Найти в Дзене
СТЕРЕОПАНОРАМА

Back in The U.S.S.R.: возможно ли такое?

Отвечая на вопрос вынесенный в заголовок: конечно же нет. Но если речь не о времени и общественно-политическом строе, а о вещах - артефактах той эпохи, то "pourqoui pas". В частности речь о аудиоаппаратуре, выпущенной в СССР, коей у наших граждан сохранилось весьма значительное количество. Скажу сразу и прямо: у меня советской аудиотехники в настоящее время нет, но лишь по той причине, что найти интересующие меня модели в состоянии "капсула времени" либо невозможно, либо очень дорого. А в том техническом и косметической состоянии, в каком сейчас на вторичке предлагается большинство экземпляров, они мне совершенно не интересны. Тем не менее после 2000-го года пусть немного, но кое-что из советской аппаратуры у меня побывало. И это "кое-что" позволило освежить память, а заодно и оценить звучание этих ретро-аппаратов с позиции дня нынешнего. И всё не столь очевидно, как, возможно, кому-то может показаться. А начался этот "ренессанс" с акустических систем. По сути ничего нового (из старо

Отвечая на вопрос вынесенный в заголовок: конечно же нет. Но если речь не о времени и общественно-политическом строе, а о вещах - артефактах той эпохи, то "pourqoui pas". В частности речь о аудиоаппаратуре, выпущенной в СССР, коей у наших граждан сохранилось весьма значительное количество. Скажу сразу и прямо: у меня советской аудиотехники в настоящее время нет, но лишь по той причине, что найти интересующие меня модели в состоянии "капсула времени" либо невозможно, либо очень дорого. А в том техническом и косметической состоянии, в каком сейчас на вторичке предлагается большинство экземпляров, они мне совершенно не интересны. Тем не менее после 2000-го года пусть немного, но кое-что из советской аппаратуры у меня побывало. И это "кое-что" позволило освежить память, а заодно и оценить звучание этих ретро-аппаратов с позиции дня нынешнего. И всё не столь очевидно, как, возможно, кому-то может показаться.

А начался этот "ренессанс" с акустических систем. По сути ничего нового (из старого) у меня не появилось. Всё это уже было у меня в 80-е, но если тогда от звучания тех же 35АС (35АС-212 "S-90", 35АС-216"Орбита" и 35АС-218"Амфитон" - после введения нового ГОСТ 012,016 и 018 соответственно) я был в восторге (ну а что вы хотите от того, кто в ту пору слаще редьки ничего не пробовал), то "однажды, двадцать лет спустя" я понял как же ошибался в своих тогдашних оценках. Ни "S-90", которыми со мной рассчитались за некую услугу (в косметическом состоянии на "троечку", но технически полностью исправные), ни 35АС-016"Орбита" приобретённые по случаю в состоянии новых (собственно потому и купил) не только не впечатлили, а полностью разочаровали. На их фоне даже 25АС-309 от электрофона "Арктур-004", купленные примерно тогда же и в хорошей "косметике", по звуку показались даже приятнее. По крайней мере на "серединке" и "верхах". А вот проблемы по басу были у всех. Но разные. У 25АС бас "картонный" поскольку акустическое оформление АС - закрытый ящик, а внутренний объём явно маловат. У 35АС бас -это скорее НЧ-гудение, но на серьёзных жанрах. А вот на поп-музыке они басят (или, скорее колбасят) хорошо (Dolbiт Normal'no). Вот только я к тому времени попсу если и слушал, то по минимуму.

-2

Однако стоит заметить что и среди систем серии 35АС были более удачные версии. Но сегодня речь о конкретных моделях и тут мне добавить нечего.

Но что меня удивило, так это скромные советские полочники Вега 15АС-109. Такими комплектовался электрофон Вега-109 и ещё несколько изделий Бердского радиозавода. Собственно мне они достались именно с Вегой-109, но поскольку сам электрофон был неисправен (ремонтировать его я счёл нецелесообразным), то эти АС я подключил к дочериному муз.центру LG и ох...простите, удивился тому, как он зазвучал. Вряд ли я сильно ошибусь, если скажу что то, что сейчас продаётся в магазине за 20 тыс.руб. и в подмётки не годится 15АС-109 по звуку. Правда и то время, когда такие АС можно было купить за тысячу-полторы (лет 15 назад), уже в прошлом. Нынче 15АС-109 на вторичке стоят в среднем от 3500 до 5000. Но это тоже вполне приемлемо.

