Языческий праздник летнего солнцестояния Купало православная церковь не одобряла и всячески пыталась сделать его скромнее.
Вместо весёлых хороводов и любовных игрищ церковники настоятельно навязывали богослужения и скромное поведение. Но древние обряды сохранялись в народе.
После дневных купаний на Аграфену раскладывали прадеды костры на пригорках и разжигали их. Ночь была яркой и жаркой.
Вокруг костров плясали, через них прыгали. Кто удачнее и выше прыгнул – тому счастье на весь год. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, – писал один из этнографов ХIХ века, – и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».
В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело ярче. Старые колёса обвязывали соломой, поджигали их и спускали с пригорков. Так грели Землю, чтобы она дала богатый урожай.
По поверьям прадедов, в Купальскую короткую ночь нельзя спать, нужно обязательно встретить солнечный восход. На того, кто будет отсутствовать падут всяческие невзгоды. Более того, он может навлечь несчастье на всю свою семью и даже деревню.
Поутру в Иванов День вологодские бабы «черпали росу». С чистой скатертью и ведром отправлялись на луг. Там скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в ведро. Этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было прыщей.
Молодёжь развлекалась вот как. Парни брали вёдра, бежали на реку, черпали воду помутнее да погрязнее, а потом окатывали каждого встречного, исключая стариков и малолеток. Охотнее всего окатывали девушек. Некоторых приходилась даже силой выводить из дома.
Девушки не оставались в долгу и тоже с вёдрами бежали на реку за грязью. В итоге – мокрые и грязные все шли купаться. Причём и парни, и девушки оставались в одеждах.
А вот интересный обычай из Пошехонского уезда Ярославской губернии. Там верили, если на Иванов день перелезть через 12 огородов (т.е. оград) – любое желание исполнится.
Пойду искать огороды и загадывать желание. А Вам удачного лета и с праздником.