Эта статья будет красивой, потому что Новодевичий монастырь, о котором пойдёт в ней речь, конечно красив в любое время года, но особенно он прекрасен ярким солнечным летним днём.
Когда мы говорим об оборонительной системе Москвы, то вспоминаем обычно её знаменитые стены:
- Кремлевскую;
- Китайгородскую;
- стену Белого города;
- стену Земляного города.
Но существовало ещё одно кольцо вокруг Москвы, кольцо монастырей:
- с севера Москву защищали Сретенский, Рождественский и Высоко-петровский монастыри;
- с юга – Данилов, Симонов и Донской;
- с востока – Спасо-Андроников и Новоспасский;
- с запада – Новинский, Саввинский монастыри и Новодевичий (с юго-запада).
Стояли они на главных дорогах, ведущих к Москве, и в мирное время окружали город кольцом невидимой духовной защиты. А при появлении неприятеля встречали его неприступными стенами и принимали на себя первый удар.
Новодевичий монастырь был основан в 1524 – 1525 великим князем московским Василием III, отцом Ивана Грозного, в честь взятия Смоленска, завоёванного литовцами. Он стоял на Смоленской дороге.
Три версии происхождения названия Новодевичьего монастыря
- по названию местности: монастырь стоял на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем – здесь, по легенде, отбирали самых красивых девушек для отправки в Орду.
- в честь первой игуменьи: преподобной Елены Московской (Девочкиной), которая происходила из боярского рода землевладельцев Девочкиных Суздальского уезда. Весной 1525 она вместе с 18 инокинями Покровского монастыря по указанию Василия III переехала сюда, в Новодевичий монастырь.
- по предназначению: обитель предназначалась для девиц.
Приставка «ново-» в названии была нужна для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в московском Кремле.
Вскоре здесь появилась и первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много.
Немного истории
В 1505 Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой, которую выбрали на смотре невест из огромного числа девушек. Но после 20 лет брака Соломония так и не родила царю наследника. Основание Новодевичьего монастыря совпадало с бракоразводным процессом Василия III. Соломония Сабурова была сослана сюда и до конца жизни оставалась в этих стенах.
Уже в начале 1526 Василий III женился на юной Елене Глинской. В 1530 родился у них сын Иван, будущий грозный царь.
Развод с насильственной ссылкой супруги в монастырь был первым в истории Руси и вызвал большое неодобрение в обществе. Однако за первым опытом последовали другие. Не всегда это был насильственный постриг. Иногда это вообще был не постриг.
В 1581, после ссоры Ивана Грозного с сыном из-за очередной невестки, на этот раз Елены Шереметевой, царевич скончался, по-видимому, от руки отца. Елена Ивановна, вдова царевича, в 1582 поселилась в Новодевичьем монастыре и жила здесь, как «вдовствующая царица», ни в чем себе не отказывая.
В январе 1598, на девятый день после смерти мужа, царя Фёдора Иоанновича, из Кремля в Новодевичий монастырь переселилась его вдова, царица Ирина Фёдоровна Годунова. Младшая сестра Бориса Годунова, в 1575 она стала супругой царевича Фёдора, а после смерти Ивана Грозного царицей.
Фёдор Иоаннович с юных лет отличался слабым здоровьем и умер в возрасте 40 лет. После его смерти Ирина Годунова добровольно приняла постриг и удалилась сюда, в Новодевичий монастырь. Однако вплоть до избрания её брата царём, то есть полтора месяца в январе-феврале 1598, она, живя здесь, формально управляла государством. В стенах монастыря находился и её брат Борис Годунов. Он фактически и так уже был правителем государства и главным претендентом на престол. Трижды приходили бояре и народ просить Годунова на царство – такова была традиция.
22 февраля 1598 в Смоленском соборе монастыря Борис Годунов просьбу принял. И во все время его недолгого царствования монастырь пользовался его особым расположением.
При Василии III монастырь был деревянным. При Годунове, который отличался страстью к строительству, монастырь превратился в настоящую крепость. Большая часть построек была заменена на каменные. Вокруг монастыря был вырыт глубокий ров. Были возведены:
- Красивые и мощные каменные стены по подобию кремлёвских с зубцами, бойницами и галереей протяжённостью почти километр, толщиной до трёх метров и высотой до тринадцати;
- Ирининские палаты – покои для Ирины Годуновой с собственной трапезной палатой и домовой церковью:
Это единый комплекс: обширные каменные покои с трапезной палатой и домовой церковью святителя Амвросия Медиоланского.
