Найти в Дзене
Наталья Косякова

Симфония невских берегов. «Петербург-Петроград-Ленинград-» Ивана Поповски в Театре Елены Камбуровой

Этот спектакль не только для фанатов и почитателей Северной столицы – войдя в эту реку, невозможно будет не влюбиться, пусть даже заочно, в такой разный, но такой величественный и такой пронзительный Питер. «Петербург-Петроград-Ленинград-» в постановке Ивана Поповски - премьера нынешнего сезона в Театре Елены Камбуровой. Реку жизни не остановить – будь то солнечные дни, туманные или даже кровавые – жизнь течёт, переливаясь самыми разными красками и бликами, как Нева, что её отражает, зеркаля людей и события, плетя бесконечную нить судьбы. Петербург нередко называют городом-декорацией, но за ней живые люди и судьбы – трагические и не очень, а вместе с ними и судьба Отечества. Такую реку для своего нового спектакля в Театре Елены Камбуровой придумал и воплотил режиссёр Иван Поповски, соединив в постановке вместе с музыкальным руководителем и аранжировщиком театра Олегом Синкиным бессмертную музыку Дмитрия Шостаковича с историей великого города на Неве, и назвав эту драматическую симфонию
Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.
Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.

Этот спектакль не только для фанатов и почитателей Северной столицы – войдя в эту реку, невозможно будет не влюбиться, пусть даже заочно, в такой разный, но такой величественный и такой пронзительный Питер. «Петербург-Петроград-Ленинград-» в постановке Ивана Поповски - премьера нынешнего сезона в Театре Елены Камбуровой.

Реку жизни не остановить – будь то солнечные дни, туманные или даже кровавые – жизнь течёт, переливаясь самыми разными красками и бликами, как Нева, что её отражает, зеркаля людей и события, плетя бесконечную нить судьбы.

Петербург нередко называют городом-декорацией, но за ней живые люди и судьбы – трагические и не очень, а вместе с ними и судьба Отечества.

Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.
Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.

Такую реку для своего нового спектакля в Театре Елены Камбуровой придумал и воплотил режиссёр Иван Поповски, соединив в постановке вместе с музыкальным руководителем и аранжировщиком театра Олегом Синкиным бессмертную музыку Дмитрия Шостаковича с историей великого города на Неве, и назвав эту драматическую симфонию «Петербург-Петроград-Ленинград-».

«Почему Шостакович? – переспрашивает Синкин. - Потому что, когда говоришь о Петербурге и Ленинграде, первое имя, что приходит в голову с точки зрения музыкальной ткани – безоговорочно Дмитрий Дмитриевич».

В камерном пространстве спектакля звучат фрагменты симфоний композитора, его струнного квартета, концерта для фортепиано с оркестром, музыка из кинофильмов и балета, вальсы, песни, к ним авторы спектакля прибавили отрывок из оперы Владимира Дашкевича «Двенадцать» (на стихи Александра Блока) и его же песню «Ленинград» на стихи Осипа Мандельштама в эталонном исполнении самой Елены Камбуровой, а также DEsCH-фугу Синкина, здесь же звучит «Гимн великому городу» из музыки к балету «Медный всадник» Глиэра и фрагмент «Интернационала».

Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.
Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.

Замыслом театра было протянуть к современному зрителю - думающему, слышащему, тонко чувствующему - с помощью музыки через смену событий неумирающий культурный контекст.

Начинается всё с дореволюционного периода, за ним – революция, Великая Отечественная, послевоенные годы до начала 1960-х.

Исакий в сиреневой дымке, романтичные крыши и балконы, дома, дворцы на набережных, первые трамваи, легендарный крейсер «Аврора». Город солнечный, потом хмурый, а после совсем чёрный …

Вспышки мирового пожара и сегодняшние алые паруса, жизнерадостные физкультурники довоенных лет и демонические «воронки́» по красному кумачу, цветы, конфетти, серпантин и крестом заклеенные окна, а потом бинты, бинты … Кровь всё той же рекой ….

Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.
Сцена из спектакля. Фото: Георгий Чеботков.

Но за ними красные гвоздики, бойкая уборка города, предрассветная тишь набережных, разведённые мосты, вечерний джаз.

Сколько он видел, этот северный исполин, сколько всего пережили его люди, сумевшие сохранить город и его достоинство своей любовью!

Посвятили «Петербург-Петроград-Ленинград-» 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, спектакль стал участник Второго Всероссийского театрального фестиваля «23 дня до Победы».

А поражает он очень тонкой талантливостью, пронзительной человечностью и любовью своих создателей к тому, чем они занимаются и дарят зрителю от души.

Сцена из спектакля. Фото: Мария Машкова.
Сцена из спектакля. Фото: Мария Машкова.