Некогда многими любимая, известная русская актриса, муза, светская львица, покорившая сердца великих мужей ХХ века, Мария Федоровна Андреева. Эта публикация - о ней, к дате ее рождения.
Роковая женщина... Кто из мужчин не мечтал о ней?! Русская история знавала немало имен таких женщин. И только одна из них стала прообразом Маргариты в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", прообразом Мальвины в сказке Алексея Толстого "Буратино". Это - Мария Андреева. Ее изображали на своих рисунках и картинах художники, она была, по отзывам современников, самой красивой актрисой Художественного театра, авантюристкой, любительницей приключений, ее боялись и уважали политики, ее любили известные и достаточно сильные личности - мужчины. Без сомнения, она была настоящей роковой женщиной, женщиной вамп...
В 1868-м в семье дворянина Федорова-Юрковского родилась дочь Машенька, которая росла прехорошенькой и постоянно привлекала к себе внимание. Потому строгий глава семейства, желавший воспитать своих детей настоящими людьми, требовал, чтобы дочь одевали в самые некрасивые платья, и даже велел заменить перламутровые пуговицы на ее одежде на костяные.
Но когда Мария повзрослела, ее красоту спрятать было уже невозможно. По воспоминаниям современников, Андреева была ослепительно красива...
Известно, что глава семейства Федоров-Юрковский был главным режиссером Александринского театра, его жена – актрисой. По стопам родителей пошла взрослеющая красавица - дочь. Рано окончив гимназию, Мария поступила в драматическую школу, а в 18 лет отправилась в Казань, где впервые вышла на сцену. Грациозная красавица, она была создана для сцены. И действительно театральный дебют Марии прошел на редкость удачно.
Толпы поклонников дарили ей цветы и драгоценности, заверяя в нежной любви… Многие добивались ее благосклонности. Но появился настоящий жених - действительный статский советник Андрей Алексеевич Желябужский, который был старше Марии на восемнадцать лет, но имел покладистый нрав и неплохое состояние. Официально он занимал пост главного контролера Курской и Нижегородской железных дорог, но помимо этого был членом Общества искусства и литературы, членом правления Российского театрального общества. В 1888-м у супругов родился сын Юрий, в 1894-м - дочь Екатерина.
Однако юная Мария оказалась не готовой к семейной жизни. Ее по-прежнему манила сцена, хотя двое детей и муж требовали забот. Неожиданно Желябужский получил назначение в Тифлис. Тифлисский театр, искавший яркую актрису, и стал для Марии началом артистической карьеры. Именно там она взяла себе сценический псевдоним - Андреева. Мужчины не давали ей прохода, по вечерам устраивая в театре овации. По легенде, один из них так разошелся в комплиментах, что, произнеся витиеватый тост в честь актрисы, осушил до дна свой бокал и… съел его. «Ведь после этих слов никто уже не посмеет пить из него», - пояснил он, дожевывая хрусталь. После этого ревнивый муж МАрии Андреевой с немалым трудом добился перевода в Москву.
Желябужские заняли девятикомнатную квартиру в центре Москвы. Андрей Алексеевич исправно служил, получая новые чины и награды, а Мария Федоровна совершенствовала свое театральное мастерство. Счастливый случай свел ее с Константином Сергеевичем Станиславским, и некоторое время они с большим успехом играли вместе на различных театральных подмостках.
В 1898-м открылся новый театр - Художественный. Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко стали его основателями. А на сцене царила обворожительная Мария Андреева. Однако мало кто знал, что Андреева по праву была и соучредителем театра, до хрипоты убеждала меценатов - дать на этот проект немалые деньги, договаривалась с рабочими, участвовала в подготовке Устава... И вскоре Станиславский поручил ей многие деловые вопросы, предпочитая заниматься творчеством. Сначала Мария Федоровна была довольна: она занимала ведущее положение в труппе, ей доставались лучшие роли, попутно она решала многие финансовые и иные проблемы Художественного.
С большим изяществом, акварельной тонкостью и лиризмом исполняла Мария Андреева роли в театре, где центральное место занимали пьесы М. Горького - "На дне", "Дети солнца", "Дачники"...
На личную жизнь времени не оставалось, оттого отношения с мужем становились все прохладнее. Со временем Станиславского стало раздражать, что Мария Федоровна часто говорит о вещах насущных, деньгах и счетах. Свои цели преследовал и другой директор - Немирович-Данченко. Отношения в Художественном обострились. Станиславский теперь отдавал первые роли Ольге Книппер. А однажды злые языки донесли Андреевой резкое и опрометчивое высказывание режиссера: «Андреева - актриса очень "полезная". Книппер - "до зарезу необходимая"». Этих слов Станиславскому она так и не простила, хотя тот вовсе не собирался расставаться с Андреевой: ведь за ней стояла более могущественная фигура - Савва Морозов.
