Водоразбо́рная коло́нка — приспособление для подачи воды из системы централизованного водоснабжения. Состоит из клапана, эжектора, водоподъёмной трубы и колонны с установленным на ней рычагом. Применяется в населённых пунктах с дефицитом воды, при отсутствии домовых водопроводных вводов. Свои функции на 100 % выполняет при необходимости ограниченного водоразбора. Устанавливается в уолодце на водопроводной сети.
Недостатки колонок:
— ограничение нижнего предела давления в водопроводной сети (неудовлетворительная работа на низком давлении с обязательным замерзанием в зимнее время);
— наличие нижнего фланца для присоединения клапана (при неудовлетворительной установке прокладки при монтаже или обслуживании и наличии грунтовых поверхностных вод в колодце неизбежно попадание этих вод в излив через эжектор, предназначенный для предотвращения накопления воды в колонне и её замерзания).
Защита от замерзания обеспечивалась несколькими факторами. Прежде всего, глубина заложения водопровода была обычно два и более метра, что ниже уровня промерзания грунта. На такой глубине температура всегда оставалась положительной. Важно также то, что после каждого использования в колонке не оставалось воды, которая могла бы замерзнуть и разорвать трубы. Дополнительную защиту обеспечивал металлический корпус колонки, который сам по себе «утеплялся» зимой за счет снежного покрова.
Конструкция была настолько хорошо продумана, что колонки могли работать десятилетиями без серьезного ремонта. Единственным элементом, требующим периодической замены, были кожаные манжеты в эжекторе, но и они служили годами. Удивительно, что для работы колонки не требовалось электричество или какие-то дополнительные источники энергии — вся система работала только за счет давления воды в магистрали и силы тяжести.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь.
Вот ссылка на следующую публикацию этого цикла:
Оказавшись в тесном пространстве нужника Степка услышал шепот:
- Нож дай!.. Если что, стреляй через дверь.
В темноте дядя Прохор, как показалось старшему лейтенанту, стал тихо ковырять заднюю стенку. Потом раздался короткий металлический лязг, следом за ним еще раз звякнул металл о металл. Нижняя часть задней стенки немного отошла наружу. От двух узких световых полосок в помещении стало значительно светлее. Дядя Прохор опять зашептал в Стекино ухо:
- Я подержу стенку... Ты вылезай первым, только постарайся не запачкаться.
Оказавшись на улице старший лейтенант помог выбраться своему товарищу-"приемщику". Из здания полицейского участка доносились шум и крики. Старший лейтенант осторожно выглянул из-за угла. Перез домом теперь разворачивался автобус с большим к красным крестом на задней дверце. Дядя Прохор потянул Степку за рукав:
- Не надо нам здесь задерживаться больше.
Через полминуты они уже миновали проходной двор, перелезли через забор и далее продолжили свой путь по улице быстрым шагом. Резидент теперь говорил в полный голос:
- Ты свой пистолет теперь спрячь подальше...
- А как вы узнали, что нижняя половинка задней стенки у нужника только на крючках держится?
- Я же тебе говорил, что нас до этого выводили по нужде.
- Но крючки только снаружи видно было.
- До выгребной ямы нужно же как-то добраться золотарям снаружи. Такую конструкцию нужника мне довелось встретить в Риге в июне сорок первого. Тогда на то, чтобы выбраться из него у меня ушло около получаса. Я тогда к тому же жутко извозился и руку сильно оцарапал... Так что, тот "опыт сын ошибок трудных", в этот раз пригодился.
- Мы сейчас на квартиру?
- Да. Полагаю, Виктору удастся задержать Юхана до нашего прихода.
После условного стука во входную дверь и её открытием прошло не менее минуты. Бледный Виктор лежал на топчане и держал в руке пистолет. Открыв дверь, Юхан развел руками и произнес, ни на кого не глядя:
- Я все равно сейчас уеду, один или с вами!.. Мне сыну нужно срочно...
- Вы уедете со мной. А Степана с Виктором мы сначала переместим в другое место. Ваш чемоданчик останется у них, чтобы у вас было на одну причину больше за ними вернуться. Устраивает?
- А что будет, если я не соглашусь?
- Юхан, мы так хорошо ладили. Мне бы не хотелось рассказывать сейчас вам про план "бэ".
- Подчиняюсь силе.
- Вот и славно. Сейчас быстро соберемся и покинем это место.
На сборы ушло несколько минут. Дядя Прохор достал из тайника другую "корочку", положив новый документ себе в нагрудный карман. Из тайника были также извлечены и заведены запаснные наручные часы, перочинный нож, пачка шведских крон и другие необходимые мелочи.