- Смоленский собор, построенный по образцу Успенского собора в Кремле:
Его строительство завершилось в 1525 – это древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря. Он представляет собой шестистолпный храм на высоком подклете, окружённый с трёх сторон широкой галереей.
Здесь находятся уникальные фрески 16 века, а также главная реликвия монастыря – чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), которая, по преданию, была написана самим евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем её перенесли в Константинополь. С 1077 икона находилась в Успенском соборе Смоленска, а с 1404 – в Благовещенском соборе московского Кремля. В 1456 Василий Тёмный возвратил икону в Смоленск, оставив в Кремле её точный список, который и был перенесён Василием III в Новодевичий монастырь.
Пока внутрь собора зайти нельзя: реставрация ещё не закончилась.
Во время Смуты монастырь оказался в эпицентре военных действий и политических интриг. Мощные стены его не защитили: несколько раз он переходил из рук в руки и в конце концов была разорён. После сильнейшего пожара остались только стены и Смоленский собор.
С воцарением в 1613 Михаила Фёдоровича Романова началось долгое восстановление Новодевичьего монастыря, его освободили от налогов в казну, чтобы облегчить его возрождение, а у царей установилась традиция приезжать сюда на богомолье каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии.
Пик строительства пришёлся на правление Софьи Алексеевны
С 1682 по 1689 Софья была некоронованной правительницей России. В эти годы сложился современный облик монастыря и с тех пор он почти не изменился.
Практически все здания при Софье были перестроены в стиле нарышкинского барокко, появились и новые постройки. Были построены новые мощные крепостные стены:
Стены были снабжены квадратными башнями, а по углам соорудили башни круглые и к каждой башне примыкали караульные помещения для стрельцов.
Две надвратные церкви
Южные ворота, которые выходят на Новодевичье кладбище, сейчас закрыты и не используются. Над ними в 1683–1688 годах была построена Покровская надвратная церковь в стиле «московского барокко»:
Над Северными воротами – теперь это главный вход в Новодевичий монастырь – храм Спаса Преображения:
С запада к Преображенской церкви примыкают...
Лопухинские палаты
Украшенные солнечными часами на фасаде. Они были построены по приказу Софьи для её сестры, Екатерины Алексеевны. Позже, на полтора года, они стали последним жилищем Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I:
По милости Петра I, её супруга, жизнь этой женщины была полна страшных испытаний. Но, к счастью, она была освобождена по милости Петра II, своего внука, который бабушку реабилитировал, перевёз в Москву и называл «государыней бабушкой».
Есть свидетельства, что после смерти Петра II члены Верховного тайного совета предлагали Евдокии занять престол, но она отказалась. Последние полтора года она провела здесь, в Новодевичьем монастыре, вызволяя из тюрем своих близких и раздавая своё содержание нуждающимся. Здесь же она и похоронена.
Сейчас Лопухинские палаты – резиденция святейшего Патриарха московского и всея Руси.
Такой архитектурный ансамбль сложился во время правления Софьи Алексеевны: яркий, нарядный, очень гармоничный. Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток:
Центр ансамбля – Смоленский собор, точка пересечения двух осей:
- ось «север-юг» образуют две надвратные церкви,
- ось «запад-восток» – колокольня и трапезная.
Бело-красные постройки монастыря красиво выделяются на фоне цветов и зелени листвы. Считается, что строил талантливый крепостной зодчий Пётр Потапов, именем которого назван переулок в Москве.
Успенская церковь с трапезной палатой
Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена как трапезный храм. Сначала он был пятиглавый, но пятиглавие не сохранилось. Его заменили в 19 веке на одну главу. Открытую галерею разобрали в начале 19 века.
У стен Предтеченской церкви растёт старинный дуб. Ему более 400 лет, он был посажен в начале 17 века:
Колокольня
Изумительная по красоте колокольня построена из красного кирпича и украшена белокаменным кружевом. Видно её издалека:
Рядом с колокольней находились больничные палаты, где в 1939-1984 жил замечательный архитектор и реставратор П.Д. Барановский. Маленький домик буквально утопает в цветах:
Колокольня – это главная вертикаль Новодевичьего монастыря. Шесть её уровней поднимаются на высоту 72 метра и очень живописно чередуются уровни ажурные и глухие, без узоров. В.И. Баженов считал её верхом изящества и вкуса.
