Найти в Дзене

БЛАГИЕ ДЕЯНИЯ ПЕТРА ИВАНОВА

Портрет первого директора Моршанского музея  Петра Петровича Иванова кисти художника Ф.Кличко. 1940 год. Фото из открытого источника.
Портрет первого директора Моршанского музея Петра Петровича Иванова кисти художника Ф.Кличко. 1940 год. Фото из открытого источника.

В детские годы бывала в Моршанском историко-художественном музее каждое воскресенье и не уставала любоваться и восхищаться великолепными коллекциями картин, скульптур, оружия, монет, посуды, мебели… С огромным интересом разглядывала и коллекцию окаменелостей – фрагментов останков вымерших животных – мамонта или шерстистого носорога... Уже тогда задумывалась о том, как все это великолепие, редчайшие и среди них поистине бесценные в историческом или художественном плане предметы оказались в музейных залах. О Петре Петровиче Иванове, основателе Моршанского музея, конечно, знала, рассматривала и созданные его трудами коллекции, воспринимая этого замечательного человека, пожалуй, как кудесника… Но, конечно, подробно познакомиться с жизнью первого директора Моршанского краеведческого музея (уж простите, но по старинке и по привычке буду называть его так, ведь от старого названия его ценность не уменьшится) смогла лишь работая в редакции газеты «Согласие».

Каким Петр Петрович Иванов был человеком? Как жил, как работал? Что любил, о чем думал, к чему стремился? В далеком уже 1997 году обратилась за ответами к сотрудникам музея, съездила поговорить к его сыну Феофилу Петровичу Иванову, которого я знала как преподавателя начальной военной подготовки средней школы № 1, – помогите, мол, дайте покопаться в архивах.

…Щедро наградил Бог талантами Петра Петровича – археолог, исследователь прошлого, художник, краевед, собиратель. И это всего-навсего с тремя классами церковно-приходской школы! В каких условиях ему приходилось учиться, попробуйте представить сами: бедность, пьющий отец, с детских лет труд наравне со взрослыми... В музейном фонде хранится бесценный документ, написанный рукой самого Петра Петровича, - «Моя краткая биография». На старых его пожелтевших страницах – искренний и правдивый рассказ человека, познавшего в жизни и победы, и обиды, и радость творчества.

П.П.Иванов писал о себе предельно просто: «Родился я в г.Моршанске Тамбовской губернии в 1886 году в семье маляра, слесаря-водопроводчика. С 10 лет начал работать, помогать отцу, лудить и паять…». Получив трехклассное образование в церковно-приходской школе, учиться далее юный Петруша не смог. Он рос в большой небогатой семье ( мама Мария Николаевна-белошвейка, домохозяйка, отец Петр Иванович - по-современному разнорабочий, а еще трое братьев Николай, Владимир, Кузьма). Конечно, чтобы всех прокормить, отец много работал сам и заставлял трудиться Петрушу. И, к сожалению, скорее всего даже не понимал, что его ребенок, как говорится, «был поцелован Богом». Так что Петя, с детства много работая, к своим 10, 11 годам уже в совершенстве освоил профессии слесаря и маляра. И при этом еще умудрялся много читать – в первую очередь книги по истории, археологии, искусству… А еще мальчик писал неплохие картины – масляными красками. Так, самостоятельно развиваясь, как он сам говорил, «самоучкой», приобрел знания - и повышающие общий образовательный уровень, и необходимые при изображении природы с натуры.

В рабочем кабинете. Фото из открытого  источника.
В рабочем кабинете. Фото из открытого источника.

В 1903 году 17-летнего Петра Иванова судьба свела с Василием Петровичем Лотиковым (будущим председателем уездного комитета партии большевиков, а тогда – учителем двухклассного приходского училища), пробующим свои силы не только на поприще народного просвещения, но и в искусстве живописи. Молодые люди подружились и много времени проводили вместе в окрестностях Моршанска на художественных этюдах… Отец пытался запретить Петру тратить время (и главное – деньги!) на эти, по его мнению, «несерьезные» занятия, между ними часто возникали перепалки, и после очередного скандала Петр Петрович из отцовской семьи ушел, стал жить «сам себе хозяин».

