Найти в Дзене

Василий Верещагин - художник батальных сцен

...Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения... Никадзато Кайдзан

Он был несомненно гением русской живописи...художник-баталист, который погиб во время Русско-Японской войны при подрыве на мине броненосца "Петропавловск" близ Порт-Артура...не осторожничал, не боялся раскрыть, показать, поведать истинное лицо войны, которая несла смерть, бедствия и горе.

Это о нем скажет классик немецкой живописи Адольф фон Менцель: "Der kann alles!" - "Вот этот может все!" и окажется совершенно прав!

Итак, Василий Верещагин - художник, который невероятно сильно мечтал "писать солнце", но судьба приготовила для него иное...

И. Крамской. Единственный прижизненный живописный портрет знаменитого баталиста В. Верещагина
И. Крамской. Единственный прижизненный живописный портрет знаменитого баталиста В. Верещагина

Василий появился на свет Божий 26 октября 1842 года в Череповце Новгородской губернии. Родители, состоятельные помещики, владели деревнями, жили на доходы от кузней своих крепостных, да лес сплавляли. Помимо Василия, было в семье еще три сына: Сергей и Александр стали профессиональными военными, Николай - общественным деятелем.

Жизнь в семье Верещагиных была сытная, размеренная и довольно скучная. Рисовать Василий стал рано, только вот сыну столбового дворянина не гоже было "сделаться художником - что за срам!" Обязательной и крайне престижной среди дворянства считалась карьера военного. По этой причине и определяли своих сыновей в военные моряки зажиточные помещики. И казалось, что все предопределено...в 1850-м Василий был принят в Александровский малолетний кадетский корпус в Царском Селе, а затем зачислен в Петербургский Морской кадетский корпус.

Его ждала блестящая карьера, только выпускник Верещагин, при встрече с великим князем Константином Николаевичем, попросил об отставке и уверенным шагом отправился в Академию художеств. Он дал себе слово поступать так и делать именно то, что казалось ему совершенно правильным. Императорская Академия - разве что-то может быть прекраснее для начинающего художника?... Но была ли в ней творческая свобода, которую так жаждал Василий Верещагин? Античные сюжеты по уставу, "старые мастера" и слепое преклонение перед общепризнанными авторитетами.

Его академическими учителями станут Федор Моллер, Александр Бейдеман и Алексей Марков, но уже вскоре Василий отправится в свое первое путешествие на Кавказ, выхлопотав себе что-то вроде "творческого отпуска". Он жаждал свежих впечатлений и живой натуры. Это случилось в 1863 году. Художник остановился в городе Шуши в Нагорном Карабахе, тщательно наблюдая за жизнью и традициями местного народа, изучая их обряди и особенности быта.

Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам. В. Верещагин

Практически год молодой художник рисовал этюды, писал картины, собирал различный интересный для себя материал. А затем Василий получил неожиданное наследство в 1000 рублей, завещанные ему дядей, и решил отправиться в Европу.

Верещагин учился и работал в Парижской академии под руководством Жан-Леона Жерома, который в те времена слыл "модным живописцем". Однако и здесь нашего художника постигает разочарование - все те же античные сюжеты... Верещагин понимает, что ничему новому он не научится и возвращается обратно в Тифлис.

Я вырвался из Парижа, точно из темницы. И принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением... В. Верещагин

Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается в академические стены и официально завершает обучение.

А тем временем генерал-губернатор Константин Петрович фон Кауфман ищет художника, который мог бы сопровождать его в поездках по Средней Азии. Василий Верещагин принимает предложение командующего. Художником руководит не только страсть к путешествиям, но и желание узнать поближе, что такое истинная война. А тут и случай не заставил себя долго ждать - бухарский эмир объявил русским "священную войну".

Я поехал в Туркестан случайно и до сих пор не знаю, ладно ли сделал, что поехал; вероятно, ладно. Поехал же потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал... В. Верещагин

Сражение за Самарканд было недолгим. Кауфман отправился дальше, а художник Верещагин вместе с небольшим гарнизоном остался в крепости. Однако спокойствие было недолгим. Местные жители, подстрекаемые мулами, пошли на штурм. Бой продолжался несколько суток. Верещагин сражался самоотверженно и храбро, водил солдат в рукопашные схватки, вел разведку противника. Пулей расщепило его ружье, другая же сбила шляпу с головы, но ничего не могла остановить мужественного художника. За храбрость, отвагу и бесстрашие уважили Верещагина и солдаты, и офицеры. Он свято верил в то, что его не убьют, а все то, что увидит - напишет в своих картинах. Художнику было всего двадцать шесть лет, когда за мужество и смелость он получил орден Святого Георгия 4-ой степени.