Самый старый колокол в звоннице отлит ещё при Иване Грозном.
В советские годы на третьем ярусе колокольни находилась мастерская художника В. Татлина, отсюда он запускал свой летательный аппарат.
Предполагалось, что колокольня будет семиярусной, но её строительство оборвалось из-за свержения Софьи в 1689.
И ещё про Софью Алексеевну...
С 1682 по 1689 Софья была регентшей при двух младших братьях – царях Иване и Петре. И по сути управляла страной. Но братья выросли. В 1689 Софья была отстранена от власти и сослана узницей в любимую обитель.
Поначалу Софью здесь сильно не притесняли. Пётр, видимо, её жалел: всё-таки сестра...
Она занимала несколько келий и могла свободно передвигаться по всей территории монастыря, у неё был свой штат прислуги. С царской кухни ежедневно для неё присылали вкусную и обильную еду. К ней допускались посетители. Она свободно распоряжалась своими деньгами. Всё было можно, кроме одного: ей было категорически запрещено покидать территорию монастыря.
Ей не было ещё и 30, и такое ограничение свободы было для неё серьёзным испытанием. Её энергия требовала выхода, и она занималась благоустройством монастыря, благо деньги были в её распоряжении. Она много читала, много писала сама.
В 1697 случился второй Стрелецкий бунт, который был жестоко подавлен. Содержание Софьи было ужесточено. На этот раз Пётр сестру не пощадил. Её поместили в Напрудной башне:
Палаты при Напрудной башне первоначально предназначались для стрелецкого караула. Там и жила Софья:
Никаких посетителей. С ней запретили разговаривать даже её духовнику (им разрешалось лишь перестукиваться). Еду ей приносила глухонемая служанка. Окна караульни выходили прямо на виселицы, где были повешены стрельцы:
Картина И.Е. Репина передаёт весь ужас тех страшных для неё дней.
Почти пять лет прожила Софья в Напрудной башне, которую в народе прозвали «Софьиной». 21 октября 1698 была насильно пострижена в монахини. Скончалась в 1704 и была похоронена в усыпальнице Смоленского собора. Ей было 46 лет.
Пётр сказал, когда она скончалась: «Была умна, могла быть мне правой рукой».
А ведь и правда...
Гроза 1812 года
В 1812 всё самое ценное из монастыря было вывезено в Вологду.
8 сентября в кельях расположился корпус маршала Даву.
25 сентября Новодевичий монастырь посетил Наполеон. Потрясённый его красотой, он заявил, что не покинет город, пока своими глазами не увидит, как монастырь горит. Долго стоял на Воробьёвых горах, ожидая зарева пожара на другом берегу реки. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона. Один москвич, имевший владение рядом с монастырём, поджёг свой дом. Наполеон решил, что это горит Новодевичий монастырь, и удовлетворённый, покинул Москву. А фитили, подведённые к бочкам с порохом, потушили монахини. Обитель была спасена.
Новодевичьи пруды
Так называется парк, который расположен у стен монастыря и тянется вдоль прудов, очень живописный. Здесь хорошо всегда, в любое время года. А в жаркую погоду здесь просто блаженство! С одного берега открывается наверное самый красивый вид на Москва-сити:
С другого берега – великолепный вид на монастырь:
Здесь много цветов, есть детская площадка. В зимнее время здесь катаются на санках с горки. Летом, в жару, загорают прямо на газонах.
Любуются своим отражением в пруду плакучие ивы. Они такие древние, что, глядя на них, невольно думаешь: а ведь они наверняка видели, как на льду этого пруда Пётр собственноручно рубил головы мятежным стрельцам...
Но не будем о грустном. Сегодня здесь невероятно красиво и уютно. Всей семьёй здесь можно провести весь день.
Представляете, какие великолепные виды открываются из квартир этих домов:
А вот и главное украшение парка: скульптурная композиция...
«Дорогу утятам!»
Вдоль Большого Новодевичьего пруда прогуливается Мама-утка и восемь её малышей-утят:
В тёплые дни детишки играют с утятами и пытаются оседлать утку. А в дни холодные маме-утке и утятам повязывают тёплые шарфики.
Это утиное семейство придумал в 1941 американский писатель и иллюстратор Роберт Макклоски и написал сказочную повесть «Дорогу утятам!» об утином семействе, которое прилетело в Бостон и подыскивало себе жильё. Пернатых ждали замечательные приключения.