В 1980 году режиссер- мультипликатор Роман Давыдов совершил чудо, которое оказалось сродни знаменитой диснеевской «Белоснежке» вышедшей еще до Второй Мировой войны, в 1937 году.
Когда великий Уолт задумал экранизировать знаменитую сказку братьев Гримм в формате анимации коллеги и критики называли это «величайшей глупостью» поскольку тогда считали, что мультипликация искусство исключительно короткого формата.
Даже Микки Маус снискал свою всемирную популярность именно за счет короткометражек, но как знаем американский энтузиаст рискнул и не прогадал - его рисованная сказка получила премию Оскар, причем автору вручили одну большую статуэтку и семь маленьких- по числу главных персонажей мультфильма.
Именно этой работой был дан ответ на вопрос возможно ли снимать полноценные картины, в случае если речь идет мультфильме.
В свою очередь перед нашим Романом Давыдовым стояла несколько иная, но тоже глобальная задача.
То, что в понятие нарисованного кино входят не только забавные истории на пять минут, к тому времени было уже понятно, а вот возможно ли создавать мультфильмы не только на сугубо детскую тематику было не совсем ясно.
Речь в данном случае шла не только о технической стороне процесса - вопрос заключался в том, каким содержанием следовало наполнить подобный творческий продукт, как он должен выглядеть на экране.
Благо случай для решения подобных задач был как раз под рукой - уже совсем скоро должен был случиться юбилей у знакового для всех небезразличных к своей истории события: Куликовской битвы.
Тема при всей ее известности на тот момент была совершенно новаторской. Не только в мультипликации, но и в классическом кино ее еще не затрагивали так что проект Давыдова получался вдвойне непростым однако автор, который в свое время брался за такую большую тему как «Маугли» Редьярда Киплинга трудностей не испугался и более того сумел вместить 143 года отечественной истории в меньше чем полчаса экранного времени и сделал это качественно.
Будущий мультфильм было решено назвать «Лебеди Непрядвы» по имени реки, протекающей недалеко от Дона, на котором состоялось знаменитое сражение. Труд художников, сценариста и режиссера должен был представлять собой глубокое, смысловое художественно-историческое полотно без привычных штампов и клише, как в творческом, так и в историческом плане. В дальнейшем зритель сам увидит, насколько блестяще оказались реализованы авторские замыслы.
Как мы знаем даже из школьных учебников, сражение на Куликовом поле не было явлением одномоментным. За моральной, психологической, экономической и политической его подготовкой стоял труд многих поколений и плодотворная деятельность наших князей (их имена совершенно справедливо упоминаются в своеобразном прологе «Лебедей»).
Этот момент нашел свое отражение в содержании фильма благодаря яркому символизму, который оказался свойственен всей его общей стилистике. Безликая, но жестокая Орда представлена черным потоком, непрерывной мрачной линией за которой остаются смерть и разрушение, а почти апоколептический всадник в свою очередь обозначает ее силу и непобедимость.
Позже он будет появляться в кадре уже в ином значении, но обо всем по порядку.
Как мы говорили, изначально Орда символизирует смерть и страх, которым не в состоянии противостоять, погруженная в феодальную раздробленность Русь, но вот к власти в Московском княжестве приходит Иван Калита и общий настрой постепенно меняется.
Образ иноземных захватчиков еще мелькает в мыслях простого люда, но они продолжают жить и трудиться - ужас перед ордынцами перестает быть паническим и это огромный шаг вперед. Образ того самого всадника возникает лишь где то на периферии сознания народа и он почти готов придти, увидеть и победить.
Те же идеи внушает своему сыну Василию князь Дмитрий Иванович (впоследствии Донской).
В мультфильме он прямо (пусть и несколько патетически) заявляет мальчику, что «не вечен ерем постылый» и «близок день». Недаром же широко раскинулась перед глазами аудитории белокаменная Москва, словно сошедшая с картин русских художников.
Интересно, что во внешней составляющей «Лебедей Непрядвы» очень многое построено на чувственном восприятии, на тех внутренних эмоциях, что кадры вызывают с визуальной точки зрения.
Упомянутая Московская Русь это одухотворенность, сила, вера (не только и не столько религиозная сколько человеческая) когда как волжская ставка темника Мамая предстает в мрачных тонах, ее атмосфера достаточно жесткая, несмотря на то, что сама по себе Орда уже далеко не та, что была при Батые.
Впрочем, сам Мамай достаточно уверен в себе. Узнав о подготовке русских войск к решающей битве с монголами, он сразу дает понять, что не намерен спускать подобное своевольство: «Собаки, молчат, слово покорились, а не досмотришь - горло перегрызут. Разбить их собачьи головы!», а в отношении непосредственно князя московского и вовсе произносит слова, которые выглядят вполне историчными: «Ну, Митька, будешь ты у меня сидеть в колодке на базаре!»- очевидно ордынский владыка не желает идти на компромисс.
Русь тем временем собирает не силы не только народные, но и духовные. Дмитрий Иванович едет за благословением к известному церковному и общественному деятелю своей эпохи: знаменитому подвижнику Сергию Радонежскому.