А вот усилителя Одиссей - 010 у меня в 80-е не было. Было море других, а вот с "Одиссеем" как-то не срослось. Хотя модель была широко распространённой и чисто технически я её мог приобрести: на прилавках магазинов мне этот усилитель встречался неоднократно, а его цена 350Р была в тех разумных пределах, которые я старался не превышать. Но чего не было в 80-е попало мне в руки году эдак в 2009-м или 2010-м. Да, в нерабочем состоянии, но внешне - более-менее. Несколько лет у меня до этого агрегата руки не доходили, да и уверенности в целесообразности восстановления не было. Но потом у меня появился приятель, который (по его же словам) отремонтировал столько 010-х, что впору писать по ним диссертацию. И вот он мне этот аппарат восстановил за чисто символическую сумму (я оплатил лишь стоимость заменённых деталей).

Послушав "Одиссей" после ремонта и сравнив его звучание с 2-х блочным Technics (SE-A5/SU-A6 mkII) я убедился в том, что наш по звуку если и уступает, то совсем немного, а стоит при этом чуть ли не в 10 раз меньше (речь о ценах на 2015 год). Ну да, у "Техникса" в активе "стрелочки" и всё такое, но если задача стоит получить хороший звук за минимальную цену, то тут "Одиссей" (как и многие из его собратьев из СССР) - рулит. Поэтому я прекрасно понимаю своих соотечественников-меломанов, которые до сих пор пользуются системами большинство компонентов которых на задней стенке имеет надпись "Сделано в СССР". Ну нет у людей возможности покупать новые компоненты за сотни тысяч рублей каждый. А музыку слушать хочется. Вот и приходится поддерживать в рабочем состоянии то, что есть. Да, иногда можно найти альтернативу на Али-Экспресс, но там тоже та ещё лотерея. Можно найти как что-то вполне пригодное, так и наоборот.

Но был у меня и период, когда я рассматривал приобретение советских аппаратов исключительно ради одного: использование их в качестве фонокорректора для винила. Для этого покупка интегрального усилителя виделась нецелесообразной, а вот предварительный усилитель использовать в данном качестве можно вполне. Вначале я купил предусилитель Радиотехнике УП-001. Купил для друга, но и сам какое-то время им пользовался. И скажу так: фонокорректор там отличный. А для той цены (я его тогда купил за 800₽) так и вообще. А затем я и себе приобрёл предусилитель Амфитон УП-003 и с той же целью: использовать его в качестве фонокорректора. И результат снова порадовал. Правда "Амфитон" обошёлся мне чуть дороже (1500₽), но посмотрев сколько за него просят сейчас (в среднем 10-15 тыс. ₽) понимаешь что тогда (в 2010 году ориентировочно) это было просто даром. Но сейчас покупать предусилитель за 15 тыс. только ради фонокорректора - нонсенс. За такую цену можно купить новый отдельный фоник, который окажется ничуть не хуже, а то и лучше. А вот предусилитель в паре с мощником... Тот же комплект от "Амфитона" я бы взял. Кстати там ещё и параметрический эквалайзер шёл в комплекте. С таким "трио" поиграться было бы интересно. Но естественно смотря за какую цену. И смотря в каком состоянии.

Сообразили бы "на троих" при средней цене "вопроса" в 30 тысяч ₽? Хотя импортный аналог будет дороже в 2-3 раза.
Сообразили бы "на троих" при средней цене "вопроса" в 30 тысяч ₽? Хотя импортный аналог будет дороже в 2-3 раза.

Но, увы и ах. Сегодня и за советскую аппаратуру просят немалые деньги. При этом её состояние порой оставляет желать лучшего. И кроме как "Конец прекрасной эпохи" текущий период нашей жизни не назовешь.