Сегодня, как и было обещано, продолжу свой рассказ об основных аспектах нашей прошлой жизни, о которых жители Большой России практически ничего не знают.
Тем, кто пропустил начало, следует открыть эту ссылку:
Итак, о наших перевозчиках. Именно они сумели организовать связь не только семей со своими поуехавшими, но и донецких предприятий с собственниками на той стороне, а также между подразделениями.
Также с их помощью осуществлялось некоторое снабжение. К примеру, привозили небольшие партии упаковки, запчастей и комплектующих.
Разумеется, такие посылки доставляли за отдельную плату.
Позже появились и некоторые маленькие формочки, которые занимались доставкой туда-сюда.
Но главное - это пассажирские перевозки. Естественно, чаще всего из Донецка ехали пожилые женщины - мамы и бабушки к детям и внукам. С собой они непременно везли гостинцы: домашние консервы и варенье, игрушки и одежду для детей.
Тряслись в автобусах по двенадцать часов, выезжая из Донецка ни свет, ни заря, а в обратную дорогу через пункты пропуска на дорогах вечером, чтобы не спать всю ночь.
Поездка была не просто очень тяжёлой, но и нервной, мягко выражаясь...
Позже ездили через Россию. Еще дольше и сложнее...
Да, рубли в какой-то момент пришлось менять в наших коммерческих обменных пунктах, которые в Донецке закрылись совсем недавно:
Немного позже дончане постепенно начали ездить в Россию. Полагаю, для очень многих первая поездка также, как и для меня стала незабываемой:
Но некоторые вели себя очень скверно...
Помню первый крайне неприятный случай, когда одна из пассажирок устроила разнос водителю за то, что тот, остановившись у пункта отдыха на трассе, не выдал ей полную информацию о местонахождении. По её словам, обязан был рассказать, возле какого города мы находимся, так это культура обслуживания.
В другой раз несколько пассажирок начали громко возмущаться, что водитель их высадил не там, где было якобы обещано.
Были и другие очень-очень неприятные ситуации в дороге.
В 2015 году, когда ситуация стабилизировалась, некоторые начали возвращаться. В Донецке вдруг очень активно начали открывать магазины, стоматологии, салоны красоты. Ненадолго.
Во-первых, самые обеспеченные люди и самые востребованные специалисты уже успели начать новую жизнь на новом месте, потому платёжеспособный спрос был на очень низком уровне. Во-вторых, необходимо было всё регистрировать по новым республиканским законам. В-третьих, всё было как-то непонятно, всё в подвешенном состоянии.
И некоторые из тех, кто вернулся, снова стали уезжать.
Одновременно начали в Донецк переезжать люди из области. Кто-то из них потом долго рассказывал, что и мечтать не мог купить за смешные деньги квартиру в центре и устроиться на работу в министерство.
Дончанам приезжие, разумеется, не нравились. Ведут себя некультурно, одеваются безвкусно...
К сожалению, город довольно скоро начал деградировать. Обещанные нам новым мэром два миллиона роз так и не появились на улицах, а первые попытки навести хоть какой-то порядок в сфере ЖКХ, в частности, наконец-то начать регулярную уборку подъездов жилых домов, быстро сошли на нет.
Тем временем из Донецка ушёл Ашан, а затем и Амстор. При этом появился Первый республиканский супермаркет, затем и сеть Геркулес Молоко:
В 2017 году на ведущих предприятиях тех собственников, которые оказались среди поехавших, ввели временную администрацию. В том числе на металлургическом заводе, с открытия которого Джоном Юзом и начался Донецк, на стадионе Донбасс-Арена и т.д. и т.п.
Именно в тот момент и начался самый стремительный отток кадров. Наших шахтёров, естественно, очень активно зазывали в Нерюнгри, металлурги также нашли новую работу.
А те, кто по разным причинам оставался, вдруг зарплату перестали получать. Как в девяностые.
О некоторых аспектах той нашей жизни в столице самопровозглашённой республики расскажу подробнее чуть позже.