Об ее отношениях с Морозовым истории известно мало, кроме того, что он буквально боготворил Марию Федоровну. Став завсегдатаем Художественного театра, Морозов сделался поклонником Андреевой - у нее была слава самой красивой актрисы русской сцены. Завязался бурный роман. Морозов восхищался редкостной красотой Марии, преклонялся перед ее талантом и мчался выполнять любой каприз: безвозмездно снабжал ее огромными суммами, не спрашивая, куда она их тратит. И субсидировал Художественный театр лишь потому, что там блистала Андреева. Савва Тимофеевич бывал на каждой премьере. Роман происходил на виду у всей Москвы. Марию Федоровну ничуть не смущало наличие мужа и двоих детей, воспитание которых было поручено ее сестре. То, что Морозов тоже не свободен, Андрееву, казалось, не волновало. «Роман с женатым не более греховен, чем замужество на родственнике», - метко подмечала она, имея в виду жену Саввы Тимофеевича, приходившуюся ему двоюродной племянницей.
«Отношения Саввы Тимофеевича к Вам - исключительные,- едко писал Андреевой Станиславский. - Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву. Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите? Вы хвастаетесь публично перед посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна ищет Вашего влияния над мужем. Вы ради актерского тщеславия рассказываете направо и налево о том, что Савва Тимофеевич, по Вашему настоянию, вносит целый капитал ради спасения кого-то. Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной».
После этого произошел окончательный разрыв со Станиславским и Художественным театром, Мария Федоровна на прощание отправила Станиславскому горькое письмо: «Художественный театр перестал быть для меня исключением, мне больно оставаться там, где я так свято и горячо верила, что служу идее... Я не хочу быть брамином и показывать, что служу моему богу в его храме, когда сознаю, что служу идолу и капище только лучше и красивее с виду. Внутри него - пусто».
«Товарищ феномен», как называл Марию Андрееву Ленин, сумела заставить раскошелиться на нужды революции крупнейшего российского капиталиста. Савва Тимофеевич пожертвовал большевикам значительную часть своего состояния. При его поддержке издавалась ленинская «Искра», большевистские газеты «Новая жизнь» в Петербурге и «Борьба» - в Москве. Он, как известно, сам нелегально провозил типографские шрифты, прятал у себя наиболее ценных «товарищей», доставлял запрещенную литературу на... собственную фабрику.
Когда Мария Андреева и Максим Горький, до того считавшийся ее близким другом, полюбили, это открытие стало для Саввы Тимофеевича Морозова тяжелейшим потрясением. В 1904-м Андреева стала гражданской женой Горького. Известно, что писателем, чья слава вовсю гремела по России, Марию Федоровну познакомил Чехов на первом представлении в Севастополе «Эдды Габлер» Ибсена....
На первый взгляд, они были совершено несовместимы. Она любила дорогие украшения и платья, он постоянно носил странный скомороший наряд, изобретенный им самим, - всегда в черном, в косоворотке из тонкого сукна, подпоясанной узким кожаным ремешком, в суконных шароварах, высоких сапогах и романтической широкополой шляпе, прикрывавшей волосы, спадавшие на уши. Их роман развивался непросто - было множество недомолвок, флирта и разговоров о человеческом предназначении. В качестве связующего звена они выбрали революционную борьбу.
Марии Федоровне очень хотелось произвести впечатление на Горького. И чтобы его покорить, надо было стать его единомышленницей. Андреева старалась, забыв про себя, детей, карьеру. И замирала от счастья, когда слышала: «Люблю тебя, моя благородная Маруся, прекрасный друг-женщина».
И даже после этого Савва Морозов трепетно заботился о Марии Федоровне. Ухаживал за ней, когда она на гастролях в Риге попала в больницу с перитонитом и была на волосок от смерти. Более того, завещал страховой полис на случай своей смерти. Известно, что после гибели Морозова Андреева получила по страховке 100 тысяч рублей.
История гласит, после общеизвестного «кровавого воскресенья» Морозов отвернулся от большевиков, лишив их тем самым значительной материальной поддержки. 13 мая 1905-го в гостинице "Царский отель" каннской Ривьеры Савва Морозов застрелился. Фразу в предсмертной записке: "В моей смерти прошу никого не винить" сочли доказательством самоубийства, и французская полиция закрыла дело. Деньги, полученные по полису, Андреева передала партии большевиков.
