Сибирь-матушка издавна славилась богатствами своих недр, природными ресурсами, бескрайними лесами и степями. Другое дело, что воспользоваться этими богатствами, ввиду удаленности сибирских территорий и их малонаселенности, было очень трудно. И все-таки сегодня Сибирь стала одной из главных экономических опор страны. Путь к этому статусу был долог и труден. Пройдемся по его основным вехам.
Ясак, ясак давай!
Активное освоение сибирских земель, как известно, началось в конце 16 века, после присоединении к России Казанского и других пост-ордынских ханств. Начиная с походов Ермака, все больше и больше «ратных людей» проникали на территорию Сибири и основывали остроги-крепости, которые не только служили защитой от агрессии коренных народов, но и становились центрами экономического притяжения.
Главным богатством сибирских земель тогда виделась пушнина. Стоимость ее была баснословной. На несколько шкурок соболя можно было справить дом и купить, к примеру, пару коров. Поэтому пушнина являлась для казны важнейшим источником дохода. Но зверя в Сибири было очень много, а желающих добывать его значительно меньше. В основном охотой занимались представители коренных народов, которые не хотели отдавать меха по дешевке за «здорово живешь». Тогда московские правители внедрили в Сибири практику уплаты ясака. Эту подать в виде «мягкой рухляди» (мехов пушного зверя) должны были платить все народы «пришедшие под руку государеву». Взамен им обещалась защита и поддержка, по необходимости. Естественно, внедрение такого «крышевания» проходило со скрипом. Бывало, что «коренные» сначала обещались платить ясак, но по мере того как вооруженные московские отряды покидали их территории, намерение такое ослабевало. В итоге казачьи дружины превратились в ясачных сборщиков и так продолжалось до тех пор, пока практика не закрепилась. При Екатерине II, после переписи сибирского населения, «ясашная повинность» была окончательно упорядочена.
Дела торговые
Естественно, не одной пушниной была ценна Сибирь. По мере разведки территорий, активно развивалась золотодобыча, основывались соляные прииски, ценным товаром стали кости мамонтов, рыба, икра. Все это привело к тому, что в Сибири стало активно приобретать вес купеческое сословие. Торговля позволяла нажить сказочные барыши, даже несмотря на то, что рабочих рук постоянно не хватало, а добыча золота и соли долго велась кустарным способом.
В 17- 18 веках сформировалось особое сословие сибирского купечества, которое умудрилось занять посредническую нишу между Западом и Востоком, успевая торговать и с Европой, и с Азией. Состояния богатейших людей Сибири насчитывали сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей: так, тарский и кяхтинский купец Я.А. Немчинов обладал капиталом в 17 миллионов – немыслимая сумма. И именно купцы, а не государство, поначалу, оказали решающее влияние на формирование общесибирского рынка, развитие транспортных коммуникаций и обрабатывающей отрасли. Они же организовали первые промышленные производства в Сибири.
Велик был вклад купечества и в культурное развитие сибирских территорий. На средства купцов строились и украшались церкви.
«Широкий размах приобрела купеческая благотворительность – во многом благодаря купеческим пожертвованиям в Сибири развивались такие социальные сферы, как здравоохранение, народное просвещение, благоустройство городов. Хорошо известны имена сибирских купцов – наиболее крупных жертвователей на самые разнообразные нужды не только своих городов, но и других областей огромной страны. Сюда относятся томичи М.А. Мыльников, С.Ф. Хромов, Ереневы, красноярцы М.К. Сидоров, Щеголевы, Гадаловы, иркутяне Баснины, Сибиряковы, Трапезниковы, Хаминовы и целый ряд других людей», - утверждают авторы «Первого энциклопедического словаря по истории купечества».
В целом в конце XVIII – начале XX в. купечество являлось важнейшим элементом в структуре сибирского социума, без которого было немыслимо развитие хозяйственной и культурной жизни Сибири.
Великий сибирский путь и аграрные успехи
Однако, до эффективного и масштабного освоения сибирских богатств было еще далеко. На многих приисках и производствах работали каторжники, а, как известно – рабский труд не эффективен. Очень слабо была развита транспортная инфраструктура. Поэтому в феврале 1891 года было принято решение о строительстве железной дороги одновременно из двух точек - от Челябинска до Владивостока - навстречу друг другу.