...Я помню свирепые головы варваров, красные отблески на штыках наших солдат и поминутные командные крики артиллерийского офицера... В. Верещагин

В 1869 году художник Верещагин в столице представляет свои первые работы, привезенные из Туркестана. Это были живопись и графика, выполненные в этюдной манере письма. Неизвестная России Средняя Азия...восточные женщины, укрытые с головы до ног...нищие...невольничье рынки... Художник понимает, что нужно вернуться, еще не все выбрано, прочувствовано и написано...

Следующий его путь в Азию пройдет через Сибирь, киргизские земли и Западный Китай. Он станет изображать портреты местных жителей, простые сцены из жизни, зарисовки узоров с оружия воинов, нарядные юрты-кибитки, уборы верблюдов, лошадей.

Все чаще и чаще он уезжал в горы близ Иссык-Куля, в Боомское ущелье, на перевалы горного хребта Алатау. Художник в своих работах удивительным образом передавал свое восхищение невероятной красотой природы, ее степями, долинами, синеватой дымкой далеких горных вершин...тонкие мазки, яркие и насыщенные оттенки, которые изящно подчеркивали зной азиатских пейзажей.

В 1871 году Василий Васильевич приезжает в Мюнхен, где познакомится с Элизабет Фишер-Рид. Именно она станет первой женой художника. Девятнадцать лет семейной жизни окончились для пары разводом. Удивительно, но художник не написал ни одного портрета супруги. Даже биографы знали о ней совсем немного. Казалось, что Василий Васильевич очень решительно вычеркнул ее из своей жизни.

А тем временем в Мюнхене, в мастерской своего друга, художник увлеченно пишет восточные картины, среди которых: "Богатый киргизский охотник с соколом", "Двери Тамерлана", батальные сцены "Варвары".

В Туркестанскую серию всего вошли тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. Цикл принято делить на бытовые и батальные картины. К бытовым относят: "Двери Тамерлана", "Продажа ребенка-невольника", "Богатый киргизский охотник с соколом", "У дверей мечети"; к батальным - "Смертельно раненый", "Забытый", "Вошли" и многие другие. Несколько картин художник выделил в один цикл и назвал его "Варвары": "Высматривают", "Нападение врасплох", "Представляют трофеи"...

В 1873 году художник показывает весь цикл на выставке в Лондоне, а буквально через год - в Петербурге и Москве. В том же году Василий Верещагин отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, считая, что "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными".

От желающих посмотреть работы отбоя не было. Весь тираж каталогов в тридцать тысяч экземпляров раскупили. Только вот чиновники совсем не одобрили работ, не готовы они оказались к обратной стороне войны, слишком неприглядное у нее лицо...уставшие, раненые, убитые...и не было здесь ни победных атак, ни портретов военачальников с орденами...вот незадача!

Самая знаменитая работа этой серии стала картина "Апофеоз войны", которую художник посвящает "всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". Изначально автор хотел назвать работу "Апофеоз Тамерлана", тем самым обозначая жестокость и беспощадность завоевателя. Но затем принял решение придать сюжету большую значимость. Именно для художника, "пирамида", сложенная из человеческих голов в степи, и есть итог любой войны.

В. Верещагин "Апофеоз войны", 1871
В. Верещагин "Апофеоз войны", 1871

Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества... критик В. Стасов

Разрушенная крепость напоминает лишь о том, как хрупки творения человека, как очень легко стереть все с лица земли в человеческой злобе, ненависти и ярости...и задачу художник ставит простую - предупредить потомков о последствиях и смерти...увидев однажды - забыть не возможно. Здесь нет ни временных, ни исторических зацепок, лишь отражение любых военных действий...тысяча лет назад, в наши дни, в будущем...картина, которая умеет говорить: "Что вы творите, люди? Одумайтесь!" Совершенно нет ни капли зеленого цвета, лишь мертвый желтый песок, да сухие черные деревья. Стая черных воронов - символ смерти и единственный признак жизни...да беспощадное солнце под холодным и равнодушным небом.

