Портрет Пьера Букара, написанный в 1929 году Тамарой де Лемпицка, которую парижские шутники назвали "баронессой с кисточкой", меняет своего владельца. Живописное полотно выставлено на лондонском аукционе Christie's. В очередной раз.
Кто такой Пьер Букар? Букар был коллекционером, имел особенную договоренность на приоритетное приобретение картин парижской дивы - Тамары де Лемпицка. Он вполне мог себе позволить купить любую её работу, хотя Лемпицка умела себя подавать и легко поднимала планку на свои живописные полотна. Судачили, что цена в 50 тыс. франков за небольшую по формату работу, - не предел. И это была правда.
Букар не скупился, он был богат и знаменит. Успешный учёный-бактериолог. Его открытие, сделанное в 1907 году в результате исследования кишечника и обнаружения бактерий рода Lactobacillus, привело к созданию нового пробиотического препарата - лактеола/ Lactéol, который стал весьма популярным. Изобретение и внедрение лактеола позволяло Букару жить на широкую ногу и ни в чём себе не отказывать.
В 1927 году он пригласил Лемпицка писать семейные портреты. Лемпицка начала «домашнюю серию» в 1928 году с картины дочери врача, назвав её вполне обыкновенно - «Портрет д'Арлетт Букар». Юная Арлетт отдыхает, на заднем фоне изображена гавань, у которой была пришвартована яхта. Месье Букар назвал парусник в честь своего самого важного научного открытия - «Lactéol».
«Среди сотни картин всегда можно было узнать мою», - скажет Тамара де Лемпицка
Стиль Лемпицка - особенный, чувственный, кто-то скажет «плотоядный»...На одно и то же можно посмотреть по-разному и дать диаметрально противоположные эстетические оценки.
Можно увидеть красоту человеческого тела, которое проявляется через точно и тонко выписанные объёмы, деликатную колористику, светоносность. В её картинах нет места умалению телесного, всегда проявляется "человеческое, слишком человеческое"...
Именно это "человеческое" цепляет, заставляет спорить, ставить под сомнения достоинства её работ, а иногда просто тыкать пальцем и возмущаться... Но она рисовала - как видела, как чувствовала, как жила.
Лемпицка имела ОЧЕНЬ сложный характер, об это свидетельствуют мемуары её дочери - Кизетты (Kizette de Lempicka-Foxhall «Passion by Design: The Art and Times of Tamara de Lempicka», 1987) - где рассказана в том числе и драма ребёнка, у которого оказалась "слишком" знаменитая, честолюбивая и любвеобильная мать, желавшая завоевать парижский Олимп и сразить своим талантом всех богов сразу! И, надо сказать, ей это удалось! Ей удалось найти свою гармонию, своё счастье, в том числе и личное счастье с Раулем Куффнером. Может быть, это и цепляет? Безусловная вера в себя, свой талант, своё счастье, свою судьбу?!
Почему подчёркнутая телесность в образах Лемпицка стала камнем преткновения и вызывает столь противоречивые оценки? Ведь мастера итальянского Возрождения, на которых равнялась художница,, были столь же скурпулезны и дотошны в этом вопросе. Они поэтизировали телесность в волнующих округлостях обнаженного тела, выбранной динамике общей композиции, в чувственности... И для художников Средневековья - подобный язык искусства был немыслимым шагом вперёд, ведущим к разрушению не только художественных догм, но и мировоззренческих! Выразительный язык классической методы, пройдя через горнило кубизма, получил у Лемпицка вот такую огранку.
Лемпицка работала углём, прорисовывая контуры общей композиции, а потом использовала масляные краски, чтобы завершить картину в своём фирменном, как заметил один арт-критик, «гладком и глянцевом стиле». И месье Букар, держащий в руках микроскоп и пробирку с лактеолом, одетый с иголочки в белоснежный халат с жемчужной заколкой на изумрудной галстуке, так и останется в веках денди благодаря таланту Тамары де Лемпицка. И эта картина, кто бы ею не владел, - "золотой фонд" стиля ар деко.
Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!
Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!