Строительство основной линии закончилось в 1898 г. Сибирская магистраль стала самой протяженной железной дорогой не только в России, но и в мире. Однако магистраль оказала противоречивое влияние на экономику Сибири. С одной стороны, она втянула Сибирь в общий поток капитализма, с другой - в Сибири получили быстрый рост лишь те отрасли, которые не создавали конкуренции для фабрик и заводов европейской части России, что углубляло специализацию сибирских территорий, как сырьевого придатка. В то же время, строительство железной дороги положительно повлияло на развитие золотопромышленности. Увеличился приток капиталов, усилилась роль банков, появились новые акционерные общества.
Второй после золотопромышленности наиболее важной отраслью горного дела Сибири стала каменноугольная, которая своим возникновением и развитием всецело обязана железной дороге. Возросла добыча соли, увеличились промышленные лесозаготовки. Относительно крупными центрами лесопромышленности стали те города, где пересекались железнодорожные и водные пути: Тюмень, Новониколаевск, Томск, Красноярск, Иркутск, Чита. В конце 1890-х гг. сибирский лес начал поступать на мировой рынок.
В начале ХХ века определилась торговая специализация Сибири на производстве зерна, масла и мяса. Житницей Сибири являлась Томская губерния, в которой посевная площадь в 1914 году превысила 4 млн. десятин, из них более 50% пшеницы. Благодаря Сибири, Россия в течение 10 - 15 лет стала одним из крупнейших производителей масла на мировом рынке.
В 1906 году началось проведение столыпинской аграрной реформы. Основная ее цель заключалась в сохранении помещичьего землевладения и создании в деревне новой опоры власти в лице сельской буржуазии.
Переселение на окраины и, прежде всего, в Сибирь, приобрело огромный размах. В 1906 - 1907 годах в Сибири и на Дальнем Востоке выделялись специальные переселенческие районы: Тобольский, Акмолинский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский, Амурский и Приморский. В каждом из переселенческих районов были созданы переселенческие организации. В 1906–1914 годах, по официальным данным, в Сибирь и на Дальний Восток переселились свыше 3,7 млн. человек (домохозяев и членов их семей), вдвое больше, чем за предыдущие 20 лет.
Несмотря на разразившуюся Первую мировую войну Сибирь к 1917 году давала 10% общероссийской добычи угля, 17% меди, 80% золота. Увеличился спрос на лес и лесоматериалы, что способствовало росту лесозаготовок и развитию деревообрабатывающей промышленности. В Красноярске, Новониколаевске, Томске, Тюкалинске и других городах возникли довольно крупные лесопильные заводы, лесные склады. В 1914 году в Сибири насчитывалось 87 лесозаводов со 134 пилорамами; в 1913 году было вывезено свыше 26 млн. куб. древесины.
Таким образом, в начале ХХ в. Сибирь переживала небывалый экономический подъем, связанный с развитием новых для территорий капиталистических отношений.
Советский индустриальный прорыв
Отгремели революции и гражданская война. Большая часть экономики страны лежала в руинах. В то же время во второй половине двадцатых годов XX века руководители молодого советского государства поняли, что мировая революция видимо откладывается на неопределенный срок. А значит в условиях мировой экономической изоляции рассчитывать придется только на себя. Был объявлен курс на ускоренную индустриализацию.
Первым крупным модернизационным проектом в азиатской части России в советское время стало создание Урало-Кузбасского комбината с целью индустриального освоения богатых природными ресурсами сибирских районов. Первыми в рамках проекта строились Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. По планам каждый из них должен был использовать только самые современные технологии в металлургии. в 1930–1933 гг. на промышленное строительство в зоне Урало-Кузбасского комбината было затрачено около 3 млрд. рублей. Причем капитальные вложения с каждым годом планировались и реализовывались с ежегодным значительным увеличением.
