Найти в Дзене

Семья как основополагающая конституционно-правовая и социальная ценность России

На протяжении всего своего исторического существования семья выполняла и выполняет важнейшую роль в жизни человека, общества и государства.

В Конституции Российской Федерации[1] закреплено: «семья, материнство и детство находятся под защитой государства», «забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей» (ст. 38). В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, берут на себя обязанность заботы о нетрудоспособных родителях. Именно государство должно быть больше всего заинтересовано в поддержке и сохранении института семьи, развитии ее социально-экономического потенциала для страны. При этом представляется, что смысловое содержание приведенных положений основного закона имеет в большей степени морально-нравственный аспект, нежели юридический. Юридическая сторона вопроса регулирования семейных отношений, защиты и охраны семьи и традиционных семейных ценностей непосредственно раскрывается и реализуется на основе положений конкретных отраслей российского права, таких как семейное, гражданское, жилищное, административное и уголовное. Вместе с тем, исходя из принципов и положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также норм Семейного кодекса Российской Федерации[2] (далее – СК РФ) можно говорить о том, что государство призвано защищать не только саму семью, как институт российского общества, но и право каждого на нее и это право, безусловно, относится к естественным правам человека[3]. При таком понимании можно говорить о том, что каждый человек имеет конституционное право на семью. Это право следует рассматривать, как меру определенно возможного выбора поведения в семейной сфере, совокупность определенных действий, которые человек, реализуя данное право, может совершать или воздержаться от них. Соответствующее право включает в себя: право на создание семьи, право ребенка жить и воспитываться в семье, право на защиту и общение с родителями и другими родственниками, право выражать свое мнение, определенные имущественные права. Совершеннолетние граждане же имеют право свободы выбора относительно вопросов построения личных отношений, вступления или невступления в брак, рождения и (или) усыновления детей в семье и т.д. Особенность реализации конституционного права на семью выражается в том, что оно в целом не может быть ограничено ни другими лицами, ни обществом, ни государством. Например, никто не может указывать, понуждать вступить в брак с конкретным лицом, или же наоборот запретить это сделать, подобное ограничение в России недопустимо и является неправомерным. При этом не является нарушением права на семью, например, запрет регистрации однополых союзов, запрет на вступление в брак с близкими родственниками, лишение родительских прав в случаях, предусмотренных законом, согласно ст. 12 и 69 СК РФ. В перечисленных случаях осуществляется уже охрана семьи, как традиционного института российского общества, обеспечивается защита прав и интересов несовершеннолетнего, которые в Семейном кодексе Российской Федерации имеют особую значимость и приоритет для государства.

Следует обратить внимание на ряд положений Конституционного Суда Российской Федерации, из которых следует, что «особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты семейных отношений, одним из принципов, регулирования которых является приоритет семейного воспитания детей»[4]. Подобная формулировка дает основание признавать семью одной из конституционных ценностей России, хотя прямого указания по примеру высшей ценности относительно прав человека и гражданина Конституция не содержит. Под ценностью в общем виде следует понимать, на мой взгляд, – определенную совокупность явлений, объектов, которые имеют личностную, общественную или иную другую значимость в окружающей действительности. Вместе с тем, как о конституционной ценности, о семье можно говорить, поскольку соответствующий институт важен и для личности в целом, ее развития и социализации, так и для общества и государства, ведь именно семья первична по отношению к ним, следовательно, без нее функционировать ни общество, ни государство не сможет.

Рассматривая категорию «семья», как конституционную ценность, возникает необходимость определиться с ее сущностью. При этом широко используемое в законах понятие на настоящий момент не имеет легально закрепленной дефиниции ни в Конституции Российской Федерации, ни в отраслевом законодательстве, что вызывает споры среди ученых. Одними из дискуссионных моментов в теории, являются вопросы относительно того, нужно ли закреплять юридическое понятие семьи в основном законе страны и в Семейном кодексе Российской Федерации, а также какова должна быть природа данного феномена социальная или правовая? Например, социолог А.Г. Харчев[5] определяет семью, как «исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью социальная необходимость, в которой обусловлена в потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

А.И. Антонов и В.М. Медиков[6] указывают, что под семьей следует понимать «основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Что касается термина «семья», закрепленного в законе, то оно закреплено в федеральном законе от 24 октября 1997 года. № 134-ФЗ (ред. от 05 декабря 2022 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[7], где указывается, что семья это – лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Вместе с тем, подобное определение не отражает признаков правовой стороны феномена семья, которые должны прослеживаться в случае юридического закрепления соответствующего термина, как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве России. Кроме того, сам признак совместного проживания в настоящий момент может вызвать ряд проблем, хотя совместное проживание членов семьи, безусловно, должно быть в приоритете. Оно отражает социальную сущность семьи, как малой группы, однако в юридическом определении данный признак обозначать не следует по ряду причин. Так институт семьи, как и любой институт нашего общества, подвержен изменению и сегодня люди, состоящие между собой в официальном браке, а также и иные члены семьи ввиду различных причин могут не проживать совместно. В таком случае, при наличии признака совместного проживания, они не являются семьей, что не соответствует действительности.