К тому времени у него уже имелась небольшая коллекция исторически и художественно значимых предметов – часть будущей экспозиции музея, которая хранилась на чердаке его родительского дома под камышовой крышей. Уже тогда (примерно 1904 год) молодой человек серьезно занимался коллекционированием, и в поисках ценных предметов, не стесняясь, заглядывал в старые здания, сараи, развалины домов. На предмет обнаружения окаменелостей исследовал он и речные обрывистые берега, почвенные слои.

1906 год запомнился Петру Петровичу Иванову участием в художественной выставке в Нижнем Новгороде. В 1907 году он принял участие в выставке Московского общества любителей художеств, которая работала на Малой Дмитриевке. Молодой художник из Моршанска имел успех - две его картины были проданы за 250 рублей. В 1908 году на той же выставке ценителями искусства были приобретены еще две картины кисти Иванова, и за гораздо большие деньги! Кстати, в то время Петр Петрович познакомился в Москве с известными художниками братьями Константином и Сергеем Коровиными. Один из них в знак признания таланта молодого моршанского художника подарил ему на память палитру, и Петр Петрович потом не раз позировал с ней перед фотографом.

В московский период жизни П.П.Иванов и В.П.Лотиков из экономии снимали одну квартиру. Василий Петрович тогда за проводимую в Моршанске революционную агитацию был выдворен из нашего города и, окончив бухгалтерские курсы, работал в столице в конторе фабриканта Пермякова. Обычно Петр Петрович проводил в Москве только зимние месяцы, на лето уезжая в Моршанск за вдохновением - ходил на этюды, писал картины, собирал старину. А к зиме вновь возвращался в Москву, привозил туда новые живописные полотна и представлял их на творческих выставках. В столице П.П.Иванову тоже жилось трудно, чтобы подзаработать, он оформлял рекламу магазинов и за копейки продавал свои акварели, то есть, как сам признавался в «Биографии», «халтурил».

В 1912 году Петр Петрович вернулся в Моршанск с твердым намерением открыть музей (его регулярно пополняемая коллекция нуждалась в стационарном размещении). А отцы города почему-то не воспринимали Иванова всерьез, считая заурядным старьевщиком. В 1916 году Петра Петровича мобилизовали на первую мировую (империалистическую) войну (он нес нестроевую службу в полку ополчения в Нижнем Новгороде). В Моршанске появился уже летом 1917 года, основательно подорвав на военной службе свое здоровье.

Моршанский музей на фото  30-х годов прошлого века. Таким он был, когда здесь работал П.П.Иванов. Фото из  открытого источника.
Моршанский музей на фото 30-х годов прошлого века. Таким он был, когда здесь работал П.П.Иванов. Фото из открытого источника.

Немного придя в себя, Петр Петрович вновь принялся за организацию в городе краеведческого музея. На тот момент в его коллекции насчитывалось уже 2500 (!) экземпляров. И переломный революционный период позволил существенно ее пополнить – П.П.Иванов спасал от уничтожения предметы старины и искусства из разоренных помещичьих усадеб Моршанского и близлежащих уездов, из богатых купеческих особняков, старинных церквей и соборов. Напомню только об общеизвестных фактах: благодаря заступничеству Петра Петровича удалось спасти от уничтожения крест старейшего моршанского собора – Софийского, который в 30-е годы прошлого века был разрушен; скульптурный бюст императрицы Екатерины Второй – основательницы Моршанска; деревянные скульптуры из сельских церквей; картины, старинную мебель из имения Бенкендорфов в Сосновке… В коллекции появились и русские национальные костюмы, предметы крестьянского быта – прялки, детские игрушки, вальки, пряничные доски 19-го – начала 20-го века.

