Зарубежный фильм военных времён. Фильм-нуар, в котором запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Вообще-то ч/б фильмы мой мозг воспринимает достаточно плохо, но данный фильм настолько оказался хорош, что я даже перестала обращать внимание на то, что он нецветной.
Судя по краткому описанию возникает мнение, что героиня в главной роли начинает терять рассудок из-за того, что на неё влияет дом, в котором когда-то убили её тётю. Но всё же здесь идёт речь о совершенно другом...
Итак, как же не поверить, когда тебе говорит о чём-либо самый близкий человек да ещё с такой уверенностью? Ведь куда проще усомниться в себе, при этом поверив близкому человеку. Глядя данный фильм, хочется напомнить и подчеркнуть - доверяй в первую очередь себе и лишь потом окружающим, даже если это самые твои близкие люди.
Как вам постоянные вопросы: куда пошёл? с кем пошёл? надолго? И такие комментарии: не делай сам, не ходи туда, не общайся с ними?
- Забота и комплименты противоположному полу в присутствии своей второй половины.
- Не даёт общаться с окружающими, "не желает, чтобы чужие бродили по его дому (хотя зачастую дом и не его вовсе).
- Внушает жертве, что с ней что-то не так, что она неважно себя чувствует.
- Нет сочувствия, сожаления. Почему бы не обнять жену, когда ей плохо, когда она просит об этом? Куда вдруг ушла былая любовь, после того как сбылась мечта жить в большом доме?
Это те действия,
которые осуществлял супруг главной героини. И именно эти действия дали повод усомниться в себе и в своей адекватности. В середине фильма Пола (главная героиня) будто бы понимает, что её намеренно пытаются во всём ограничивать, тогда она уверенно заявляет, что ей нужно выходить из дома, общаться с людьми и она во что бы то не стало пойдёт на встречу, на которую их пригласили, даже не смотря на то, что её "заботливый" супруг без её ведома отправил ответное письмо с отказом.
На встречу они прибыли вместе, так как он не мог отпустить жертву одну. И там её ждал продуманный мужем подвох, очередная манипуляция.
Чтобы окончательно свести жертву с ума в арсенал вступают не только слова, но и негативно влияющие на самочувствие жертвы действия.
И как хорошо, что появляются хоть и посторонние, но заинтересованные лица, которые помогают увидеть истину.
Название фильма
несёт в себе что ни на есть прямое значение, где по газовому освещению становилось понятно, что в доме есть кто-то ещё: когда в одной части дома включают свет, в другой части дома язык пламени становится меньше.
Gaslight так звучит название на английском языке, откуда, кстати пошёл термин газлайтинг, который обозначает форму психологического насилия и манипуляции, при которой один человек (газлайтер) систематически заставляет другого человека (жертву) сомневаться в адекватности своего восприятия, памяти, чувств и даже рассудка.
Так что если хотите знать, как себя ведут настоящие газлайтеры, посмотрите этот фильм - он является не только примером, но и основателем самого термина.