На счет необходимости юридического закрепления понятия «семья» существуют две противоположные позиции. Так ряд авторов указывают на необходимость выработки и закрепления единого определения семьи. По их мнению, данный шаг позволит обеспечить реализацию конституционных положений в области защиты семьи и ребенка, положительно скажется на единообразии судебной практики. В частности, в 2021 году законодателем было рассмотрено и предложено понятие семьи, которое могло бы носить универсальный характер и впоследствии быть включено в Конституцию, отраслевое законодательство и иные нормативные акты. Под семьей предлагалось понимать «общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления, опеки, попечительства и связанные общими семейными традициями, ценностями, взаимными правами и ответственностью»[8]. Однако в данном определении существует некоторое противоречие с семейным законодательством. Семейное законодательство не указывает, какими юридическими правами и обязанностями по отношению между собой наделяются лица, соединенные свойством. Следует сказать, что при попытке выделения юридического понятия семьи следует учитывать и рассматривать две группы признаков. Одну группу составляют социальные признаки, к которым, на мой взгляд, следует относить общность определённой группы лиц, связанных супружеством, родством, свойством, исторически-устойчивые связи всего института семьи в целом, взаимную моральную ответственность перед членами семьи, цель создания семьи – рождение, воспитание, детей. Другую группу законодательной дефиниции семья должны отражать правовые признаки, к которым, необходимо относить взаимные имущественные и неимущественные права и обязанности членов семьи, а также юридическую ответственность и право на защиту. При этом в законодательном определении все эти признаки должны содержаться в совокупности, так как, рассматривая семью в юриспруденции, нельзя исключать ее социальную сторону.

Исходя из указанных признаков, можно выделить следующее определение семьи, которое, теоретически, можно было бы закрепить в Конституции и в отраслевом законодательстве.

Семья – это исторически сложившаяся, устойчивая общность лиц, связанных супружеством, родством, свойством, имеющих взаимные имущественные и личные неимущественные права и обязанности, несущих взаимную моральную и юридическую ответственность, друг перед другом, созданных с целью рождения, воспитания, усыновления, удочерения детей, для обеспечения воспроизводства населения и находящихся под защитой государства.
-2

Соответствующая дефиниция семьи отражала бы социальную и правовую природу данного института, а также указывала на ее неразрывную связь с личностью, обществом и государством. Но подобное определение также имело бы и свои недостатки, для его законодательного закрепления. В первую очередь это вызвано тем, что социальные и правовые признаки, которые могли бы быть заложены в основу понимания семьи, не носят исчерпывающего характера, их можно выделить огромное количество. Вместе с тем, выделение максимально возможных признаков, характеризующих семью, вызовет вопросы относительно семей с одним родителем, семей без детей, лиц у которых есть ребенок, но которые не регистрировали отношения в органах записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) и т.д. В этом случае, предложенное для закрепления в законе понятие, не сможет учесть все эти моменты, в результате чего в каждом из них определение «семья» будет иметь только социальную или правовую составляющую своей сущности. Проблема обусловлена тем, что феномен семья изучается различными науками и каждая наука дает свое определение, выделяя в нем те признаки, которые считает необходимыми. Юридическое же понимание семьи осложняется еще и потому, что даже в рамках юриспруденции каждая отрасль права имея свой предмет, также вкладывает различное понимание в термин «семья». Например, семейное и жилищное право по-разному определяет, кто относится к членам семьи. Именно поэтому существует еще одна позиция группы ученых, которые являются сторонниками того, что законодательное, универсальное понятие семьи для российского законодательства сформировать невозможно[9], что на мой взгляд верно.

Наиболее правильно и рационально было бы выработать и закрепить как в Конституции Российской федерации, так и в Семейном кодексе понятие брака. Это необходимо сделать, потому что, в данном понятии в большей степени можно отобразить юридические и социальные признаки, чем в самом понятии «семья». Вместе с тем, брак регистрируется в России с намерением создать семью, следовательно, он является социально-правовым способом создания соответствующей ценности.

К юридически значимым признакам брака в России следует относить: добровольность и взаимное согласие на вступления в брак мужчины и женщины, достижение ими брачного возраста 18 лет, либо наличие обстоятельств, позволяющих вступить в брак до достижения указанного возраста, соблюдение процедуры, установленной законом, то есть заключения брака в органах ЗАГС, равноправие и появление у супругов после государственной регистрации взаимных имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей. Социальные признаки брака: моногамия, как форма единобрачия, признаваемая в России, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьей.

Исходя из указанных признаков и важности брака, как способа создания семьи, которая в свою очередь является конституционной ценностью России, следует дать его следующее определение.