Очень многие коллеги-художники упрекали Верещагина за яркие краски, которые были совершенно нетипичны для академической живописи, только вот Иван Крамской назвал Туркестанскую серию очень успешной. А Павел Третьяков приобрел все работы за девяносто две тысячи рублей.

Выставка еще не была закрыта, как Василий Верещагин вместе с супругой начинает собираться в Индию...Бомбей, Джайпур, Дели, Агру, Кашмир, Восточные Гималаи и горное княжество Сикким... Художник очень тщательно готовился к поездке, изучая различную литературу о далекой и загадочной стране, о ее обычаях, традициях, законах, просматривая атласы, составляя маршруты.

Что только ни случилось за время этого долгого путешествия: нападение диких зверей, переходы вброд ледяных рек и пережидание снежных бурь...сам художник переболеет малярией, а у Элизабет сильно упадет зрение, однако это не помешает Василию Верещагину всецело отдаться творчеству.

Он напишет старинные мечети, буддийские храмы, наскальные монастыри, открытые аркады, каменные гробницы, портреты факиров и монахов, сцены различных религиозных церемоний. Несколько позже Элизабет Фишер-Рид опубликует сборник "Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных". Художник будет покорен самобытной культурой Индии. Он работает с небывалым вдохновением и привезет из своей поездки почти сто пятьдесят этюдов, где каждый мазок будет наполнен ярким и удивительным светом.

Все этюды Василий Васильевич предполагал объединить в "малую поэму", которая соберет под свое крыло традиции, верования, культуру и многовековой уклад жизни.

В Индии Верещагин сделал еще новые шаги вперед. Как ни высоко было его искусство уже раньше, во время писания туркестанских этюдов и картин, а теперь он шагнул еще вперед. Кисть его приобрела еще новую силу, теплоту краски, стала способна передавать такое, солнце, перед которым меркнет даже солнце туркестанских лучших его вещей... В. Стасов

Путешествуя по Индии художник не мог не заметить шедевр зодчества - мавзолей Тадж-Махал в Агре - этот удивительный и прекрасный памятник бессмертной любви.

Воздушный и величественный плывущий корабль, отражающийся в зеркальной глади реки, с безупречными колоннами минаретов и куполов... Он очаровал Василия Верещагина своей невероятной архитектурой и поэтической легендой своего возникновения. Тадж-Махал был построен султаном в память о своей любимой жене, которая умерла при родах, находясь с ним в военном походе.

В. Верещагин "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876
В. Верещагин "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-1876

Безукоризненная по своей красоте постройка, будто мираж, готовый в любой момент испариться, раствориться, исчезнуть...Совершенно потрясающее равновесие двух стихий - воды и воздуха лишь добавляют эффект призрачности. Легкими мазками прописана водная гладь, небо же выполнено в совершенно гладкой манере письма, что придает работе невероятную гармонию и созвучие с окружающим ландшафтом. Удивительнейшим образом передано солнечное освещение, будто нежная дымка окружает Тадж-Махал со всех сторон. Здесь нет общего плана, ничто не доминирует, все дышит гармонией и совершенством.

Только спустя четыре года эти работы будут представлены на выставке в Петербурге. Сто тридцать девять картин и этюдов, семьдесят пять из которых купит Павел Третьяков. Выставка будет совершенно бесплатной и за сорок дней ее посетят около двухсот тысяч человек. Василий Верещагин станет одним из лучших художников-ориенталистов. А тем временем художник в 1876 году возвращается в Париж, чтобы через несколько месяцев пойти в новый поход на Балканы.

...Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… нужно не бояться жертвовать своей кровью… иначе картины мои будут «не то»... В. Верещагин

Художника Верещагина причисляют к группе адъютантов главнокомандующего без казенного содержания и с правом носить штатскую одежду. В течении долгих девяти месяцев Василий Васильевич принимал участие в боях, видел штурм Плевны и с отрядом опытного генерала М. Д. Скобелева переходил через Балканы.

Основную роль в батальной живописи Верещагина играет сам сюжет, в котором не найти момента военного столкновения или разгар битвы, но лишь эпизод до сражения или сразу после него.

