Найти в Дзене

Как смелость меняет нашу жизнь

В жизни каждый из нас сталкивается с моментами, когда выбор кажется особенно сложным, а страх — сильным препятствием. Но именно в такие моменты проявляется истинная отвага — способность идти вперёд, несмотря на сомнения и страхи. Древнегреческий философ Пиррон славился невозмутимостью даже среди собратьев-мудрецов. Однажды корабль, на котором он плыл, попал в жесточайшую бурю. Паника охватила людей на борту. И только двое сохранили полное спокойствие: Пиррон, задумчиво поедающий оливки, и маленький поросенок, крутившийся у его ног. Желая успокоить спутников, Пиррон, кивнул на поросенка и сказал: «Посмотрите на это бессловесное животное. В отличие от вас, оно не боится шторма потому, что не знает о нем: здесь, в трюме, пока сухо и тепло. Почему же вы боитесь смерти, друзья мои? Бояться следует того, что несет нам зло. А о смерти никто не знает, добро она или зло. Поймите же то, что вы знаете о мире не больше этого поросенка, и страх больше не будет иметь над вами власти». Главный смысл

В жизни каждый из нас сталкивается с моментами, когда выбор кажется особенно сложным, а страх — сильным препятствием. Но именно в такие моменты проявляется истинная отвага — способность идти вперёд, несмотря на сомнения и страхи.

Древнегреческий философ Пиррон славился невозмутимостью даже среди собратьев-мудрецов. Однажды корабль, на котором он плыл, попал в жесточайшую бурю. Паника охватила людей на борту. И только двое сохранили полное спокойствие: Пиррон, задумчиво поедающий оливки, и маленький поросенок, крутившийся у его ног. Желая успокоить спутников, Пиррон, кивнул на поросенка и сказал: «Посмотрите на это бессловесное животное. В отличие от вас, оно не боится шторма потому, что не знает о нем: здесь, в трюме, пока сухо и тепло. Почему же вы боитесь смерти, друзья мои? Бояться следует того, что несет нам зло. А о смерти никто не знает, добро она или зло. Поймите же то, что вы знаете о мире не больше этого поросенка, и страх больше не будет иметь над вами власти».

Главный смысл притчи — страх перед неизвестным, в частности смертью, подобен страху поросёнка, который не понимает шторма и потому не боится его.

Согласно Пиррону и стоикам (например, Сенеке), страх возникает из незнания и предвосхищения зла, которое может, но не обязательно произойдет. Страх — это «плата вперед» за возможное зло, лишённая рационального основания, поскольку никто не знает, добром или злом является смерть, и не следует страдать «заранее».

Четыре главные истины стоиков, одна из которых в тексте — не страдать в рассрочку, помогают воспитать отвагу — способность быть свободным от тревог и малодушия. Сенека учит не позволять страху жизни и смерти парализовать человека, ведь «живут плохо» те, кто постоянно метается между страхом жизни и смерти, настолько не в состоянии принять одно из естественных состояний — и быть свободным.

Таким образом, данная идея нас учит:

- Страх — удел рабов, он порабощает человека.

- Познавая истину и понимая природу страха, человек освобождается.

- Страдающие будущим теряют силы и радость настоящего, без реальной причины.

- Отвага и спокойствие достигаются через разумное понимание и приоритет настоящего момента без страха перед неизведанным.

В итоге свободный человек — это тот, кто отказывается платить «цену страха» заранее и устремляется к жизни в согласии с реальностью, без внутренних терзаний.

Страх как базовая эмоция есть у всех людей, но мудрость — в умении его контролировать.

Отвага — не отсутствие страха, а способность действовать, несмотря на него.

Интересно, что так рассуждали язычники, не имеющие упования и считавшие надежду пороком. Что же скажем миру мы, слышавшие слова Спасителя: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33)?

По книги «Мужская философия» Иеромонаха Симеона (Мазаева).