Брак – это построенный на чувствах взаимной любви, уважении и взаимопомощи, добровольный и взаимный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный в органах ЗАГС, по достижении брачного возраста, характеризующийся равноправием супругов и появлением у них взаимных имущественных и неимущественных прав и обязанностей, который заключается с целью создания семьи.
-3

Эта дефиниция брака подчеркивает его предназначение, которое находит отражение в его цели. Кроме того, предложенное определение содержит ряд характерных черт, важнейших признаков, на которых строятся традиционные брачно-семейные отношения в России и которые являются незыблемой основой нашего государства. Это также подтверждает широкий круг вопросов, который выступает предметом рассмотрения Конституционным Судом, в области охраны семьи. Например, в одном из определений, суд указал на важность сохранения института брака исключительно, как моногамного союза мужчины и женщины. Конституционный суд подчеркнул, что «иные религиозные установления и правила, допускающие полигамию брачных союзов, иной подход к решению этого вопроса в ряде других государств, не могут оказывать влияния на государственную политику России в области семейных отношений»[10].

Вывод:

Таким образом, рассмотрев понятие «семьи», как сложной социально-правовой категории можно сделать следующий вывод. Семья является безусловной, основополагающей конституционной ценностью России. В качестве соответствующей ценности она выполняет для личности, общества и государства ряд важнейших функций. Для личности это социализация, первичное воспитание, морально-нравственное развитие и т.д. Для общества это фактор его развития, элемент воспитания новых поколений. Для государства семья это показатель социальной сферы развития государства. А для всех трех компонентов показатель принятых и господствующих в них традиционных семейных ценностей. Семья не является ни социальной, ни правовой категорией в чистом виде. Это сложное социально-правовое явление, при этом социального в нем все же больше, чем правового, поскольку правовая сторона феномена семьи выражается лишь в рамках юриспруденции и конкретных отраслей права. В силу чего и невозможно дать универсальное понятие семьи в праве и закрепить его в Конституции или отраслевом законодательстве. Вместе с тем, отсутствие самого понятия семьи в Конституции, не может означать, что семья не является основополагающей конституционной ценностью России. Однако считаю было бы правильно отразить положение, согласно которому на конституционном уровне было бы закреплено, что семья не только находится под защитой государства, но и признается соответствующей конституционной ценностью России. При этом, конституционно следовало бы закрепить предложенную дефиницию брака, в силу его значимости, как института создание семьи. В понятии брака отражены важнейшие признаки, черты, которые не только определяют его сущность, но и выражают позицию российского государства к институту семьи в сфере брачно-семейных отношений, как к конституционной ценности.

Список использованных источников и литературы:

[1] См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года №6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.

[2] См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства РФ. ‒ 1996. ‒ № 1. ‒ Ст. 16; 2023. ‒ № 32 (часть I). ‒ Ст. 6139.

[3] См.: Ульбашев А.Х. Семейное право: учебник для вузов / под. ред. А.Х. Ульбашева. М., 2023. С. 41-42.

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 федерального закона «О порядке выезда из российской федерации и въезда в Российскую Федерацию», подпункта 13 пункта 1 статьи 7 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 11 федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции)» в связи с жалобами ряда граждан // Собрание законодательства РФ. 2015. ‒ № 12. ‒ Ст. 1801.

[5] Цит. по: Савинов Л.И. Социология семьи // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2005. № 1 (5). С. 133-134.

[6] Цит. по: Семенова Л.В. Семья. Понятие, виды, структура, проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Электронный журнал. 2015. № 18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-ponyatie-vidy-struktura-problemy (дата обращения: 11.04.2024).

[7] См.: Федеральный закон от 24 октября 1997 года. № 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. ‒ 1997. ‒ №43. ‒ Ст. 4904; 2022. ‒ № 50 (часть III). ‒ Ст. 8764.

[8] Об уточнении понятия «семья» // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/politics/v-sovete-federacii-predlagayut-utochnit-ponyatie-semya.html (дата обращения: 11.04.2024).

[9] См.: Филиппов С.А. Понятие «Семья» по российскому законодательству // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 3. С. 103-104.

[10] Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. № 851-О-О. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рязапова Нагима Габдылахатовича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 12 и статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации» // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии: Дайджест официальных материалов и публикаций в периодической печати. 2008. № 3.

ВНИМАНИЕ!

Данный материал является частью авторской Магистерской диссертации Администратора группы Cемейно-правовой аспект| family law, на тему «Уголовно-правовая охрана традиционных семейных ценностей как фактор национальной безопасности России!»

Данная статья является авторским материалом администратора группы Cемейно-правовой аспект| family law, на нее распространяются положения гражданского законодательства о защите авторского права! Любое использования материалов статьи возможно исключительно при указании ссылки на данную группу и автора статьи.

Автор: Чернышов Александр Андреевич, Магистр Юриспруденции!