В процессе эксплуатации, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский районы в 1938 году произвели 37 млн. тонн угля, тогда как в 1929 г. только 7,3 млн. тонн. В Кузбассе и Черембассе добывалось примерно 2/3 всей добычи в восточных районах СССР. В Сибири в 1938 году добывалось железной руды в 154 раза больше, чем в 1913-м. Выплавка чугуна увеличилась с 255,5 тыс. т в 1932 году до 1471,3 тыс. т в 1937-м, выплавка стали – в 30 раз: с 53,6 тыс. т до 1631,6 тыс. т.
Таким образом к началу Великой Отечественной войны экономика страны, в том числе и за счет Сибири, подошла с огромным промышленным потенциалом, что сыграло свою роль в Великой Победе. Помимо этого, в 1930-е годы на новой технической основе были построены десятки предприятий: мелькомбинаты, мясоконсервные, маслодельные, сыроваренные заводы, хлебокомбинаты, макаронные и кондитерские фабрики. В 1937 году в Сибири и на Дальнем Востоке работало 3 крупных сахарных завода. Существенной реконструкции подверглась рыбная и рыбоконсервная промышленность.
В послевоенные годы индустриальный потенциал Сибири неизменно усиливался. Высокими темпами развивались энергетика, горнодобывающая промышленность, цветная металлургия и лесохимия, целлюлозно-бумажная отрасль и новые направления в машиностроении. Среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности в Сибири были выше, чем в целом по СССР.
Одним из крупных проектов, осуществлявшихся в 1950–1960-е годы, было решение так называемой Ангаро-Енисейской проблемы, включавшей строительство каскада мощнейших в мире гидроэлектростанций. В середине 1950-х дала первый промышленный ток Иркутская ГЭС, в 1961 году – Братская, в 1967 году – Красноярская, затем были построены Усть-Илимская и Саяно-Шушенская. Все они производили большое количество дешевой электрической энергии и вносили весомый вклад в модернизацию экономики не только Сибири, но и страны в целом. По удельным затратам на строительство сибирские ГЭС являлись самыми дешевыми в мире. На модернизацию сибирской экономики повлияло открытие крупнейших в мире месторождений нефти и газа в Западной Сибири и формирование здесь нефтегазового комплекса.
Благодаря индустриализации Сибирь в ХХ веке из аграрного края стала промышленной.
Экономические перспективы «Большой Сибири»
Мы, и не только мы, неоднократно писали о том, насколько непросто пришлось экономикам сибирских регионов в пору «перестройки» и экономического упадка 90-х годов. Конечно выручила тесная спайка регионов «Большой Сибири» а также созданная Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». И распоряжение первого Президента страны, важнейший пункт которого гласил: «Оставлять в распоряжении членов ассоциации 10 процентов продукции, производимой предприятиями, расположенными в регионе, для формирования территориального фонда товарных и сырьевых ресурсов на основе региональных балансов производства и потребления с целью реализации этой продукции как внутри страны, так и за рубежом»; и тесная экономическая интеграция, решение проблем сообща – позволили преодолеть кризис и войти в XXI век с достойными экономическими показателями, которые продолжают улучшаться.
Сегодня макрорегиону «Большая Сибирь» уготована важнейшая роль в развитии экономического потенциала страны – гласит «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2035 года». Утверждено восемь перспективных направлений: лес, алюминий, драгметаллы, цветные и редкоземельные металлы, туризм, сельское хозяйство и пищевая промышленность, нефть и газ, уголь. Полное развертывание этих производственных кластеров предполагается в период 2030-2035 годов. Предполагается, что в Сибири будет создано более полумиллиона новых рабочих мест и привлечено более 16 триллионов рублей инвестиций.
Стратегия предполагает комплексное развитие различных видов транспорта, включая трубопроводный. А во всех сферах развития экономики предполагается инновационный подход. При этом крайне важно решить вопрос рабочих ресурсов, что предполагает значительное расширение и обновление инфраструктуры, влияющей на качество жизни людей во всех регионах «Большой Сибири».
Если пункты стратегии развития будут выполнены, нет сомнения, что перед экономикой макрорегиона откроются новые перспективы и уникальные возможности.