Балканские картины - это безжалостные сцены театра военных действие, без прикрас, фальши и надуманного патриотизма. Более двух сотен зарисовок и набросков в альбоме, свыше шестидесяти этюдов - художник работал не покладая рук. Впоследствии в "Балканской серии" насчитывается около тридцати картин: "Александр II под Плевной 30августа 1877 года", "Перед атакой", "После атаки", "Турецкий лазарет", "Победители", "Шипка-Шейново", "На Шипке все спокойно" и многие другие.

Русско-турецкая война стала нелегким испытанием для Василия Верещагина. Однажды миноносец "Шутка", на борту которого находился художник, вступил в неравный бой в турецким фрегатом. Василий Васильевич был ранен в бедро, долго пролежал в госпитале. Во время штурма Плевны был убит Сергей Верещагин - младший брат художника. Территория его гибели была занята турками, поэтому похоронить его не удалось. Василий Васильевич отправился на поиски брата, но затея оказалась безнадежной. Другой брат Верещагина - Александр - ранен. Смерть была повсюду...

Вытащить тело не было никакой возможности – так оно и осталось, к величайшему моему горю, пухнуть и гнить в массе – страшной массе покладенных в этот день трупов солдат наших... В. Верещагин

По этому горестному случаю и была написана картина "Побежденные. Панихида" - самая пронзительная и кричащая во всем балканском цикле.

В. Верещагин "Побежденные. Панихида", 1879
В. Верещагин "Побежденные. Панихида", 1879

Поле, усыпанное мертвыми телами, насколько хватает глаз...бескрайнее, необъятное...и священник , который читает отходную молитву по павшим воинам...нахмуренное грозовое небо, попускающие скупые солнечные лучи, которые дают робкую надежду на то, что все скоро закончится, а тучи рассеются...невероятная игра света и тьмы лишь придает работе скорбное, траурное звучание...

Верещагин не думает поэтизировать русскую армию, рассказывать о ее славе, а стремится показать все стороны войны: патетическую, уродливую, ужасную, равно как и другие, в особенности же психологическую сторону, предмет его постоянного внимания... Иван Тургенев

Балканская серия картин со всей правдивостью и честностью показывает нам суровые будни войны, тяжелые переходы русской армии в горах, полевые госпитали, зверства турок. Здесь и обратная сторона войны: карьеризм и амбициозность царского командования, которое зачастую обрекало русского солдата на бессмысленную смерть...

В 1880 году в Петербурге были выставлены картины Балканской серии. Большой резонанс она имела и в Европе. Звучали обвинения в повышенной жестокости и бессердечии, но это была лишь жизненная позиция Верещагина: нещадно "бить войну" и в этом была его правда.

В. Верещагин "На Шипке все спокойно», триптих", 1878–1879
В. Верещагин "На Шипке все спокойно», триптих", 1878–1879

Не возможно не сказать про триптих "На Шипке все спокойно" - это три картины, объединенные одной историей, одним сюжетом - последние часы простого русского солдата. Ему нипочем снежная буря и лютый мороз, он до самого последнего своего вздоха охраняет пост на Шипкинском перевале. От солдата остается лишь сугроб, да кончик штыка, торчащего из-род снега. Можно лишь догадываться о том, что случилось...о нем просто забыли беспечные командиры? И сколько таких солдат было в России..., но "На Шипке все спокойно!" - именно так рапортовали руководящие командующие в столицу, старательно умалчивая реальное положение дел.

В 1887 году художник Верещагин покидает свою мастерскую в Мезон-Лаффите, расстается с Элизабет Фишер-Рид и через некоторое время совершенно случайным образом знакомится с Лидией Андреевской. Её порекомендовали друзья аккомпанировать на выставках художника. Девушке было двадцать три года, Василию Васильевичу уже сорок шесть. Тихая, скромная, невероятно прилежная Лидия приглянулась художнику. Несмотря на разницу в возрасте, второй брак Верещагина был очень удачным и счастливым.

