина исследует темы веры, манипуляции и контроля, предлагая зрителю напряженный психологический триллер с элементами ужаса.
Две молодые миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (иными словами, мормонской церкви), сестра Барнс (Софи Тэтчер, «Шершни» (18+)) и сестра Пакстон (Хлоя Ист, известная по сериалу «Фабельманы»), отправляются с проповедью в отдаленный район. Их путь приводит к дому мистера Рида (Хью Грант, «Дневник Бриджит Джонс» (18+)), обаятельного и интеллигентного мужчины средних лет.
Пригласив девушек на чай, Рид начинает с ними беседу о религии, которая быстро переходит в философский диспут. Мистер Рид поначалу кажется зрителю фанатичным спорщиком с церковными постулатами, но довольно быстро его остроумные замечания уводят дискуссию от рамок цивилизованной беседы. Постепенно разговор приобретает зловещий оттенок, и миссионерки осознают, что оказались в ловушке умелого манипулятора.
Зачем смотреть фильм «Еретик» (2024)
«Еретик» 2024 года явно не встанет в один ряд с масштабными интеллектуальными хоррорами вроде проектов Ари Астера («Реинкарнация» (18+), «Солнцестояние» (18+)) или Роберта Эггерса («Маяк» (18+)). Это камерная история, события которой разворачиваются в пределах одного дома, а все образы и смыслы лежат на поверхности, не требуя от зрителя глубоких познаний в теме культуры и религии. Скорее, эти познания будут мешать насладиться сюжетом, поскольку соблазн вступить с персонажем в спор будет перебивать ощущение напряжения от разворачивающихся событий.
Читайте также: Коварный любовник, призраки прошлого и разная дичь: «Носферату» 2024 года и похожие хорроры, но не про вампиров
Тем не менее, «Еретик» (2024) стоит посмотреть ради нескольких преимуществ:
- Актерская игра. Хью Грант превращает фильм в спектакль одного актера, бессовестно воруя у юных актрис каждую сцену, в которой их персонажи присутствуют вместе. Лично мы не возражаем, поскольку следить за ним увлекательно.
- Тематика. Несмотря на то, что персонажи фильма высказывают давно известные аргументы религиозных споров, для незнакомого с предметом человека это может стать поводом изучить вопрос самостоятельно. Если впечатление от фильма заставит пару вечеров провести на страницах «Википедии» или принесет на вашу полку религиоведческий томик, значит, фильм был снят не зря.
- Атмосфера. Камерная обстановка дома мистера Рида создает ощущение клаустрофобии и нарастающего напряжения, усиливая эффект от психологической игры между персонажами.
Фильм «Еретик» (2024) похож на зарисовку, рожденную в кругу друзей-интеллектуалов и приправленную сугубо номинальным сюжетом. Бывалые зрители легко угадают в отдельных сегментах и «Пилу», и «Мучениц», а кое-где даже намеки на «Иллюзию обмана». Сюжетная фабула не проходит проверку на свежесть и присутствует в фильме лишь для того, чтобы монолог злодея естественным образом перетекал из одной фазы в другую, попутно разбиваясь о возражения героинь.
Наполнение «Еретика» легко могло бы существовать в виде подкаста, книги или личного блога, но в этом случае слабость риторики всех присутствующих персонажей сияла бы перед въедливым зрителем во всей своей постыдной наготе. Нарратив же, вместе с визуальными образами, служит ширмой для совсем уж никудышных аргументов персонажей.
Концовка фильма «Еретик» (2024)
Внимание! Дальнейший текст содержит спойлеры к фильму. Если вы хотите сохранить элемент неожиданности при просмотре, советуем завершить чтение здесь. Материал рекомендуется зрителям, которые желают ознакомиться с интерпретацией.
Кульминация фильма оставляет много вопросов, поскольку ее можно трактовать в зависимости от убеждений зрителя. Фактически происходит следующее:
- Сестра Паксон ранит Рида ножом для писем, но он ранит ее в ответ. Рядом в этот момент находится сестра Барнс, которая лежит неподвижно, и с перспективы зрителя и персонажей уже является мертвой.
- Рид готовится добить сестру Пакстон. Та начинает молиться, доказывая истинность своей веры, и «мертвая» Барнс восстает, убивая Рида, а затем вновь падает.
- Пакстон выбирается из дома через окно и оказывается на улице, покрытой снегом. На ее руку садится бабочка, что отсылает к ее мечте, упомянутой в начале фильма. Спустя миг бабочка исчезает, оставляя Пакстон одну посреди заснеженного пейзажа.
- В титрах звучит песня Боба Дилана «Knocking on Heaven’s Door» в исполнении Софи Тэтчер (сестра Барнс). Это намекает на то, что погибшая героиня вознеслась к небесам, и ее душа обрела покой. Одновременно с этим песня является посмертным ответом персонажа Барнс на метафору Рида о том, что каждая религия является «кавером» более древнего учения.
Исходя из этого, возможны следующие варианты трактовки.
Самый очевидный. В начале фильма Пакстон говорит о том, что после смерти хотела бы стать бабочкой и сесть на палец скорбящему близкому — это был бы знак того, что ее душа приняла новый облик. Логично предположить, что погибшая душа Барнс подала ей такой знак, обернувшись бабочкой.
Кроме того, «воскрешение» Барнс в решающий момент тоже можно считать подтверждением веры Пакстон. Это противопоставление «ложному» воскрешению пророчицы, подстроенному Ридом.
В этом случае сюжет фильма можно читать как одно большое испытание веры для сестры Пакстон, которая в начале событий колеблется в своих убеждениях. Вероятно, «Еретик» — это очень буквальная иллюстрация шутки о том, что в падающем самолете не остается ни одного атеиста. Только в данном случае роль воздушной ямы выполняет увлекшийся исследователь теологии.