Найти в Дзене
Тихон Журавлев

Зеркало А. Тарковского. Разглядеть в себе безотцовщину.

Часть четвёртая.

А вот другая женщина. Та, которая с 

водой не выплеснула ребенка. 

-2

  Несомненно, женщине тоже нужна слава, почет, ей тоже необходимо чувство выполненного

предназначения, чувство

собственного достоинства. Но у мужчины одна слава, у женщины другая. Они не противоречат друг другу, но дополняют, создают одно целое. 

  Надежда Петровна - воплощение женского достоинства. Женщина, которая с достоинством несëт свою женскую роль жены и матери. Она гармонична, в своем доме она как рыба воде, она сама в себе, ей хорошо. Она сияет как драгоценный камень в ожерелье, не стремиться затмить собой целое, но прекрасна на своем месте. 

Она смиренна и довольна, и в этом огромная сила, способная по-своему преобразить мир. Ее жизнь это сотворчество, без нее и не было бы и творчества, она мать творчества, мать сына в колыбели, она Богородица, смиренно давшая согласие на воплощение творческого духа. За это ей честь и вечная слава. 

  Еë дом - еë крепость. Чужакам и проходимцам нет здесь места. Насторожилась - как птица у своего гнезда. Кто такие, кто пожаловал? Медлит, присматривается, слушает больше не слова Марии, а свое

сердце. Ей важнее почувствовать. 

Чувствует какое-то несоответствие, фальш: Мать ли это? Что за женщина? 

  Внимательно оглядывает мальчика, потом переводит взыскательный взгляд на Марию. Точно ли мать? 

-3

  Становится доверительной, когда 

Мария поведала суть дела. Женское дело, как женщина женщине. 

  Мать Алеши кривит душой, юлит. Жизнь вроде подталкивает ее пересмотреть свои взгляды и убеждения. Пожертвовать чем-то ради детей. Но как она это делает. Все время дёргая, поддевая сына. Самой неловко, а сына как-бы выставляя виноватым. Дескать, что поделать, вот из-за него пришлось... И все он делает не так: не там сел, закашлялся, зачесался. Она делает из себя жертву обстоятельств. 

Прикрывается детьми, образом заботливой матери. Бедный ребенок. Как стыдно ему за свою мать и горько, что ей приходится так поступать ради него, 

"гробить на него свою жизнь". "... у мамы старые связи... "

   И Мария роняет свои "ценности" на тряпку. "Бог гордым противится... " Жизнь пытается через обстоятельства исправить человека. Женщина, отвергающая свою суть, горделиво бросающая "кухонное

рабство" рано или поздно на этом и 

споткнется - попадет в настоящее

рабство. 

 Надежда Петровна  подчеркивает уважительное отношение к женскому труду: "Вытирайте ноги только - Маша полы мыла." И с достоинством понуждает других уважать домашние дела женщины. 

  Она живет своим домом, наполняет своей заботой и любовью. Чувствуется, что дом живой, одушевленный. Все ее сердце и внимание горит здесь. Во вне, на улице, ничего не растрачивается впустую, сено просто так не горит под дождем - всё к месту, всё к делу. 

  "В доме же она является полной госпожой, здесь обширное поприще, на котором она может выказать все силы своей души, пленяющие своим нежным характером, своей

женственностью.Здесь...практичный

взгляд на вещи... искусство проникать в сердца путями неизвестными, присутствие везде, если не телом, то душой... 

Эти многосложные пружины домашнего управления всегда под рукой, врожденный такт, аккуратность даже в мелочах, 

проворство в рукоделии... "

  От таких не уходят мужья. Такие женщиныне подрезают сухожилия мужчинам - чтобы не ушел далеко, а крутился вокруг их забот. Не унижают достоинства, не обесценивают труд и достижения мужа, а вдохновляют на подвиги, ведь они знают, что он горы свернет ради нее и семьи, когда чувствует за спиной надежный тыл и благодарность за свои труды. 

  Возможно, впервые в жизни, в доме доброй женщины Алеша почувствовал человеческое тепло, заботу. Глядя на свое отражение, ощутил себя сиротой при живой матери.

-4

Здесь он прочувствовал что такое домашний очаг и какую роль в этом играет женщина. 

 "Они сошлись... как лед и пламень." 

Мерцает керосинка - борьба света и тьмы в женщине. Светлой стороны, Богородицы и темной - демонической. Мать и мачеха. Мачеха - собственному сыну.

-5

Другая - мать. Воплощает тот кано-низированный образ женщины, воспетый всеми и знакомый каждому с детства. 