Наступили времена, когда революция заслонила все. Активная революционерка (партийная кличка - "Феномен"), в 1905-м Андреева была издателем большевистской газеты "Новая жизнь". За партийную деятельность подвергалась преследованиям полиции. Став гражданской женой М. Горького, его ближайшим другом, помощником, секретарём, Андреева вместе с ним в 1906-м эмигрировала из страны. По поручению ЦК большевиков сопровождала Горького в поездке по Америке для сбора средств на революционное подполье. Выполняла поручения В. И. Ленина по доставке в Россию большевистской газеты "Пролетарий", осуществляла сбор и распространение материалов по истории русской революции, сбор средств и привлечение широкого круга авторов для газеты "Правда", и не только.
Когда М. Горького арестовывали, ссылали, Мария Федоровна бросалась вслед - помочь, обеспечить быт и нормальные условия работы. В 1905-м, во время спектакля, она сорвалась в люк под сценой и сильно пострадала. Ребенка, которого она ждала от Горького, спасти не удалось. Сама она, полуживая, металась в бреду, умоляя, чтобы Горький был рядом. Но он в тот момент находился в тюрьме. Однако потом, устав, решил отдохнуть за рубежом. Мария Федоровна поехала вместе с ним. Переживала за оставленных в России детей, но покинуть любимого человека не могла. И создавала ему идеальные условия для работы и отдыха: тишину, изысканные обеды, отличное общество для вечерних бесед.
В октябре 1906-го Горький и Андреева покинули США, их путь лежал в Италию. Началась жизнь на Капри. Их вилла на острове стала прибежищем для многих русских эмигрантов. Мария Андреева всех принимала, кормила, давала кров. Помните, книга Горького "Сказки об Италии"?! Она вышла с авторским посвящением: "Марии Федоровне Андреевой".
Однако, живя на Капри, Горький увлекся женой своего друга - издателя Тихонова - Варварой Васильевной Шайкевич. В 1910-м Шайкевич родила дочь Нину, удивительно похожую на Алексея Максимовича. Мария Федоровна очень тяжело пережила это предательство. И при первой возможности - уехать в Россию, в 1913-м покинула Капри. Она вернулась в профессию, играла в Киеве, затем в театре Незлобина в Москве.
По легенде, в годы революции, занимаясь общественной деятельностью, Мария Федоровна по-прежнему жила в одной квартире с Горьким, была свидетельницей бурной личной жизни писателя, как он - ее. А место жены Горького к тому времени заняла другая женщина, ее тезка - Мария Игнатьевна Будберг. Андреевой к тому моменту исполнилось 52.
Известно, что Мария Игнатьевна Будберг, познакомившись с Максимом Горьким в издательство «Всемирная литература», сначала была его секретарем, затем - неофициальной женой. Она прожила в доме Горького с небольшими перерывами с 1920 по 1933-й годы. Именно ей Горький посвятил последнее свое крупное произведение - роман «Жизнь Клима Самгина». Близкие называли её Мура, а Максим Горький - «железная женщина».
После Октябрьской революции Мария Андреева активно участвовала в театральной и общественной жизни. Была комиссаром театров и зрелищ Петрограда, комиссаром экспертной комиссии Наркомвнешторга, заведующей художественно-промышленным отделом советского торгпредства в Германии.
Она один из инициаторов создания Большого драматического театра и актриса этого театра в 1919-1926 годы. А жизнь стала намного тяжелее, сложнее и скучнее. Начались серые будни - голодные и страшные. Как и много лет назад, Андреева погрузилась в финансово-организационные вопросы. Только теперь она обеспечивала не театр, а молодое правительство. И даже была награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Получив назначение в Берлин, Андреева вновь покинула Россию, а вернулась лишь в 1928-м. На театральные подмостки Мария Федоровна больше не выходила. Весь ее нерастраченный актерский талант выплескивался теперь на сцену Московского Дома ученых, которым Андреева руководила с 1931 по 1948 годы, и где она бесконечно выступала с рассказами о Максиме Горьком, уход от которого так себе и не простила. «Я была не права, что покинула Горького. Я поступила, как женщина, а надо было поступить иначе: это все-таки был Горький».
Одним из ее последних увлечений стал сотрудник НКВД Петр Петрович Крючков, на семнадцать лет младше своей избранницы, ставший, с подачи Марии Федоровны, личным секретарем Максима Горького. В 1938-м Крючков был арестован и расстрелян, взяв на себя вину за убийство пролетарского писателя. А Мария Федоровна Андреева умерла в 1953 г. в возрасте 85 лет.
По утверждению некоторых искусствоведов, история долгих отношений Марии Андреевой и Максима Горького впоследствии выплеснулась на страницы литературных произведений, одним из которых стал роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", где М. Горький стал Мастером, а М.Ф.Андреева - Маргаритой. Кто знает, может, все именно так и было...
Спасибо, что дочитали!
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета
Прочитав статью, поставьте, пожалуйста, лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно! Просьба в комментариях соблюдать корректность к автору и по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Спасибо!