Найти в Дзене
За кадром

Иди и смотри: 4 фильма, которые сформировали режиссера «Никто»

На этой неделе в США состоялась премьера нового фильма Ильи Найшуллера «Главы государств». Накануне релиза режиссер, известный своим уникальным визуальным стилем, назвал четыре картины, которые сформировали его как автора. Это неожиданный и эклектичный список, который помогает лучше понять, откуда берутся энергия, дерзость и глубина его работ. Goldfinger (1964) Третий фильм о Джеймсе Бонде, в котором агент 007 (Шон Коннери) противостоит миллионеру Аурику Голдфингеру (Герт Фрёбе), одержимому золотом. Бонд должен помешать злодею взорвать «грязную» бомбу в Форт-Ноксе, что приведет к обесцениванию американского золотого запаса и многократному росту стоимости золота самого Голдфингера. Выбор, который объясняет любовь Найшуллера к стильному, изобретательному и немного ироничному экшену. «Голдфингер» — это эталон жанра, где впервые появились все канонические элементы бондианы: гаджеты, Aston Martin, харизматичный злодей и невероятно поставленные трюки. Именно отсюда растут ноги у того самого
Оглавление

На этой неделе в США состоялась премьера нового фильма Ильи Найшуллера «Главы государств». Накануне релиза режиссер, известный своим уникальным визуальным стилем, назвал четыре картины, которые сформировали его как автора. Это неожиданный и эклектичный список, который помогает лучше понять, откуда берутся энергия, дерзость и глубина его работ.

Голдфингер

Goldfinger (1964)

Третий фильм о Джеймсе Бонде, в котором агент 007 (Шон Коннери) противостоит миллионеру Аурику Голдфингеру (Герт Фрёбе), одержимому золотом. Бонд должен помешать злодею взорвать «грязную» бомбу в Форт-Ноксе, что приведет к обесцениванию американского золотого запаса и многократному росту стоимости золота самого Голдфингера.

Великобритания, США, реж. Гай Хэмилтон | Кинопоиск — 7.6
Великобритания, США, реж. Гай Хэмилтон | Кинопоиск — 7.6

Выбор, который объясняет любовь Найшуллера к стильному, изобретательному и немного ироничному экшену. «Голдфингер» — это эталон жанра, где впервые появились все канонические элементы бондианы: гаджеты, Aston Martin, харизматичный злодей и невероятно поставленные трюки. Именно отсюда растут ноги у того самого «балета насилия», который так любит Найшуллер. Это кино доказывает, что боевик может и должен быть не только зрелищным, но и элегантным.

Семейка Тененбаум

The Royal Tenenbaums (2001)

История эксцентричной семьи бывших вундеркиндов, которые спустя годы собираются в родительском доме. Глава семейства, Роял Тененбаум (Джин Хэкмен), симулирует смертельную болезнь, чтобы вернуть любовь детей и бывшей жены (Анжелика Хьюстон). Это воссоединение вскрывает старые раны, обиды и невысказанные чувства.

США, реж. Уэс Андерсон | Кинопоиск — 7.4
США, реж. Уэс Андерсон | Кинопоиск — 7.4

Самый неожиданный фильм в списке, который раскрывает Найшуллера не как экшен-режиссера, а как тонкого драматурга. Уэс Андерсон — мастер визуальной симметрии и трагикомедии. Его влияние видно в том, как Найшуллер работает с кадром и цветом, а также в его любви к странным, неидеальным, но вызывающим симпатию персонажам. «Тененбаумы» — это фильм о том, что за самым абсурдным юмором может скрываться настоящая боль и драма.

Олдбой

Oldeuboi (2003)

Обычный бизнесмен О Дэ-су (Чхве Мин-щик) без всяких объяснений оказывается заперт в частной тюрьме на 15 лет. Столь же внезапно он выходит на свободу с телефоном, деньгами и предложением найти своего мучителя (Ю Джи-тхэ). Так начинается его одиссея по миру жестокости и мести, финал которой окажется страшнее любых пыток.

Южная Корея, реж. Пак Чхан-ук | Кинопоиск — 8.1
Южная Корея, реж. Пак Чхан-ук | Кинопоиск — 8.1

Вот он — первоисточник! Влияние «Олдбоя» на творчество Найшуллера невозможно переоценить. Знаменитая сцена драки в коридоре из этого фильма — прямой «предок» всего, что Илья делает в «Хардкоре» и «Никто». Пак Чхан-ук показал, как можно снимать экшен брутально, реалистично и при этом невероятно хореографично. Это кино о том, что насилие — это не просто трюк, а язык, на котором можно рассказать глубокую и трагическую историю.

Иди и смотри

(1985)

История белорусского мальчика Флёры (Алексей Кравченко), который, пройдя через ужасы карательных операций нацистов, за несколько дней превращается из жизнерадостного подростка в седого старика. Это не просто военный фильм, а почти документальное свидетельство абсолютного зла, запечатленное на пленку.

СССР, реж. Элем Климов | Кинопоиск — 8.3
СССР, реж. Элем Климов | Кинопоиск — 8.3

Самый важный и самый страшный фильм в этом списке. Выбор, который объясняет, почему в самых безумных экшен-сценах Найшуллера всегда есть место настоящей, неподдельной боли. «Иди и смотри» Элема Климова — это прививка от любой романтизации войны. Это тот уровень правды и экзистенциального ужаса, к которому стремится любой серьезный художник, работающий с темой насилия. Фильм, который доказывает, что самое страшное оружие — это не автомат, а камера в руках гения.

Никто | Кинопоиск — 7.4
Никто | Кинопоиск — 7.4
Этот список — ключ к пониманию режиссерского метода Ильи Найшуллера. А какие фильмы повлияли на вас? И видите ли вы отголоски этих картин в работах самого режиссера? Делитесь своими мыслями в комментариях!