-6

 У чужого очага мальчик оттаял, как Кай бывший в плену у Снежной королевы. На короткое время в кадре Алеша в полутьме, как-будто другой мальчик - повзрослевший, спокойный, ухоженный. 

-7

 - Алеша... - произнес он каким-то детским, жаждущим тепла голосом. В этом голосе надежда отогретой души, тянущейся к источнику тепла. Нет, он не предал матери, но живая душа помимо его воли потянулась к той, кто увидел в нем живую,  страдающую душу. 

   

  Ребенок в колыбели, окруженный кружевами материнской любви и заботы. 

-8

Эта картина все окончательно прояснила. Мария выжимает из себя заботливую мать, нелепо и грубо гладит сына. Она просто не умеет, не знает как дарить любовь - слишком зациклена была на себе, на своих "ценностях". Как тошно ей стало рядом с подлинным материнством, как оно разоблачает ее. 

-9

Алеша смотрит на малыша и мать понимает, о чем он думает. 

  Хозяйка с житейской простотой и  искренне желая угостить Марию, вручает топор - зарубить петушка. Это знак для Марии, добрая женщина здесь ни при чём. 

Мать Алеши убивает белого петушка - своего, невинного. Убивает мужское начало в сыне и своем муже. Несознательно, а по внушению. Топор в руки ей дали под другим, благовидным, предлогом. 

Она становится причастна ко злу по

неведению. Но как бы то ни было страдают все близкие, в том числе и она сама. Она впустила в себя зло. После убийства петушка в лице Марии явственно проступил демонический оскал, ухмылка садистского удовольствия от причинения боли, страдания. Убийства мужского начала из мести. 

-10

  Но "свободная" женщина не в состоянии признать свою вину в разрушении семьи, во зле причиненном мужу и детям. 

  Отвергнув "старый быт", " тряпку", уже не может расстаться со своими "ценностями", со своей "прелестью", несмотря на то, что сама довела себя и детей до нищеты. 

 

 Полетела... 

 Эмансипированная женщина прячет где-то глубоко свою любовь к детям и мужу. Вспоминает о муже, только когда совсем плохо. Зажимает, не дает себе проявить чувства. Вместо этого требует заслужить ее, продает ее, сцеживает

под процент - это и есть условие ее

" свободы ". А если просто любить всем сердцем? Она боится снова стать "зависимой".

  

 Эвридика. 

Укушенная змием. Бросилась бежать, как черт от ладана, из дома женщины, являющей собой образ Богородицы. Что происходит в сердце гордой женщины, когда ей укажут на "тряпку", на ее

несостоятельность как женщины и матери. Бывает по-разному. Похоже, что в этом фильме сердце Марии окончательно зачерствело, укрепилась гордыня. 

 С этого момента она преисполняется решимости не менять свои "ценности", а с удвоенной силой, до последнего вздоха доказывать всему миру - я все могу сама. Работать на трех работах и поднимать детей. Такие матери железной хваткой берутся за детей: кружки, секции, репетиторы и т. д. Натаскивают на достигаторство ценой эмоционального, душевного благополучия детей. Они становятся

средством показать всему миру, какая она молодец, какая хорошая мать. 

Достижения детей - ее достижения. И, конечно, делает их несчастными. 

 "Дитя, беги, не сетуй 

 Над Эвридикой бедной 

 И палочкой по свету 

 Гони свой обруч медный... "  

  Сын Марии вынужден тонко чувствовать, настроение, эмоции матери. Его внутренний мир становится слишком завязанным

на ней, он слишком зависим от ее нестабильного эмоционального состояния. 

-11

Он вынужден улавливать все намеки, оттенки, перемены ее настроения, чтобы как-то вписаться в ее жизнь, не потерять с ней хоть какую-то связь. Во взрослой жизни это сыграет с ним злую шутку. 

   

  "Душе грешно без тела, 

   Как телу без сорочки... " 

  Без тела мы никуда. Без матери нет тела. Без того, что впитываем с молоком матери - тоже никуда. Но то, что получили от матери, что впитали, чем обросли - с тем и живем. Как бы дух наш ни воспарял, куда бы мы ни таскали себя своей волей, разумными стремлениями, но тело, рожденное и вскормленное матерью - всегда с нами. 

     Душа ребенка ищет тепла, материнской любви. Но дом стал мертв, в нем не найти того, чего жаждет душа. Человеческое дитя не детеныш, недополучив

"материнского молока" и заботы(кружева), будет искать замену, где-то добывать хоть

малость там, где есть "атрибуты" материнского тепла и домашнего очага. 