Вопреки известной советской формуле Роман Давыдов в своей работе уделяет большое внимание роли не только масс в истории государства, но и конкретным личностям - исторические персонажи у него самого и его команды получились убедительными и настоящими - каждый из них достаточно характерен и при этом близок зрителю даже если речь идет о князе.
Нужно отдать должное создателям и в том плане, что весь возможный исторический и легендарный материал оказался ими учтен при работе. Особого внимания заслуживает сцена с ночным объездом Куликова поля накануне битвы.
В ней мы впервые знакомимся с главным воеводой Дмитрия Московского Боброком как раз в тот момент когда он в обществе своего непосредственного руководителя(«куда князь очами, туда мы с мечами») рассуждает о том какой будет завтрашняя рать.
Даже о его предполагаемых мистических способностях мультипликаторы не забыли.
Он отгоняет волков силой одного взгляда и слушает землю подобно языческим волхвам («Слышу я плачет земля надвое: то как старая мать над детьми басурманским языком приговаривает, то как девица русская плачет- тонко так. Ох, и велика будет цена победы. Только ты никому о том не сказывай, княже»), но самые главные слова этой ночью касаются все же тактики и стратегии будущего противостояния.
Князь строго наказывает своему воеводе: «Ты с полком Засадным, жди. Может долго придется ждать, а ты жди».
Эпизод с дальнейшими действиями Боброка в ходе знаменитой битвы станет одним из ключевых в мультфильме.
Принципиально важно, что сама Куликовская битва в «Лебедях» показана максимально подробно вплоть до мельчайших деталей- даже утренний туман(«Утро 8 сентября было туманным») здесь не забыт.
В напряженном молчании бесконечных рядов войск обеих сторон имеет место глубокий смысл - уже через считанные мгновения в смертельной схватке сойдутся две цивилизации, два две силы.
Это без преувеличения столкновение стихий предваряет знаменитый поединок Пересвета и Челубея в котором оба погибают.
Здесь важно взглянуть на внешний образ двух ратников - ордынский богатырь, батыр, сильный, уверенный в победе выходит на битву с русским монахом- воином.
Как тут не вспомнить о библейской схватке Давида и Голиафа, когда великан- филистимлянин пал от простой пращи.
Религиозная аналогия вообще весьма характерная для наших летописей весьма уместна и в данном случае.
Между тем настает решающий миг - стрелы буквально закрывают солнце, вороны испуганной стаей покидают место сражения и две необоримых волны буквально врезаются друг в друга.
На свое место Дмитрий Донской ставит своего доверенного боярина Бренка, а сам с оружием простого воина пьет общую чашу вместе с простыми ратниками.
Здесь же необходимо сказать о том, как гармонично в мультфильме сочетается визуальный ряд и музыка.
Потрясающие мелодии (позже они станут называться «симфоническими картинами») Владимира Кривцова великолепно передают атмосферу сражения.
Звуки традиционных русских песен смешиваются с типично восточными мотивами преобладая одни над другими в зависимости от того кто одерживает верх при этом все также режиссер Роман Давыдов верен своей особой концепции: победы добываются в равной степени и народом и полководцами и приглашает зрителя несколько отвлечься от общей картины битвы, чтобы посмотреть, что происходит на важнейшем ее участке: в Засадном полку.
Главными фигурами в данном случае предстают уже упомянутый нами воевода Боброк и двоюродный брат московского князя Владимир Андреевич. Оба они пристально отслеживают ход сражения, радуясь успехам наших ратников и печалью воспринимая неудачи.
Старому опытному полководцу стоит огромных сил и терпения сдерживать горячего княжеского брата - он понимает, что свежие силы нужно использовать именно в решающий момент постоянно повторяя: «Подождем еще немного»
Но вот уже «совсем худо, к Непрядве подошли» и наконец наступает желанный миг: «Пора, дерзайте братья».
Застоявшиеся ратники горят ненавистью к врагу и желанием проявить себя, доказать свое мужество.
Неожиданным ударом, будто стальной клинок (это визуально отражено в мультфильме) врезаются они в ряды, впадающих в панику ордынцев. Расклад сил меняется диаметрально.
Наше войско гонит обезумевшего от страха врага вплоть до реки Красной Мечи.
Отстоял народ Русь- Землю от погибели. Безликим призраком оборачивается, когда то сильная и могущественная Орда.
Торжественный колокольный звон возвещает о славной победе русского воинства- знамя с изображением Спаса встает над поредевшими рядами славных защитников Родины, матери обнимают вернувшихся живыми мужей и сыновей, «Слава Димитрию Донскому веках» поет хор, а сам князь со светлой улыбкой кланяется своему народу, поверившему в него, принесшему ту самую славу не только ему, но и себе.
В заключение следует сказать об особом визуальном стиле столь впечатляющего мультфильма.
Он снят в уникальном формате динамической картины - известные полотна Глазунова, Васнецова, Нестерова Лебедева и других известных мастеров отечественной живописи здесь переходят из статики в динамику, как бы оживают и становятся еще более содержательными будучи дополненными непосредственно трудом художников- мультипликаторов, которые своей работой полностью доказали, что историческая, «взрослая» мультипликация возможна и сделали к юбилею Куликовской битвы замечательный подарок тем кто ценит, любит и с уважением относится к славному прошлому своей страны.