Найти в Дзене
Русский Эстет

День Московского транспорта: «Конка, догони цыплёнка!»

Москва готовится к масштабному празднованию Дня Московского транспорта 12 июля 2025 года.

Центральным событием станет грандиозный парад раритетной и современной техники, который покажет эволюцию городского общественного транспорта от первых конных трамваев до высокоскоростных электробусов и даже перспективных беспилотных транспортных средств.

Парады московского ретротранспорта проводятся ежегодно с 2014 года при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина и собирают десятки тысяч зрителей. 

Маршрут парада исторического транспорта. Источник: Telegram-канал департамента транспорта Москвы https://t.me/DtRoad/49587
Маршрут парада исторического транспорта. Источник: Telegram-канал департамента транспорта Москвы https://t.me/DtRoad/49587

Кстати, в XIX веке о первых конных трамваях москвичи в шутку говорили: «Конка, догони цыпленка!», подразумевая, что едут они очень медленно. Сегодня средняя скорость московского трамвая обычно находится в диапазоне от 12 до 16 км/ч, а на отдельных участках пути может и вовсе достигать 25 км/ч!

Но что представляла из себя конка и как она появилась в Москве? И правда ли, что когда-то можно было прокатиться на конном трамвае у стен Кремля?

Москва, 	Конка № 50. Фотография, 1902 г. (примерно). Источник: https://transphoto.org/photo/1209498/?gid=2311
Москва, Конка № 50. Фотография, 1902 г. (примерно). Источник: https://transphoto.org/photo/1209498/?gid=2311

Итак, конструкция конки представляла собой вагон, установленный на рельсы, приводимый в движение парой лошадей.

Первая линия конки протяжённостью 4,5 версты (примерно 4,8 км) была запущена 7 июля (25 июня по старому стилю) 1872 года. Строительство длилось всего месяц! Её маршрут проходил от Ильинских ворот современного района метро Китай-город до Брестского (Белорусского) вокзала. Рельсовый путь, проложенный по улицам Москвы, требовал значительных инженерных усилий и адаптации городской среды. Поэтому инициатором строительства выступило «Первое общество железно-конных дорог», получившее концессию от Московской городской думы.

Ильинские ворота. Фотография, 1900 год. Источник: https://retromap.ru/show_pid.php?pid=78012
Ильинские ворота. Фотография, 1900 год. Источник: https://retromap.ru/show_pid.php?pid=78012

В 1872 году Ильинские ворота были важной точкой на первой линии московской конки, которая была открыта к Политехнической выставке. Линия конки от Ильинских ворот вела к Рязанскому вокзалу (ныне Курский вокзал) и далее к Сокольникам. Также от Ильинских ворот шла линия до Рогожской заставы, а ещё одна линия вела к Пресненской заставе через Никитские ворота. 

Маросейка от Ильинских ворот. Конка с рекламой «Коньяк Шустова». Фотография, 1895-1905 годы. Источник: http://www.peshegrad.ru/sites/default/files/pictures/konka-s-reklamoj-konyak-shustov.jpg
Маросейка от Ильинских ворот. Конка с рекламой «Коньяк Шустова». Фотография, 1895-1905 годы. Источник: http://www.peshegrad.ru/sites/default/files/pictures/konka-s-reklamoj-konyak-shustov.jpg

Особое внимание привлекала конка, проложенная по Красной площади. Согласно историческим документам, разрешение на её строительство было выдано Городской Думой в 1874 году. Этот маршрут, соединявший Кремль с торговыми рядами, имел не только практическое значение, облегчая перемещение пассажиров и грузов, но и символическое, подчёркивая стремление к модернизации городского пространства. Однако, по свидетельствам современников, использование конки на Красной площади вызывало неоднозначную реакцию из-за нарушения исторического облика площади.

Конка на Кремлёвской набережной. Раскрашенная открытка, начало 1900-х годов. Источник: https://tram.ruz.net/history/kartinki2.htm
Конка на Кремлёвской набережной. Раскрашенная открытка, начало 1900-х годов. Источник: https://tram.ruz.net/history/kartinki2.htm

Конка быстро завоевала популярность, став востребованным средством передвижения. Маршруты пролегали по ключевым магистралям: Тверской улице, Садовому кольцу и другим важным артериям, обеспечивая сообщение между различными районами города. Двухэтажные вагоны (империалы) позволяли максимально увеличить пассажировместимость, отвечая растущему спросу на общественный транспорт. По данным «Статистического атласа города Москвы» (1892), протяжённость конных линий к концу XIX века превышала 50 верст, что свидетельствовало о широком распространении данного вида транспорта.

В газетах восторженно отзывались о новом средстве передвижения по Москве:

«Вагоны очень красивы, и по изяществу отделки и удобству не оставляют желать ничего лучшего. Сидения устроены наверху и внизу вагонов, всего на 40 человек, полагая по 10 человек на каждой скамейке».

Однако, наряду с преимуществами, конка обладала и рядом существенных недостатков.

«Вагоны железной дороги переполнены публикой, по преимуществу едущей просто ради любопытства, посмотреть, как это ездят по таким дорогам», - писал журналист «Русских ведомостей».

Низкая скорость передвижения, обусловленная физическими возможностями лошадей, а также загрязнение города отходами их жизнедеятельности, стали сдерживающими факторами дальнейшего использования конных трамваев. По мере развития технологий возникла потребность в более современном и эффективном транспорте.

Поэтому в начале XX века конка начала уступать позиции электрическому трамваю, который превосходил её по скорости, вместимости и экологичности.

Трамвай между Кремлевской стеной и Историческим музеем. Фотография, 1914 год. Источник: https://pastvu.com/p/55542
Трамвай между Кремлевской стеной и Историческим музеем. Фотография, 1914 год. Источник: https://pastvu.com/p/55542

Последняя линия конки в Москве прекратила своё существование в 1911 году, ознаменовав завершение эпохи конно-железных дорог и открытие новой главы в истории московского транспорта. Конка, тем не менее, оставила заметный след в городской культуре и инфраструктуре, став важным этапом на пути к современной транспортной системе столицы.