-12

(кружева - "покров матери", весы - уравновешенность и гармония, бутыль с керосином - энергия, тепло матери) 

-13

В лучшем случае он найдет это в обращении к образу Богородицы (зеркало), в клети, в своем собственном внутреннем мире, обращенным к традиции, культуре, 

святым образам. В худшем - в суррогатах, зависимостях, в вечном поиске острых ощущений, впечатлений, легких отношений. 

В чем сакральное предназначение матери, женщины? - сохранять равновесие, поддерживать в равновесии уже созданное,  воплощенное, наполнять содержанием, сберегать добытое. Открывать, создавать, делать из невозможного возможное,  расширять горизонты - не ее задача. 

   Исповедь. 

 В чем винит себя главный герой? В чем обличает его совесть? 

  Был несправедлив? Слишком жесток? Не умел "разговаривать по-человечески"? 

  Нет, вероятно действительной ошибкой была его мягкость, то что он "просто хотел быть счастливым". Но разве мужчина не должен желать счастья? Здесь и загвоздка. 

  Мужчина, глава семьи не может быть просто счастливым в этом "новом мире".

Чтобы спасти свою любимую Эвридику, Орфей не должен был оборачиваться. А главный герой обернулся - и потерял свою жену и детей. Он оказался не готов к тому, что пока он ведет ее к свету, она сама не своя, костерит его почем зря. 

Он вступил с ней, а на самом деле с тьмой, в диалог, вместо того чтобы

игнорировать. Да, это тяжело. Когда

твердость и решимость называют тиранией и абъюзом, когда не никто не подскажет, кончится ли это когда-нибудь. 

Тьма напускает такого страха - кто может выдержать? Когда та, ради которой ты готов на все - готова на все против тебя: убить душу твоих детей, настроить против отца, демонизировать отца. 

Когда она разрушает все, чем жил отец. 

Но оборачиваться, вступать в объяснения все равно нельзя, нужно гнуть свою линию и жить по совести. Привыкнуть жить с ярлыком "тиран", других вариантов нет. 

  Знакомые персонажи на исповеди - демоны, играющие роли доброго и злого полицейского. Одна - с пакетами обвинений, другая - оправдывает, запутывает совесть. Как разобраться - где виноват, а где нет? Не убьет ли патологическая виновность? Как не запутаться, где ложная вина, а где здоровое чувство ответственности. 

  Помимо личной, семейной драмы,  Тарковский вкладывает в фильм такой подтекст:

Ответственность мужчин как создателей традиции, культуры, как защитников. 

  В этом контексте уже вопрос вины  мужчин - предков. Как допустили революцию, как не отстояли свою традицию, культуру. Как поддались сумасбродным идеям, почему не проявили твердость. 

Побоялись, что будут называть тиранами, кровавыми диктаторами? Поддались гуманистическим идеям, вступили с ними в бесконечный диалог, хотели по-хорошему, по-доброму. Но вести бесконечные  разговоры это дело философов, а не правителей. Не проявили твердость,  думали обойдётся, и потеряли страну и культуру, стали посмешищем для  чужаков и дали повод считать себя предателями для потомков. Сами же " победители" впоследствии дали определение тем "диктаторам" - слабохарактерный Николаша, да "маргариновый диктатор".

   Смог ли автор изжить свою вину ипреобразовать в конструктивную ответственность, в какой-то план действий? 

Возможно, этот фильм и есть тот поступок. В нем он преодолел обиду на отца и мать, не обвиняет их, но пытается найти объективные причины их расставания. Этот фильм пророческий, фильм - послание, предупреждение. К чему приводит следование безбожным идеям, обернутым в гуманистические лозунги. 

 ... - Ты кого больше хочешь - мальчика или девочку? 

  Ответ понятен и без слов - "НИКОГО". 

Это ли не пророчество? 

  

  - ... там керосинка коптит. 

 Дом умер, погас семейный очаг. И спешит прочь старуха(не мать), дымящая как паровоз прогресса, - импульсивно, путано, но решительно, - увлекая за собой одинаково бритых мальчика и девочку. 

Испуганная ненавистным "кухонным рабством" (таз с бельем), небрежно и брезгливо бросая домашние дела, к которым тянется ещё по своей натуре девочка, бежит, сама не ведая куда. 

-14

В какое "светлое будущее" ? Какое вообще может быть будущее, если строители отвергли камень во главе угла, завалили отходами все животворящие источники,  осквернили святыни? 

-15

  Крепко держит старуха девочку, крепко взялась за нее: не оглядывайся, только впереди будет тебе "щастье". 

  Мальчик плетется следом сам по себе. А куда он денется - он же зависим. 

   Но он чувствует что дорожка не та, - грязная, и бабка странная, и ведет не к свету, а во тьму, в дремучий лес, в архаику.

-16

Остается взывать что есть сил:

" Отче, спаси! "