На тот момент давняя мечта Петра Петровича Иванова уже исполнилась – в апреле 1918 года музей в Моршанске в здании бывшего магазина купцов братьев Кавериных был наконец-то открыт (возможно, благоприятному решению вопроса в том числе способствовала и протекция В.П.Лотикова, близкого друга Петра Петровича). Он стал первым в Тамбовской области уездным краеведческим музеем. Основой его экспозиции была личная коллекция П.П.Иванова (более 2500 предметов), он же стал и первым директором музея. Кстати, в своем «Завещании» (хранится в музейных фондах) Петр Петрович особо указывал, что передает собрание редкостей в дар городу с условием его не дробить и не передавать в другие музеи.

На раскопках. 30-е годы прошлого века.  Фото из открытого источника.
На раскопках. 30-е годы прошлого века. Фото из открытого источника.

А в 1927 году, как рассказывала главный хранитель музея Г.В.Казина, Главнаука выдает Петру Петровичу Иванову Открытый лист на право производства археологических раскопок. И в следующие 10 лет он производит основательные раскопки Елизавет-Михайловского, Пановского и Крюково-Кужновского могильников, которые датируются 8 – 11 веками. Эти раскопки открыли 869 погребений. Причем, одна только коллекция Крюково-Кужновского могильника, известная и в нашей стране, и за ее пределами, могла бы стать гордостью любого большого музея! При исследовании могильников Петр Петрович применял самые современные по тем временам научные приемы, отвечающие всем археологическим требованиям, а к проводимой работе относился с большой ответственностью.

В 1952 году на основе дневников раскопок П.П.Иванова вышла в свет книга «Материалы по истории мордвы 8 – 11 вв.», в 1969 году – книга «Средне-Цнинская мордва 8-11 вв.». Материалы по археологии, собранные Петром Петровичем, и сегодня используют в своей работе ученые из Москвы, Саранска, Пензы, зарубежные историки. Археологический материал, который хранится в Моршанском музее, по отзывам многих историков, по полноте, богатству и научной доброкачественности представляет большую ценность. При этом система его консервации и хранения, воплощенная П.П.Ивановым, служит образцом для многих центральных музеев! Вот так.

Научные исследования, археология, раскопки – эта работа стала для Петра Петровича Иванова смыслом всей его жизни. А вот с чего все началось (читаем отрывок его воспоминаний из тетради «Как я стал археологом», хранящейся в фондах музея): «Однажды мне попала книга Тейлора «Первобытная культура», а затем еще ряд книг по археологии и этнографии. Читал я их с большим удовольствием и думал, а что, жили ли древние люди и в нашей местности, где теперь город Моршанск? Можно ли найти какие-либо древние вещи в земле, и где? Как их следует искать?».

И вот однажды летом сидел себе Петр Петрович Иванов в своем дворике на скамеечке и рисовал с натуры красные цветы. В это время к нему подошла нищая старушка – одежда и сума ее были в сплошных заплатах. Она обратилась к художнику с просьбой подать ей Христа ради милостыню. И между ними состоялся интересный диалог:

-Откуда вы, бабушка?

-Я-то? Из Ракши, вот ходим, побираемся…

-Что же, бабушка, у вас в деревне хлеба нет?

- И, милый, какая наша земля – песок, бугры да лесок, хлеб родится плохо.

- А что, бабушка, на ваших песках не попадаются ли такие вещи? – спросил ее Петр Петрович и вынес из комнаты старинную кремневую стрелу, которую ему как-то подарил один родственник.

- И, милый касатик, да таких стрел у нас на бугре много, вот как в лес за грибами да за ягодами пойдешь, много их найдешь…

- Бабушка, а черепков от горшков не попадается?

Нищенка и в этот раз ответила Петру Петровичу утвердительно и поинтересовалась, зачем ему это старье нужно. Иванов сказал, что нужно, очень нужно, и дал бабушке денег.