...Да разве я когда-нибудь переставал любить тебя? За разными мелочами, заботами и маленькими столкновениями любовь моя, может быть, меньше проявлялась, но она не ослабела, и теперь, когда никаких столкновений нет, сказывается как нельзя более сильно – все думы о тебе, о твоем покое, здоровье, о развитии твоего таланта. Главное же ты, ты и ты... (из писем В. Верещагина жене)

Василий Васильевич Верещагин с семьей
Василий Васильевич Верещагин с семьей

Развод в те далекие времена был делом непростым, он затянулся на несколько лет. Официальный второй брак Верещагин заключил только в 1894 году, уже после рождения первых детей. Молодая семья перебралась в Москву. В браке родилось четверо детей, из которых выжили только трое. На окраине Москвы художник строит дом для семьи по собственному проекту из сибирской лиственницы в виде русской избы.

Василий Васильевич начинает работать над картинами, посвященными Отечественной войне 1812 года. Почти двадцать полотен со сценами битв и пейзажей с мест сражений. Художник преследует две цели: показать в картинах великий дух русского народа и сместить образ Наполеона с пьедестала героя.

В войне 1812 года художник не принимал участия, но проживая в окрестностях Парижа он внимательнейшим образом изучал воспоминания французов о походе Наполеона, обращая внимание на дневники маршалов и приближенных особ к императору. Все найденные документы, письма, воспоминания, зарисовки Василий Васильевич четко и грамотно структурировал, а затем выпустил книгу "1812 год" и каталог со своими пояснениями к картинам. Тем самым сделав невероятно ценный подарок всем, кто интересуется историей.

В своих картинах Василий Верещагин совершенно иначе показал Наполеона, как до него никто не смел. Император Франции был гением, благородным и уверенным в себе, но до того момента, как за кисти взялся наш великолепный мастер. Он показал Наполеона простым человеком, который мог испытывать всю палитру чувств от радости до боли и страха, мог плакать и даже мерзнуть не хуже своих солдат.

И конечно же художник понимал, что простой русский народ стал истинным победителем Наполеона и его армии. Именно по этой причине и был написан цикл работ, посвященный партизанам. Где уже в самих названиях слышится динамика боя, простая крестьянская речь, видятся трагические события...

Картины, относящиеся в циклу Отечественной войны 1812 года никто не покупал. И в 1902 году Верещагин хотел продать их на аукционе в США, однако русское правительство выкупило работы за сто тысяч рублей, поместив их в Русском музее Петербурга. Со временем император Николай II передал картины в Исторический музей.

А Верещагин все также неустанно работает с утра до ночи, но не забывает уделять внимание сыну и дочерям. В семье существовало правило: художник перед завтраком делал с детьми гимнастику, а вечерами вся семья собиралась у рояля. Лидия играла, а Василий Васильевич пел...

...Когда отец садился передохнуть, мы радостно бросались к нему: я садился на одну ручку кресла, сестра Аня — на другую, а младшая Лида карабкалась на колени. Минут пять-десять все весело разговаривали... (из воспоминаний сына Василия)

Летом вся семья Верещагиных любила путешествовать по Пинеге, Северной Двине, Белому морю, часто посещая Соловки и Крым. Казалось, что художник возвращается к истокам своей души, к русскому, родному, обретая мир и спокойствие, черпая силы и вдохновение в красоте Севера.

В начале 1890-х он побывает на Вологодчине, Ростове Великом, Костроме, Ярославле. Василий Васильевич пишет интерьеры простых деревенских изб и убранства церквей, с большой любовью и вниманием запечатлевая мельчайшие архитектурные детали. Появляются портреты "незамечательных" обычных людей, истории которых будут изданы в сборнике "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

В 1901 году Василий Васильевич отправляется в Японию, но спустя три месяца возвращается обратно в Россию - приближение войны стало более чем очевидно. И уже в 1904 году Василий Васильевич Верещагин уехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве броненосца "Петропавловск" на японской мине. Из всего экипажа численностью 650 человек, спаслось не более шестидесяти. За несколько минут до взрыва художник Верещагин поднимется на палубу со своим походным альбомом, чтобы сделать морские зарисовки...

Совершенно удивительный и невероятный русский воин и живописец, в котором неразрывно соединились две параллели: долг Отечеству и профессиональный труд художника. Он настолько сильно любил жизнь, что не боялся показать гибель и смерть без прикрас...гениальный и неповторимый Василий Васильевич Верещагин - гордость русского народа...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))