Вскоре компания из четырёх подвыпивших мужчин очутилась на улице. Город уже стал погружаться в сумерки. Одного из пьяниц пришлось практически волочь, а двое ещё и пытались что-то петь по шведски и по-фински. Редкие встречные прохожие торопились уступить дорогу пьяной компании или вообще перейти на другую сторону улицы. До одноэтажного длинного дома стоящего на соседней улице, пьяницы добрались за полчаса. Виктор за это время дважды терял сознание. Во дворе перед окном полуподвала, закрытым деревянной двустворчатой крышкой, резидент выдал следующие инструкции:
- Дверь в полуподвал останется закрытой. Там висит старый замок. Зайдем отсюда. Это старый вход в угольную яму. На самом деле сейчас используется другой вход, там, где от него угольная пыль на снегу... В полуподвале холодновато, там только одна стена более-менее тёплая. Она примыкает к угольному котлу, от которого обогревается весь дом. Вести вам себя нужно будет крайне тихо, особенно днём, свет не зажигать, выходить на улицу только при крайней необходимости и в темноте. Истопник у котла работает в первой половине дня. Потом наведывается иногда только проверить работу котла. Он живёт в этом же доме. Меня сейчас Юхан довезёт до финской границы и вернётся за вами ровно через неделю... Так Юхан?
- А у меня есть выбор?
Виктор прихрипел:
- Через пять дней!..
- У тебя рана не успеет совсем зарубцеваться, Виктор!
- Хорошо, через шесть...
- Договорились. Открываем ставни и осторожно опускаем Виктора. Степан, изнутри они также снимаются с крючков и открываются, как стенка в том нужнике...
- Я заметил.
- Мы сЮханом тут потом подметём снег. Судя по тому, что у меня затылок начинает ломить, скоро снег снова пойдёт. Запорошит следы нашего пребывания... Степан, после выхода свои следы на снегу тоже будешь подтирать на всякий.. Если боли у Виктора сильные начнутся, укол сделаешь из содержимого тупоносой ампулы, если температура поднимется, то из остроносой... С водой у вас совсем швах, да и продуктов, что из квартиры унесли, на шесть дней вам скорее всего не хватит.
- Не хватит. Воды только полтермоса. А из продуктов есть только полкаравая хлеба, кусок вяленой оленины и этого... хамола.
- Хамона.
- Продукты и вода на тебе будет.
- Это понятно...
Юхан первый вылез из подвала:
- Через шесть суток в это же время, плюс-минус пара часов. Стук тот же условный будет.
- Счастливой дороги!
Степка обнялся с дядей Прохором в полуподвале. Виктор в изнеможении уже лежал у тёплой стены на каком-то тряпье и смог только поднять ладонь в знак прощания. Дядя Прохор произнёс фразу, в которой можно было уловить оправдательные нотки:
- Мне ещё окольными путями надо будет быстро в Стокгольм вернуться, проконтролировать отъезд Петра в Испанию и прикрыть его при необходимости...
- А где ваша семья теперь?
- В Швейцарии. Хотя я тебе этого не говорил.
- Ясно.
В первую ночь Степке пришлось делать укол, используя жидкость в тупоносой ампуле. Спал Степка, прижавщись спиной к Виктору. который периодически впадал в забытье, а приходя в сознание, просил пить. У концу вторых суток пребывания в подвале у них кончилась вода. Старший лейтенант дождался наступления темноты и осторожно выбрался на улицу, держа пустой термос за пазухой. Свои следы он "подтёр" найденным неподалёку обломком доски. Уличную колонку Степка нашел через два квартала. До этого его внимание привлекло объявление, приклеенное на рекламной тумбе, озаглавленное словами "Polisen letar efter". Под заголовком красовались два портрета, один из которых был выполнен в стиле "простой карандаш, бумага". В этом портрете он узнал себя. Портрет дяди Прохора представлял собой увеличенную фотографию из документа, который у него отобрали в полицейском участке. Степка воровато оглянулся, сорвал объявление о своём розыске и засунул в карман пальто.
Напившись вволю холоднющей воды из колонки, от которой ломило зубы, старший дейтенант наполнил термос и направился в обратный путь. Заметив впереди двух поздних прохожих он шмыгнул в переулок, потом вышел на параллельную улицу и остановился перед небольшим уже закрытым в это время магазинчиком. В его витрине Степкино внимание привлекли три вещи: большой бидон с крышкой, ворсистый плед и "пирамидка", составленная из красивых банок каких-то консервов.
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя, уважаемые читатели!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.