А на другой день рано утром он обулся в лапти, захватил с собой сумку и отправился в деревню Елизавет-Михайловку, или по-другому Малую Ракшу. Сколько же там на песке нашел он кремневых наконечников и глиняных черепков! Осмотрев находки, Петр Петрович сделал вывод, что на территории села Елизавет-Михайловка когда-то очень давно, 5-6 тысячелетий назад, тоже жили люди. С того момента он и «заболел» археологией.

В этой связи вспоминаются заметки П.П.Иванова в моршанских газетах «Смычка» и «Большевик», опубликованные в 30-х годах прошлого столетия. Он обращался к читателям с настоятельной просьбой как можно бережнее относиться к обнаруженным в земле окаменелостям (фрагментам скелетов древних животных). О каждой сообщать в музей и до приезда музейных работников не поднимать и не передвигать их. Кроме того, на газетных страницах Петр Петрович часто рассказывал о прошлом родного края, о животных, населяющих нашу местность в стародавние времена, об обычаях племен, живших здесь в эпоху неолита… Очень высокой работоспособности был человек, учитывая его участие в археологических раскопках, формировании им коллекций, личном изготовлении и оформлении музейных витрин и прочих важных и не очень дел. Кстати, упомянутые выше газетные заметки формировали у читателей научное мировоззрение, просвещали их и образовывали.

На раскопки  древне-мордовских могильников приезжали и моршанские студенты - послушать лекции П.П.Иванова. Фото из открытого источника.
На раскопки древне-мордовских могильников приезжали и моршанские студенты - послушать лекции П.П.Иванова. Фото из открытого источника.

…Интересными воспоминаниями об отце поделился со мной старший сын Петра Петровича участник и инвалид Великой Отечественной войны Феофил Петрович Иванов. «Мы с братом Аркадием, - говорил он, - любили, когда отец брал нас на раскопки. Как сейчас помню его бородатого, то с веничком, то с леечкой в руках - он разработал собственную технологию ведения раскопок. Однажды мы с братишкой, роясь в песке, нашли монетку, ну и, конечно же, сразу отдали ее отцу - он нас к этому приучил: что находим, все передаем ему. Отец тогда очень обрадовался, дал каждому по три куска сахара – для него та находка была важной, по монете он надеялся установить возраст захоронения. Потом и сам деньги находил, посылал их в Академию наук. На раскопках, - продолжал Феофил Петрович, - отец работал непременно босой, борода и усы от медной пыли были зеленые, тогда-то, возможно, он и подорвал свое здоровье. Да и тюрьма для него бесследно не прошла. Ведь в 1932 году по заявлению недоброжелателя нашего отца арестовали как вредителя. Когда разобрались, конечно, отпустили и полностью реабилитировали, но здоровье отца с тех пор заметно ухудшилось».

Феофил Петрович рассказывал мне и о дружбе его отца с известным преобразователем природы И.В.Мичуриным. Оказывается, они часто встречались. Иван Владимирович присылал Петру Петровичу в подарок гибриды плодовых деревьев. Около дома, где жила семья Ивановых, вырос прекрасный плодоносящий сад. К сожалению, после того, как Петр Петрович умер, от того сада ничего не осталось… Шел 1942 год, время было тяжелое, военное, яблони да груши порубили на дрова.

Петр Петрович Иванов и Иван Владимирович Мичурин. Ксерокопия фотографии, опубликованной в газете "Согласие" в 1997 году.
Петр Петрович Иванов и Иван Владимирович Мичурин. Ксерокопия фотографии, опубликованной в газете "Согласие" в 1997 году.

…В продолжение нашей беседы Феофил Петрович показал мне первый нарисованный его отцом, тогда девятилетним мальчиком, простыми малярными красками небольшой пейзаж. Спросил: «Ну, что скажете? Талант чувствуется?». Присмотрелась. Вот ведь вроде сюжет незамысловатый – деревенская мельница, речка, барский дом, а хочется смотреть и смотреть… Купец Попов (Петруша был у него в наемных работниках) тогда предложил отцу мальчика Петру Ивановичу отдать талантливого ребенка в специальную школу, и, конечно, за его счет, но родитель отказался – в семье каждые рабочие руки были на счету. Тогда купец подарил юному художнику золотую пятирублевку, но Петр Иванович эти деньги у него отнял и пропил (П.П.Иванов никогда не скрывал, что был у его отца такой грех).

По словам Феофила Петровича, его родитель работал очень быстро. Небольшую картину мог написать за 10-20 минут; большую – при наличии этюда – за два-три часа. В настоящее время известно более 300 картин кисти Петра Петровича Иванова, большинство из них хранится в коллекции Моршанского краеведческого музея. В том числе прекрасные «Махровые маки» (не их ли рисовал с натуры художник, когда в его двор случайно забрела старушка-нищенка?), трогательные «Скворцы прилетели», романтичный «Берег весной» (этот пейзаж, скорее всего, показывает нам его любимую речку Лештавку, неподалеку от которой художник жил), а еще есть «Дубы», «Березовая роща» (продрогшие на сыром ветру березки зябко жмутся друг к другу среди первых мартовских проталин)… Какие-то работы хранятся в частных коллекциях, в том числе у многочисленных потомков П.П.Иванова.

Моршанский историко-художественный музей. Наши дни. Фото из открытого источника.
Моршанский историко-художественный музей. Наши дни. Фото из открытого источника.

Тут уместно будет сделать небольшое отступление и коротко рассказать о семье Петра Петровича. Он женился по большой любви на дочери известного городского нотариуса Ольги Александровне (в девичестве Пономаревой) – прекрасно образованной, интеллигентной женщине. В 1922 году родился их старший сын Феофил, в 1926-м – сын Аркадий (будущий военный летчик). В 1942 году появилась на свет дочка Маша (это случилось незадолго до смерти Петра Петровича). Став взрослой, она выберет профессию медика и будет работать хирургом в Костромской областной больнице. Их потомки, то есть уже внуки и правнуки Петра Петровича Иванова, бережно хранят память о своем родном человеке, часто приезжают в Моршанск, обязательно бывают в образованном их прадедом музее и даже дарят его сотрудникам уникальные предметы, когда-то принадлежавшие самому Петру Петровичу.

Первый директор Моршанского краеведческого музея П.П.Иванов, как уже говорилось, ушел из жизни осенью 1942 года после тяжелой простуды. А главное дело его жизни – музей продолжает удивлять и восхищать ценителей искусства и знатоков истории своей уникальностью и неподражаемостью. Не забыт и сам Петр Петрович Иванов, к его памяти здесь особо почтительное отношение. Достаточно сказать, что в мае 2025 года, к 139-летию П.П.Иванова в музее проводился научный археологический семинар «Древности финнов в эпоху Средневековья». Он был организован Институтом археологии Российской Академии наук. В здании музея тогда собрались ведущие ученые-историки страны, специалисты по изучению культуры древних финно-угорских племен - к ним относились и те их представители, кто в далеком прошлом проживал на наших территориях. В работе семинара, безусловно, использовались и научные материалы Петра Петровича Иванова.

Светлой памяти П.П.Иванова посвящаются и традиционные концерты, фестивали, встречи, регулярно проходящие в музейных стенах, которые еще помнят самого Петра Петровича. В память о его благих деяниях в 1972 году на фасаде здания была размещена мемориальная доска, где говорится, что с 1918 по 1942 год здесь трудился основатель музея и его первый директор П.П.Иванов. А в 1997 году, учитывая все заслуги перед городом и его жителями, впервые после большого перерыва (с 1917 года) Петру Петровичу Иванову посмертно присвоили звание Почетного гражданина Моршанска. Эту награду он заслужил безоговорочно, и вклад его в российскую историю, в научное просвещение моршанцев (да разве только моршанцев!), в развитие краеведения обжалованию не подлежит.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СТАВИТЬ КЛАССЫ! БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!